Запоминание номеров телефонов мнемотехника

ЗАНЯТИЕ 8

43. Техника запоминания телефонных номеров

Восьмое занятие посвящено отработке техники запоминания телефонных номеров. Телефонные номера можно запоминать разными способами последовательно, по темам, в алфавитном порядке, с привязкой к помещению, в котором находится нужный вам телефон, с привязкой к фамилии (если образ самого человека вам неизвестен), с привязкой к отличительному признаку.

Телефонные номера запоминаются на основе фиксированных образных кодов двузначных чисел: 25 «Топор», 35 «Куб»…

Первые три цифры телефонного номера (392 25 35) запоминаются путем перевода трехзначного числа в образ на основе буквенно-цифрового кода: 392 Кх Рц дТ КоРыТо. Запоминая числовую информацию, вы постепенно выучите образные коды трехзначных чисел (метод АС-1000).

В большинстве случаев можно запоминать телефонные номера на основе только двузначных чисел.

Первые три цифры в телефонных номерах вашего района можно не запоминать, как и в телефонных номерах других знакомых вам районов.

Первая цифра «1» не запоминается и добавляется при припоминании. Первые цифры «2», «3» и «4» могут быть отмечены в ассоциации соответствующим количеством следующих за ними двузначных чисел: 337 три КоСы.

Представлять 5, 6, 7, 8 и 9 образов уже сложно. Поэтому лучше применять образы, обозначаемые двумя словами — прилагательное плюс существительное. При этом прилагательное должно начинаться на соответствующую букву (в зависимости от цифры). Очень хорошо запоминаются цвет и фактура предметов. Например: 579 «Плавленый СыР», 672 «Шершавое СиТо», 785 «Соленая ВоБла», 816 «Фиолетовая ГуаШь», 935 «Резиновый КуБик».

Образы, в которых закодированы числа телефонного номера, нельзя связывать друг с другом. Для образования ассоциации используется образ, выделенный из «хозяина» данного номера. Ассоциация образуется приемом запоминания на разные части образа.

Пример. Кинотеатр «Аврора» — 337-26-00. За опорный образ берется крейсер «Аврора». В нем выделяются три подобраза («Труба», «Пушка», «Якорь»). При этом всегда в определенном порядке (справа налево или наоборот). С этими подобразами создаются искусственные ассоциации: «Труба три косы (кокос)», «Пушка душ», «Якорь бочка».

После образования трех разных ассоциаций необходимо представить всю «картинку» целиком, т.е. мысленно увидеть «Аврору» со всеми образованными на ее подобразах ассоциациями. Эффект одновременного мысленного видения нескольких образов достигается путем быстрого просмотра представляемой картинки.

Пример. Запомнить телефонный номер кинотеатра «Баку» 15134-48. Преобразуем «Баку» в образ «Бак» приемом кодирования по созвучию. Выделим в этом образе три подобраза: «Внешняя часть бака», «Ручка бака» и «Донышко бака с внутренней стороны». С выделенными подобразами образуем ассоциации: «Внешняя часть (одни) погоны (51)», «Ручка бака кочан (34)», «Дно бака щавель (48)».

Последовательное запоминание. Последовательность телефонных номеров запоминается приемом «Матрешка». В последовательность связываются образы, в которых закодированы названия: Авангард Аврора Алмаз Алтай…

При последовательном запоминании нескольких десятков телефонных номеров их следует разбить на короткие цепочки (по 8-10 названий в каждой). Несколько цепочек собираются вместе приемом запоминания на невидимые части образа (прием фокусировки информации на одном образе) или методом Цицерона (каждая последовательность фиксируется на отдельном опорном образе).

Запоминание по темам. Аналогично последовательному запоминанию. Отличие в том, что в каждой последовательности телефоны подобраны по тематике: одноклассники, знакомые по даче, знакомые жены (мужа), медицинские учреждения, магазины автозапчастей и т.п.

Для обозначения темы цепочки в начало последовательности вставляется образ-метка, отражающий соответствующую тему: дача «Колодец», автосервис «Домкрат», одноклассники «Парта» и т.п.

Техника запоминания телефонов в алфавитном порядке следующая. Подготавливается система опорных образов, в основе которой — образные коды букв алфавита. К каждому образу буквы алфавита привязывается ассоциативной связью любой произвольный образ. Этот образ делится на три других образа приемом выделения невидимых частей. При образовании ассоциации каждый выделенный образ необходимо представлять отдельно. Если вы к каждой букве алфавита привязали всего по одному образу (разделенному на три), то вы подготовили систему опорных образов для запоминания в алфавитном порядке 90 телефонных номеров. Например, к образному коду буквы «А» («Арка») вы привязываете ассоциацией произвольный образ «Пачка». Из этого образа выделите три подобраза: «Сигарета», «Фольга», «Коробочка». Теперь на каждый выделенный образ вы можете привязать по одному образу, в котором закодированы название кинотеатра и его телефон.

По мере заполнения образов номерами опорные образы можно добавлять, тем самым создавая дополнительные ячейки для телефонных номеров. Так, если к каждой букве алфавита вы привяжете по 10 произвольных образов (в каждом из которых выделены три других образа), то объем данной системы опорных образов будет равен 900. Это значит, что вы сможете запомнить в алфавитном порядке такое же количество телефонных номеров или любых других сведений. Чтобы такой объем информации держался в памяти, ассоциации следует образовывать очень аккуратно, с соблюдением всех правил запоминания.

Техника запоминания в алфавитном порядке очень эффектна и обычно поражает воображение непосвященных в мнемотехнику. При восприятии названия и соответствующего телефонного номера мгновенно извлеките из памяти образ соответствующей буквы алфавита. Снимите с него первый произвольный образ, разберите его на три части и выберите одну. У вас приготовлен опорный образ для запоминания телефона. На этот опорный образ привяжите ассоциацией образ, в котором закодировано название, а на образе названия запомните телефонный номер. Это долго рассказывать, но в голове это происходит практически мгновенно.

Пример. Телефонный номер: кинотеатр «Аврора» — 337-26-00. Представьте код буквы «А». Снимите с него первый образ («Пачка»). Разберите этот образ на три части («Сигарета», «Целлофан», «Фольга»). Выберите один из этих образов и представьте его мысленно. Привяжите к сигарете образ «Аврора». На образе «Аврора» зафиксируйте телефонный номер.

При воспроизведении информации, запомненной этой техникой, вы сможете припомнить телефоны последовательно строго в алфавитном порядке (при этом вы четко будете знать, сколько телефонных номеров имеется на той или иной букве). Вы сможете осуществить быстрый поиск телефонного номера по первой букве названия. Достаньте для этого образ нужной буквы и просмотрите записанные там телефонные номера. Когда нужно будет вспомнить номер конкретного названия, поиск осуществится мгновенно, без перебора образованных ассоциаций. Действительно, как только вы услышите название «Аврора», в вашем воображении сразу появится соответствующий образ, и вы сможете считать с него телефонный номер.

Привязка телефонного номера к помещению. Часто нет необходимости запоминать фамилии и имена. Иногда достаточно выделить в помещении какой-либо характерный предмет. К этому образу и привязывается номер телефона. В автосервисе это может быть гидроподъемник. В больнице — окошко регистратуры. В школе — класснал доска. В кабинете зубного врача — бормашина. Если за один день вы запоминаете более пяти телефонных номеров, зафиксируйте последовательность выделенных образов (подъемник, окошко, доска). Тогда у вас будет возможность вернуться к запомненным номерам, повторить их и закрепить в памяти.

Привязка телефонного номера к отличительному признаку. Иногда возникает необходимость запомнить телефонные номера людей, чьи имена и фамилии вам хорошо известны. Например, ваш друг или родственник купил сотовый телефон или пейджер. В этом случае выделите отличительный признак по роду деятельности, либо по увлечениям вашего знакомого. Вы также можете использовать для запоминания телефона какой-либо особенный предмет, находящийся в квартире вашего знакомого.

Привязка телефонного номера к Ф.И.О. Когда вы не знаете человека, то привязать телефонный номер можно к его фамилии. Закодируйте фамилию в зрительный образ или ассоциацию. Если фамилия кодируется двумя и более образами (Мартенсон «Марка» «Тент» «Кровать»), то к одному образу этой ассоциации привязываются имя и отчество, а к другому — телефонный номер. Если фамилия кодируется одним образом (Рогова «Рога»), то необходимо ввести дополнительный образ приемом свободных ассоциаций. Например: «Рога», «Копыта». На один образ фиксируются имя и отчество, на другой — телефонный номер.

Для закрепления новых сведений в памяти не забудьте дополнительно зафиксировать последовательность информации.

Читайте также

Этикет телефонных переговоров

Этикет телефонных переговоров

Телефонный разговор находится на полпути между искусством и жизнью. Это разговор не с человеком, а с образом, который складывается у тебя, когда ты его слушаешь.
Андре Моруа
Искусство ведения телефонных переговоров – важнейшее

Занятие 2.3. Практическое занятие по теме «Конфликтные ситуации» (решение ситуационных задач)

Занятие 2.3. Практическое занятие по теме «Конфликтные ситуации» (решение ситуационных задач)
Цель занятия. Закрепление знаний студентов о сущности конфликта, развитие у них навыков анализа конфликтных ситуаций различных типов и формирование умения принимать

Занятие 5.1. Практическое занятие по теме «Мое поведение в конфликте» (занятие построено по методу тестирования)

Занятие 5.1. Практическое занятие по теме «Мое поведение в конфликте» (занятие построено по методу тестирования)
Цель занятия. Закрепление знаний по основным проблемам поведения личности в конфликте, развитие навыков самооценки личности и формирование умений

Этикет телефонных переговоров

Этикет телефонных переговоров

Телефонный разговор находится на полпути между искусством и жизнью. Это разговор не с человеком, а с образом, который складывается у тебя, когда ты его слушаешь.
Андре Моруа
Искусство ведения телефонных переговоров – важнейшее

4. Приемы, методы и техника запоминания

4. Приемы, методы и техника запоминания
Приемы запоминания. Простейшие мыслительные операции над образами, словами и знаками называются приемами запоминания. Например, перевод числа в буквенный код: 35 Кх пБ, букв — в слово: К, Б — КуБик.Методы запоминания. Метод запоминания

ЗАНЯТИЕ 2 12. Как регулировать процесс запоминания

ЗАНЯТИЕ 2

12. Как регулировать процесс запоминания
Процесс запоминания контролируется и регулируется. Можно сознательно запоминать информацию со 100%-ной точностью или не запоминать вообще, запомнить на несколько часов или на очень длительное время, можно стирать

23. Техника запоминания географических названий

23. Техника запоминания географических названий
На третьем занятии вы отрабатываете эту технику на примере запоминания географических названий — штатов США. Таким же способом запоминаются и любые другие названия.Названия кодируются в образы (или ассоциации) методом

24. Техника запоминания исторических дат

24. Техника запоминания исторических дат
При запоминании исторических дат мы фиксируем в памяти не только сами даты и события, им соответствующие, но и последовательность дат. Запоминание последовательности позволяет вспомнить все даты без пропусков и обеспечивает их

ЗАНЯТИЕ 4 25. Характеристики процесса запоминания

ЗАНЯТИЕ 4

25. Характеристики процесса запоминания
Скорость запоминания. Это среднее время, затраченное на запоминание одной единицы информации (на образование одной ассоциации). Если вы запомнили 40 чисел за 4 минуты, ваша скорость запоминания равна б-ти секундам на одно

28. Техника запоминания точных дат

28. Техника запоминания точных дат
Первоначально может показаться, что точные даты вполне можно запоминать на основе фиксированных образных кодов двузначных чисел. Ведь дату «4 апреля 1912 года» можно представить в виде последовательности цифр 1912.04.05, затем разбить эту

35. Техника запоминания формул

35. Техника запоминания формул
Чтобы эффективно запоминать информацию типа формул, нужно сформировать систему образных кодов на каждую учебную дисциплину — отдельно на физику, отдельно на математику и т.д. Мы рассмотрим общие принципы формирования образных кодов и

50. Запоминание номеров автомобилей

50. Запоминание номеров автомобилей
В России в настоящее время встречается два основных типа автомобильных номеров. Запоминаются они практически одинаково и схема запоминания не отличается от схемы запоминания адресов и телефонов. Первый тип номера — это номера с тремя

ЗАНЯТИЕ 13 61. Техника запоминания графических знаков и символов

ЗАНЯТИЕ 13

61. Техника запоминания графических знаков и символов
Техника запоминания знаков не такая скоростная, как техника запоминания телефонных номеров. На запоминание знаков нового для вас языка вам понадобится больше времени. На занятии мы рассмотрим технику

ЗАНЯТИЕ 14 64. Техника запоминания иностранных слов

ЗАНЯТИЕ 14

64. Техника запоминания иностранных слов
Необходимость запоминания большого объема новых слов — серьезное препятствие для изучающего иностранный язык. Бытует мнение, что дети хорошо запоминают иностранные слова, а взрослые — хуже. Мнемотехника показывает, что

ЗАНЯТИЕ 15 67. Техника запоминания «Матрица»

ЗАНЯТИЕ 15

67. Техника запоминания «Матрица»
Эта техника применяется для запоминания цифровых таблиц, организованных по принципу матрицы. Она позволяет осуществлять выборочное припоминание информации на пересечении горизонтальной и вертикальной строк таблицы.

Техника запоминания

Техника запоминания
Учить свою речь тоже лучше блоками. Но не надо специально пытаться запоминать имена, даты, определения.Все это можно и нужно записать на отдельных карточках и взять их с собой на выступление. При заучивании текста старайтесь создать образ, нарисовать

Я застал еще те времена, когда не было мобильных телефонов, а номера стационарных приходилось учить наизусть. Либо записывать в записную книжку. И горе ждало того, кто случайно терял свои записи, а вместе с ними и огромное число важных связей. (Помню, мой отец как-то постирал свою зап.книжку)

Теперь, конечно, нет нужды держать в голове столько ненужной информации. За нас всё делают смартфоны, синхронизация, облачные сервисы… Но всё же хочу поделиться с вами одной элементарной техникой для запоминания длинной последовательности чисел, которая возможно когда-нибудь вам пригодится.

Вдруг, вам нужно будет срочно запомнить номер автомобиля, или не будет ручки и телефона чтобы записать номер мобильного. А может просто захочется удивить девушку или выиграть спор.

И поможет нам в этом мнемоника!

Мнемо́ника (искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). (Википедия)

Говоря простым языком, мнемотехника позволит вам запоминать сложно запоминаемую информацию. Например последовательность из ста цифр, список из нескольких телефонов, новые иностранные слова и т.д.

Мнемотехника базируется на том, что мозг автоматически переводит все слова и числа в образы. Так например читая слово «стакан» — мы представим образ (картинку), а не слово. Если же при прочтении слова образ не возник — то мы не понимаем значение этого слова. Попробуйте, например понять что такое Лукуллов Каннелюра Шуфлядка.

Есть целые школы и направления посвящённые техникам запоминания информации с помощью мнемоники. Я же хочу просто показать вам один из многочисленных способов, который меня однажды очень впечатлил. Он простой и действенный.

Итак. Для начала нужно придумать каждой цифре — образ. Очень желательно, чтобы этот образ по форме напоминал написание цифры. Лучше всего будет, если сама цифра будет как бы вписана в представляемый вами предмет.

Например представьте лебедя. По форме он очень напоминает цифру 2. Или вспомните, как выглядит коса. Очень похожа на цифру 7. Таким образом, вам нужно придумать десять предметов, по форме напоминающих цифры.

Для наглядности я нашёл пару картинок в интернете. Но вы можете (и даже лучше будет) придумать образы самостоятельно.

Теперь, когда цифры связаны с картинками вы можете с лёгкостью запоминать длинные числа. Более того, воспроизводить их в любой последовательности. С конца в начало или из середины в любую сторону.

Как это делается. Услышав или увидев номер, вам нужно придумать историю, в которой будут задействованы те образы, которые соответствуют нужным числам. И самое главное, что чем абсурдней будет история, тем быстрей и легче вы её запомните. Также желательно чтобы вы задействовали свои ощущения и звуковое сопровождение.

Например, вам нужно запомнить номер своего паспорта. Смотрим на цифры и придумываем историю. 4107 386290 (для примера возьму образы из нижней картинки).

История:
Я балансирую на одной ножке перевернутого стула, в попе у меня горящая свеча, а в зрительском зале сидит и пялится на моё шоу- солнышко, при этом улюлюкает и размахивает флагом. Внезапно на меня падает чьё-то сердце. Я поднимаю голову и вижу, что это матрёшка, которая разваливается и из неё вываливается замОк. Затем из неё вылетает лебедь с воздушным шариком в зубах, на котором нарисовано солнце.

Вот и всё. Повторите про себя несколько раз эту историю и вы запомнили номер паспорта. Теперь вы можете легко прочитать этот номер наоборот или из середины, просто вспоминая цепочку событий из своей истории. Попробуйте прямо сейчас. Возьмите любой телефонный номер из памяти вашего мобильного и запомните его с помощью мнемотехники.

А теперь небольшой лайфхак. Если хотите запомнить нечто важное и на долгие годы, то вам придётся придумать секретную комнату. В этой секретной комнате создайте сундук или сейф с картотекой. Теперь, ту историю, которую нужно обязательно запомнить, поместите в свой сундук в нужном вам разделе. (например, «важные документы»). Дальше подсознание всё сделает за вас.

Теперь в нужное время, просто откройте сундук, выберите раздел и в памяти всплывет нужная вам история.

Надеюсь было интересно и полезно.

Удачи!

Да прибудет с вами сила Джедая!

Сергей Круз.

Помню 30 телефонных номеров, 100 цифр после запятой числа пи и имя человека, с которым виделась один раз год назад.

Личный опыт: как я научилась запоминать 50 дат за 10 минут и что мне это дало

Лера Бабицкая

Авторка Лайфхакера

Как‑то раз мне на глаза попалась статья о чемпионате мира по памяти. Его участники соревнуются в запоминании исторических дат, цифр, лиц, имён, последовательностей. «Наверное, они гении», — подумала я.

Но оказалось — нет. Многие из них говорили, что сами не подозревали о способностях своего мозга. Просто в какой‑то момент они начали изучать мнемотехнику и увлеклись.

Для меня это стало вызовом. И хотя в чемпионате мира по памяти я пока не поучаствовала, выиграть 2 000 рублей мне всё-таки удалось. Но обо всём по порядку.

Почему я решила прокачивать память

Моя память никогда не отличалась остротой. Помню, к нам в школу пришло телевидение, чтобы снимать сюжет о том, как я выиграла олимпиаду по литературе. Интервьюер спросил меня: «Кто твой любимый поэт?» — «Бродский», — не задумываясь, ответила я. «А можешь процитировать какое‑нибудь его стихотворение?»

И тут я осознала, что ничего не помню. Стало неловко.

А шесть лет спустя моя память стала ещё хуже. Я забывала про рабочие встречи, путалась в станциях метро, хотя преодолевала один и тот же маршрут множество раз, не запоминала сюжеты прочитанных книг.

В 21 год мне диагностировали тревожное расстройство. Оказалось, что оно сильно связано с ухудшением памяти. Это замотивировало разобраться с проблемой, а заодно — и со стрессом, который тогда был в моей жизни.

Кроме того, меня пугала наследственность. У прабабушки в 70 лет появились проблемы с памятью: вся её жизнь после 30 просто стёрлась. Это пугало. Я начала бояться деменции и болезни Альцгеймера.

Освоение же мнемотехники должно было предотвратить возрастные когнитивные нарушения. И я приступила к практике.

Как я осваивала мнемотехнику

Я просмотрела существующие курсы по мнемотехнике, поискала репетиторов, изучила приложения и книги. Последние стали для меня оптимальным вариантом. Прежде всего я искала в них практику.

Поэтому выбрала книгу «Помнить всё. Практическое руководство по развитию памяти» Артура Думчева — из всех она показалась мне наиболее простой, весёлой и полезной. Плюс ко всему, главы были собраны не по названиям методик, а по целям.

Самыми важными для меня стали параграфы о том, как запоминать новые слова, последовательности цифр и имена.

Как я запоминала новые слова

Артур Думчев уверяет, что чем больше у человека возникает ассоциаций с каким‑то понятием, тем легче его запомнить. Поэтому я создала на телефоне заметку, в которую записывала новые для меня слова. А затем делала следующее:

  • Смотрела определение слова.
  • Разбивала его на составляющие.
  • Если запомнить было сложно, то придумывала предложение и связывала в нём нужное слово с тем, что подходит по звучанию.

Например, прилагательное «инфернальный» — адский, сатанинский, потусторонний. Его легко разбить на составляющие и выделить корень — «инферн». Из «Божественной комедии» я знала, что инферно — это ад. Значит, «инфернальный» — это нечто, относящееся к этому месту.

Если проделать подобное с каким‑то словом было сложно, я переходила к третьему пункту алгоритма — придумывала предложение и связывала нужный термин с подходящим по звучанию.

Пример: в книге Артур Думчев рассказывает, как запомнить слово «коллизия» — столкновение. Он пишет о том, что по звучанию оно похоже на «Колизей». В числе ассоциаций с ним всплывают гладиаторские бои, а любой бой — это стычка, столкновение противников, то есть коллизия.

Как я запоминала списки

Для запоминания списков нужно было использовать метод мест, или метод Цицерона. Его суть в том, чтобы мысленно расставить объекты перечня в знакомом пространстве.

Артур Думчев

Попробуйте вспомнить, чем вы занимались вчера. […] Заметьте, что практически всё, что вы вспомнили […], вы вспомнили с привязкой к месту, в котором это происходило. Например: завтракали на кухне, познакомились с новым человеком в офисе, думали о выходных, находясь в автобусе.

Я училась осваивать эту технику на продуктовом списке. В день, когда я прочитала эту главу, мне нужно было купить:

  • молоко,
  • хлебцы,
  • помидоры,
  • огурцы,
  • салат.

Думчев советовал придумать какую‑то нестандартную историю, связанную с локациями в квартире. Она должна быть эмоциональной и образной.

У меня получилась такая: «Во входную дверь прорывается поток молока. Наводнение! Чтобы спастись, я в коридоре запрыгиваю на хлебец и использую его в качестве плота. Поток несёт меня в ванную, где лежат огромные огурец и помидор. Увидев меня, последний вскакивает и спешно прикрывается занавеской из листа салата».

Так, с помощью метода мест, я запомнила список из пяти продуктов, использовав при этом два помещения в своём доме: коридор и ванную. Этот способ показался мне очень классным!

Во‑первых, потому, что мне понравилось придумывать истории. Во‑вторых, он реально сработал!

Но чтобы использовать его эффективно, нужно соблюдать несколько важных условий:

  • Помещение, в котором вы мысленно расставляете объекты, должно быть знакомым — например, это может быть ваша собственная квартира или родительский дом.
  • Нельзя расставлять объекты из двух разных списков одновременно в одном и том же месте. Если в вашей воображаемой комнате уже размещены какие‑то вещи, не стоит добавлять туда другие: так вы как бы «перезаписываете» сценарий и забываете, какая история была в самом начале.
  • Нужно «идти» по дому последовательно. Не стоит перескакивать из одного места в другое, если они не связаны друг с другом в реальности. Также не нужно петлять, возвращаясь по несколько раз в одну и ту же комнату, — это может запутать.

Как я запоминала имена

Чтобы запомнить имя нового знакомого, важно также использовать ассоциации, утверждает Артур Думчев. Вот пример.

Я познакомилась с девочкой Леной Николаевой. С именем было просто — мою маму тоже зовут Лена. А фамилия вызвала у меня ассоциацию с Николаем Басковым. Затем я представила, как Лена с мамой и Николаем Басковым зажигают на «Голубом огоньке» в телевизоре. Образ сложился!

Другая задача — запомнить сразу нескольких людей, которые представляются тебе поочерёдно. Обычно в такой ситуации нет даже пары секунд, чтобы придумать яркие истории к именам каждого из них. В таком случае, советует Думчев, единственный вариант – брать первые попавшиеся ассоциации: Владимир – тёзка Путина, Анна – главная героиня «Анны Карениной», Настей также зовут подругу детства, а Алиной — племянницу.

Сложнее было с иностранными именами. Представьте задачку: запомнить, как зовут тайского режиссёра Апичатпонга Вирасетакула. Я решила её так: Апичатпонг — похоже на «отпечаток», Вирасетакул — на «и рассвет акул». Получилось «Отпечаток и рассвет акул».

Как я учила иностранные слова

Учить иностранные слова Думчев предлагает с помощью метода ассоциаций и метода мест. Так как незнакомых терминов встретится значительно больше, чем в родном языке, их нужно будет помещать в отдельную «библиотеку». Поэтому стратегия запоминания будет похожа на метод Цицерона, но вместо квартиры нужно выбрать площадку побольше — например, город.

Артур Думчев

Метод запоминания слов состоит в следующем. Мысленно разделим его [город] на части, чтобы потом использовать каждую для определённого типа слов. Например, северная часть города — для существительных, центральная — для глаголов, южная — для прилагательных. А для каждого нового языка будем подбирать новый город.

Я решила выбрать испанский. Какое‑то время я жила с соседкой из Эль‑Сальвадора. И к ближайшей встрече мне хотелось удивить её знанием языка — хотя бы базовым. В качестве города взяла Абакан, в котором родилась.

Когда я столкнулась со словом jardín (сад), то вспомнила про парк ландшафтного дизайна «Сады мечты». При этом само название рифмовалось с застывшей в мозгу рекламой кофе: «Jardin — и каждый день неповторим!». Я представила, как герои рекламы сидят на скамейке у фонтана и обсуждают этот напиток. Удачно совпало, что «Сады мечты» находились как раз в северной части города. Поэтому jardín я поместила именно туда.

Хотя в большинстве случаев придумывать какие‑то сложные «костыли» не приходилось. Так как я уже знала английский, мне было легко запомнить многие испанские слова: teatro, hotel, banco и так далее.

Кроме того, помог лайфхак моей подруги — преподавательницы английского. Она советовала сначала заучить все приставки, артикли и суффиксы, чтобы иметь представление о словообразовании в языке. Это помогает расчленять слова и легче их запоминать.

Так, например, слово antibacteriano (антибактериальный) состоит из трёх важных частей: anti (приставка, обозначающая противодействие), bacteria (бактерия), ano (суффикс прилагательных). Тот же самый метод советует и Думчев.

Артур Думчев

Дело в том, что большинство популярных языков и практически все научные термины содержат латинские и греческие элементы. Знание этих двух языков значительно облегчило бы вам изучение других, но существует более приемлемый вариант — запомнить часто используемые корни и приставки. После этого множество терминов и иностранных слов станут понятны без дополнительного изучения.

При изучении станет очевидно, что многие приставки нам и так уже интуитивно понятны: анти-, а-, аэро-, ре-, транс- и так далее. И это действительно помогает понимать и запоминать многие слова.

Как я запоминала последовательности чисел

Тут было сложно! Основа стратегии — всё те же ассоциации. Нужно было подобрать образы людей и предметов на первые 100 чисел — от 00 до 99. Лучше, если они основаны на внешнем сходстве с цифрами или на каких‑то событиях истории и личной жизни.

По этому принципу у меня, например, подобраны персоны и связанные с ними предметы: Дед Мороз и снег (0 — температура, при которой замерзает вода), Шумахер и автомобиль (Формула‑1), Джеймс Бонд и классический костюм (007) и так далее.

Иногда ассоциация была связана прежде всего с предметом: молоко и Мэри Поппинс («33 коровы» — песня, которую исполняли в фильме) или танк (Т–34) и Сталин (в годы правления которого эту машину начали выпускать серийно). А вот числа 04, 06, 15 — это дни рождения моих родственников, друзей и знакомых.

Легко было до того момента, пока в моём списке не остались числа вроде 53, 87, 93 — на них не ложились привычные культурные ассоциации, а личных с ними связано не было. И тут Артур Думчев посоветовал придерживаться другого подхода. Нужно было найти слова и словосочетания, в которых содержатся те же буквы, что и в начале названий чисел. Например: 27 (двадцать семь) — диск, 54 (пятьдесят четыре) — Печорин, 65 (шестьдесят пять) — шип.

Так число 53 (пятьдесят три) у меня превратилось в моего знакомого с фамилией Петрин, а 86 (восемьдесят шесть) стало вошью. Над некоторыми я думала очень долго — список удалось завершить только через три дня.

Вдобавок к парам цифр в книге прилагался список с ассоциациями для чисел от 0 до 9. Он был организован по визуальному сходству.

0 Яйцо 5 Крючок
1 Карандаш 6 Бомба с фитилём
2 Лебедь 7 Флаг
3 Грудь 8 Песочные часы
4 Кораблик 9 Вишня

После этого началось самое интересное. Я упражнялась в запоминании телефонов моих знакомых. Возьмём номер 8 902 307 86 02. На пару 89 в самом начале можно было не обращать внимания, так как она в большинстве случаев постоянная. 02 — дядя Стёпа. 307 — нужно разделить на 3 и 07, получается «грудь» и «классический костюм».

Получается: дядя Стёпа с большой грудью надевает классический костюм. Дальше: 86 и 02. Вошь едет в полицейской машине.

Звучит смешно, но это действительно помогает запомнить длинные цепочки цифр. У каждой последовательности появляется какая‑то своя история. Например, мой телефон — это историческая драма, СНИЛС — трагическая история о неразделённой любви, а номер банковской карты — хоррор с final girl.

Чего я добилась

По книге Думчева я работала с памятью около двух месяцев, и некоторые результаты меня действительно вдохновили. Один из них — выигранные в споре 2 000 рублей.

Когда мой друг узнал, что я осваиваю мнемотехнику, то отнёсся к этому с недоверием. Он предложил поставить деньги на то, что я не смогу запомнить 50 рандомных исторических дат за 10 минут. Я поколебалась, но согласилась. И хотя я запомнила лишь 47 дат, друг был поражён и сказал, что всё равно считает меня победительницей.

Для справки: мировой рекорд принадлежит Пратику Ядаву. В 2019 году на чемпионате Индии по памяти он запомнил 148 дат за 5 минут.

Но, разумеется, мнемотехника принесла мне не только 2 000 рублей, но и значительно улучшила память. Рассказываю, как именно.

Запомнила 20 телефонных номеров и другие комбинации

Теперь мне достаточно всего пары минут, чтобы зафиксировать в памяти новую последовательность чисел. Я помню около двадцати контактов, и у меня пропала боязнь «выключенного телефона». Я знаю, что даже если я буду в незнакомом городе без связи, то смогу позвонить своим знакомым.

Например, как‑то поздно вечером я оказалась в незнакомом районе, где мы договорились встретиться с другом. Телефон выключился. Но мне не составило труда попросить у прохожего смартфон и набрать +7 985… Друг ответил и объяснил, как мне пройти к месту встречи.

Бонус: теперь я помню номера всех важных для меня документов и с удовольствием наблюдаю, как округляются глаза секретарей, когда я начинаю тараторить номер СНИЛС без подглядывания в бумажки.

Стала лучше запоминать имена

Причём иногда это получается бессознательно. Мне не приходится придумывать какие‑то сложные истории для того, чтобы определить нового знакомого в нужную мемори‑папку. Кроме того, мне стало легче вспоминать имена учёных, писателей и исследователей, если я хочу найти нужную мне цитату. До этого мне бы пришлось копаться в поисковике, личной переписке и книгах, чтобы вспомнить автора.

Овладела незнакомым языком на базовом уровне

После месячной испаноязычной тренировки я знала около 1 800 слов, чего было вполне достаточно, чтобы поддержать простой разговор о погоде, еде и настроении с моей соседкой из Эль‑Сальвадора.

Обогатила словарный запас на 20 000 слов

Расширился и русскоязычный вокабуляр. Это я заметила и в работе: язык моих текстов стал интереснее и разнообразнее. Ради интереса я прошла тест на словарный запас до и после трёхмесячной практики заучивания новых слов. Оказалось, мой пассивный словарный запас вырос на 20 000 слов! Это ужасно вдохновило и вселило гордость за свои старания.

Перестала тратить бумагу на составление продуктовых списков

А ещё — память телефона. Но практика запоминания списков пригодилась не только в магазине. Мне стало легче запоминать свои рабочие таски, запланированные встречи и даты мероприятий, которые я хочу посетить.

Повысила уровень своей креативности

Это было приятной неожиданностью. Я не ставила перед собой такую задачу. Однако, как оказалось, мнемотехника помогает развивать креативное мышление. Артур Думчев объясняет, что это связано со способностью к визуализации — умением мыслить образами, которое прокачивается во время ассоциативных упражнений на память.

Например, я заметила, что во время мозгового штурма стала генерировать больше идей: всплывали неожиданные образы, неочевидные связи и факты, которые, казалось, я должна была забыть.

Так мой личный эксперимент по развитию памяти, начавшийся с наивного интереса, оказался чем‑то большим: мнемотехника помогла мне не только научиться запоминать больше информации, но и смотреть на мир по‑другому.

Мнемоника: творческие (и не очень) подходы к запоминанию информации

Интегрирование технологий в различные сферы жизнедеятельности не может не отражаться на нашем образе жизни. Для подтверждения этого убеждения возьмем среднестатистического гражданина и проанализируем его жизнь.

Мы рождаемся и учимся в форме игры, следом получаем образование в школе, общаемся со сверстниками, оказываемся под значительным влиянием родителей. Затем мы поступаем в университет, заводим круг друзей, влюбляемся, получаем профессию, после – начинаем работать, зарабатывать деньги, женимся/выходим замуж, рожаем детей, путешествуем, развлекаем себя различными хобби, саморазвиваемся (надеемся, что в вашей жизни есть место данному пункту), стареем и умираем.

На протяжении всех этих этапов мы получаем знания, которые копятся, применяются, используются и представляют ценность в виде человеческого капитала. Но призадумайтесь только: насколько громаден этот пласт знаний и как часто нам приходится запоминать большое количество различной информации?!

В детстве мы учимся методом повторения, мозг, буквально как губка, впитывает новые знания. По ходу всей жизни мы встречаем большое количество людей, запоминаем их имена, информацию о них, и иногда это становится проблемой. Также мы получаем образование, новые профессии, учим иностранные языки, сталкиваемся с числовыми рядами, и весь этот объем данных переносится из нашей головы на страницы бумаги, заметки в блокноте, хотя в последнее время, конечно, приходится говорить уже об электронных носителях информации.

Гаджеты помогают нам хранить больше, однако помимо данного безусловного плюса, появляется и проблема с функционированием собственной памяти. Если раньше таксисты составляли маршруты, исходя из карты города в голове со всеми названиями улиц, знаками, запрещенными или разрешенными проездами, то теперь за них это делают «Яндекс.Карты» или «Google.Навигатор». Если дети в школе раньше писали вручную (что также способствует запоминанию), то сегодня они пишут и рисуют стилусами для планшетов. Если раньше научные сотрудники выписывали всю статистическую информацию из архивов библиотеки вручную, то сегодня им достаточно воспользоваться официальным сайтом статистической организации и позаимствовать ее в пять кликов.

Нетрудно догадаться, что все это приводит к меньшим объемам работы памяти, соответственно, к меньшей продуктивности мозга, которая в свою очередь приводит к тяжелым заболеваниям (в частности, к болезни Альцгеймера). Есть ли выход из данной ситуации? Конечно, есть! И называется он мнемоника.

А перед тем, как приступать к знакомству с этим понятием, советуем вам обратиться к нашей онлайн-программе «Лучшие техники самообразования», где за 5 недель вы узнаете большое количество техник по тому, как учиться быстрее, эффективнее, качественнее. Программа поможет быстрее адаптироваться к меняющимся условиям, станет отличным трамплином для тех, кто хочет сменить профессию и получить новый опыт.

Что такое мнемоника и кому она нужна?

Представьте, что вы жрец или шаман, предсказатель или сказитель, живущий в условиях, когда еще не существовало не только Google.Заметок, но и самого банального папируса. За отсутствием письменности, о которой вы, в отличие от будущих поколений шумеров, даже не подозреваете, вам нужно хранить в голове много информации из самых разных областей:  философии, элементарной биологии, физики, проведения обрядов, мифологии и т.д. Подстраиваясь под эти условия, вы, как и любой человек, начнете адаптироваться и придумывать способы простого запоминания всего важного. Таким образом, уже в данный период возникают методы мнемоники (мнемотехники), помогающие индивидам бороться с забыванием.

Мнемотехника (мнемоника) – это набор приемов и способов, способствующих легкому запоминанию нужной информации, увеличивающих объем человеческой памяти путем образования ассоциативных связей. В общем смысле, мнемоника – это искусство запоминания [О. В. Мурашов, 2021].

С появлением письменности ситуация, конечно, изменилась, но не кардинально, потому что на первых порах письменность была уделом богатых слоев населения в силу дороговизны материалов, инструментов, малого количества уже имеющихся недешевых книг. К тому же не стоит забывать, что в далекие времена люди осваивали все новые территории, и не всегда могли составлять карты – приходилось запоминать не просто тексты, цифры, но и целые топографические системы.

Древние греки были одними из первых, кто начал изобретать инструменты мнемоники. В особенности это было актуально для монахов, которым приходилось запоминать богослужебные тексты. В эпоху Ренессанса знаменитый ученый Джордано Бруно написал целую книгу по искусству запоминания, назвав ее «О тенях идей» [А. Э. Штекли, 1964]. Впоследствии многие ученые обращали внимание на методы мнемотехники.

Кому и зачем нужна мнемоника сегодня?

Сегодня мнемотехника одна из популярных тем, используемая в повседневной жизни для запоминания номеров телефонов, банковских карт, имен, различных списков, дат рождений и т.д. Отличным инструментарием она послужит для школьников, студентов, людей, изучающих иностранные языки, преподавателей, офисных сотрудников, организаторов мероприятий, бизнесменов, и пригодится другим лицам, чья работа связана с объемами данных.

При этом очевидны ее плюсы:

  • Реальная эффективность. Результаты эксперимента Ричарда Аткинса и Майкла Ро из Стэнфордского университета показали, что студенты запоминают на 40% больше иностранных слов с помощью ассоциаций – основного инструмента мнемотехники.
  • Реальный эффект. Не путать с предыдущим преимуществом, потому что эффективность вы почувствуете разово, а вот эффект останется с вами на многие случаи запоминания, потому что мнемотехника качественно изменит ваш мозг, сделает его более продуктивным, натренированным.
  • Абсолютная доступность. Приемы мнемоники могут помочь как маленьким детям, так и взрослым и даже пожилым людям.
  • Улучшение ментального здоровья. Мнемотехника способствует предотвращению развития болезни Альцгеймера, рассеянного склероза, служит отличным профилактическим средством ухудшения работы мозга, что является залогом счастливой старости) [Д. Александров, 2021].
  • Педагогическое средство. Инструменты, применяемые в мнемотехнике, окажут значительное влияние на атмосферу проводимых занятий, разрядят тяжелый процесс усвоения материала, станут отличным средством для разнообразия учебной программы и повысят продуктивность обучающихся.

Итак, как видно, мнемотехника – это сплошные положительные стороны. Давайте теперь разбираться, какие конкретно существуют упражнения мнемотехники и как можно научиться быстрее и эффективнее запоминать информацию.

От слов к делу

Приступая к внедрению мнемоники в ежедневную практику, не забудьте, что на первых порах мозг будет сопротивляться, как при внедрении любой привычки в повседневную рутину, однако немного вашего упорства, желания пофантазировать, а также силы воли – и вы обязательно добьетесь успеха. Кстати, упражнения ниже подойдут как для начинающих, так и для тех, кто уже владеет определенными техниками, как для детей, так и для взрослых. Итак, поехали.

Техника музыкальная

Большинство людей слушают музыку с наслаждением, кому-то нравится джаз или классическая музыка, кто-то увлекается жанром поп или рэпом, а кто-то получает истинное удовольствие от прослушивания рок-композиций. Какой бы жанр вам ни нравился, музыка – это отличный двигатель для запоминания, ведь призадумайтесь только, как много песен вы знаете наизусть. И все это благодаря незабываемому симбиозу текста и мелодии. Но кто сказал, что этот метод нельзя использовать в жизни?

Помните рекламу кредитной организации, которая в своем видеоролике показала мужчину, певшего цифры номера телефона этой компании? Если нет, посмотрите видео ниже:

Как вы можете заметить, закадровый голос исполняет очень легко ложащуюся на слух, простую мелодию с текстом цифр. А грациозные пританцовывания мужчины и вовсе производят неизгладимое впечатление на зрителя, так что у последнего не остается варианта забыть просмотренную рекламу. Помимо шуток, на самом деле очень велика вероятность того, что вы запомните эту мелодию, а соответственно, номер телефона, будете его напевать и улыбаться.

Такой маркетинговый ход построен на мнемотехнике «музыкальное запоминание». Добавьте немного воображения и соедините информацию, требующую запоминания со знаменитой песней или со своей придуманной мелодией; почему бы не побыть музыкантами хотя бы в этом ключе? Например, если вам нужно запомнить номер телефона, подставьте цифры вместо текста песни «Рюмка водки» или «Седая ночь». Как правило, любой выросший в российской реальности человек прекрасно знает мотивы этих песен. Повторив несколько раз цифры для запоминания, у вас уже появится своя собственная песня, которая пригодится на работе, в личных делах и т.п.

Техника писательская

Кто такой писатель? Известно давно – это человек, придумывающий и рассказывающий истории. И на самом деле, каждый из нас может побыть писателем, особенно если ему необходимо запомнить какой-то набор слов, обозначающих предметы. Покажем это на примере.

Допустим, вы готовитесь к пикнику, и вам необходимо взять с собой ряд вещей, например, камеру, покрывало, нож, фрукты, разделочную доску, книгу, цветы, вино, свечи, бокалы и тарелки и, конечно, хорошее настроение (список объектов, которые могут пригодиться на пикнике в данном случае заметно сокращен). Ну что ж, список немаленький, а что, если попробовать его запомнить? Не опускайте руки сразу, хотим вам сообщить, что это совершенно возможно.

Историю, которую можно придумать здесь, мы напрямую свяжем с ситуацией пикника. Итак, представьте, вы поставили камеру, в которую вставлен нож, она каким-то образом включилась и начала снимать. Вы, в хорошем настроении и с пледом на плечах, т.к. уже довольно прохладно, а если прохладно, значит, осень, а если осень, то на земле вы видите корольки, гранат, виноград, а если вы видите виноград, то, очевидно, рядом стоят бокалы, наполненные вином. Чтобы оно не испарилось, вы накрыли его разделочной доской, а на нее положили свечи. Так вот, рядом с этими свечами примостилась и греется сова, которая читает книгу про виноделие, и оказывается, это она приготовила вино, на котором сейчас сидит. Но она вообще-то воспитанная сова, поэтому сидит не на голой поверхности доски, а на тарелке с цветочками. Что же, самое время начать пикник!

История, описанная нами, полна нелепостей, однако это залог успешного запоминания истории, поэтому не стесняйтесь и придумывайте самые безумные рассказы. Гарантируем – так вы запомните лучше.

По-другому данное упражнение называется сторителлинг. Кстати, быть может, в комментариях вы поделитесь альтернативной историей для запоминания объектов на пикник. Будем рады увидеть ваши версии, только не забывайте о доле безумства, будьте свободны в своем сценарии.

Техника изобразительная

Итак, мы спели, написали, теперь можно и порисовать или воспользоваться готовыми изображениями. Особенно данная техника помогает эффективно при заучивании новых слов на иностранном языке. Обратите внимание, что в примерах ниже мы не только изображаем предметы и связываем их с незнакомыми словами, но также используем и технику когнитивных связей, т.е. ищем похожие значения в объектах.

Визуализация предметов – отличный двигатель работы памяти. Например, если вам нужно запомнить слово «луч» по-английски (ray), можно распечатать фото Рэя Чарльза (Ray Charles), исполнителя сингла «Hit the Road, Jack». Можно дополнительно изобразить на фотографии лучи, исходящие из его глаз. Так вы отметите связь между именем исполнителя и значением «луч».

Еще один пример возьмем из испанского: techo – потолок. Чтобы запомнить это слово, можно изобразить сверхтехнологический потолок, которым вы управляете с пульта. К примеру, вы можете его открыть или закрыть, посмотреть на нем фильм или превратить его поверхность в зеркальную. Благодаря созвучию корня «тех» и techo вам не составит труда запомнить это слово.

И последний пример возьмем из китайского. Слово «собака» по-китайски – это 狗 (произносится как «гоу»). Всем известно, что с английского «гоу» – это идти. Можно изобразить на карточке как парень гуляет с собакой и кричит ей: «Go!» Глядя на эту картинку, вы всегда будете вспоминать как по-китайски звучит собака.

Используйте карточки, картинки в телефоне, зарисовки, визуализируйте информацию для запоминания, и будет вам лингвистическое счастье.

Техника стихотворная

Рифма – один из мощных двигателей запоминания. Вспомните, как в школе мы заучивали стихотворение про Ивана, чтобы запомнить порядок падежей в русской грамматике. Или как придумывали стихотворения для запоминания исключений прилагательных с двумя буквами «н» (стеклянный, оловянный, деревянный). Все эти методы отлично помогают не только детям, но и взрослым.

К примеру, если вам необходимо запомнить цвета на флаге Индии, вы можете придумать стихотворение, например:

Индуса добела отмыли,

Одели брюки под оранж,

И волосы позеленили.

Он выпил синенький меланж.

Из этого курьезного стихотворения вы сможете запомнить цвета, изображенные на индийском флаге (ниже как раз он представлен):

Помимо этого, благодаря стихотворениям можно запоминать некоторые из правил геометрии, в частности:

«Биссектриса — это крыса, которая ходит по углам и делит угол пополам».

«Медиана, как обезьяна, что прыгает по сторонам и их ломает пополам».

Можно также заучить стихотворение на запоминание числа π:

Нужно только постараться

И запомнить все, как есть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть.

Согласитесь, так запомнить информацию будет гораздо проще и увлекательнее, к тому же вы можете проверить, насколько хорошими поэтическими навыками вы обладаете и заодно потренировать их.

Кстати, никто не отменял классический способ тренировки памяти – учить стихотворения наизусть. Помимо того, что вы реально тренируете свой мозг, вы также обогащаете свои литературные познания. К тому же, заметьте, человек, цитирующий строки из стихотворения под какую-то ситуацию, всегда кажется выше, культурнее, образованнее в глазах окружающих. Поэтому выбирайте своего любимого поэта/поэтессу и учите стихотворения на здоровье!

Обсудим теперь техники по запоминанию цифр.

Техника Шед

Начнем с коротких чисел. Чтобы запомнить номера на машине, ценники, даты рождения знакомых и друзей, пароли или просто цифры по работе, вы можете воспользоваться системой Шед. Суть этого упражнения по мнемотехнике заключается в том, что под число вам следует подобрать фразу, состоящую из слов, число букв которых равно каждой цифре запоминаемого числа.

Работает это так: если вам необходимо запомнить номера автомобиля 147, подберите фразу из трех слов, где первое слово будет состоять из 1 буквы, второе – из 4, третье – из 7, к примеру, фраза «Я маме принесу» или «И ирод сожалел».

Если вам нужно запомнить дату рождения человека, у которого он 05.12, то можно придумать фразу из четырех слов: «О, Ирина и он». Да, звучит странно, но зато вы понимаете, что междометие «О» – это ноль, а другие слова (точнее, количество букв в них) подсказывают остальные цифры. Если вам при этом нужно еще запомнить год рождения, допустим, 05.12.1992, то можно выделить блоки фразы: «О, Ирина и он закричали “да!”» (опускаем 19 из года рождения, т.к. и так понятно, что это двадцатый век; в другом случае придумываем еще два слова: из одной буквы и девяти).

Довольно распространен такой метод при изучении истории, когда обучающимся приходится запоминать большое количество дат. Пусть вам нужно запомнить дату Невской битвы, состоявшейся в 1240 году, и в таком случае вы можете придумать фразу: «Я река Нева». У вас уже есть три цифры, в конце можете добавить «О», либо просто по логике вещей догадаться, что в конце не хватает еще одной цифры, и это ноль, раз ничего не стоит.

Таким образом, дата говорит сама за себя, и вы легко запоминаете число и произошедшее событие.

Но что же делать, если необходимо запомнить длинное число? На это случай мы приберегли еще одну мнемотехнику.

Техника «Человек-Действие-Предмет»

Данное упражнение удобно использовать для запоминания таких данных, как номера телефонов, банковских карточек, логинов, паролей и т.д. Это упражнение довольно популярно и на самом деле действенно.

Сущность метода заключается в том, чтобы закодировать каждое число от 1 до 99 каким-то запоминающимся вам образом. Как видно, эта техника индивидуализирована, причем образы вы придумываете сами, конкретно те, что вам легко запомнить, т.е. вам придется самостоятельно составлять таблицу образов на три столбца:

  • в первом прописать образы людей от 1 до 99 (например, 5 – пузатый мужчина, 17 – старик с палкой и т.п.);
  • во втором – присвоить данному числовому ряду какое-то действие (8 – бесконечно наблюдать, 52 – кормить лебедя из «пузатого» пакета и т.д.);
  • в третьем – подобрать предмет на каждую цифру и число (6 – нота, 43 – бюстгальтер, повешенный на стуле и т.п.)

Приведем пример работы данной техники на уже использованных выше образах. Если нужно запомнить число 17526, то можно условно разбить его на 17, 52 и 6. Посмотрев закодированные образы в таблице, можно составить следующую ситуацию: «Старик с палкой пошел в парк кормить лебедя из большого пакета и вслушался при этом в приятную музыку в парке настолько, что запомнил ее ноты». Обращаясь к образам, сразу можно найти необходимые цифры.

Такой способ запоминания цифр может оказаться очень продуктивным. Главное – придерживаться собственно сочиненной таблицы. Не жалейте время на ее составление. Во-первых, это очень увлекательный процесс, ведь вы активизируете свою фантазию, во-вторых, время, затраченное на ее формирование, вернется вам сторицей в ситуациях, когда нужно будет запомнить длинные числовые ряды [Л. Лобынцева, 2021].

Рассмотрим заключительный способ мнемотехники.

Онлайн-программа от 4brain

Еще один замечательный способ освоить мнемонику дома, даже если вы начинающий, – это пройти нашу онлайн-программу «Мнемотехники», на которой всего за 5 недель с помощью специальных онлайн-тренажеров вы научитесь быстро запоминать имена, лица, даты, списки, иностранные слова и т.д. Особенно полезной программа будет для людей, занимающихся обучением (школьник, студент, аспирант и т.д.), аналитиков, людей, чья профессия связана с общением, новыми знакомствами, да и просто для тех, кто претендует на звание эрудированного человека.

Итак, если вы еще не начали внедрять упражнения мнемоники в свою повседневную практику, если вы все еще страдаете от глубокой забывчивости и жалуетесь на свою память, самое время обратить внимание на этот интересный и занимательный метод обучения.

Желаем вам запоминающихся впечатлений! И пройдите небольшой тест, чтобы закрепить материал статьи:

Я застал еще те времена, когда не было мобильных телефонов, а номера стационарных приходилось учить наизусть. Либо записывать в записную книжку. И горе ждало того, кто случайно терял свои записи, а вместе с ними и огромное число важных связей. (Помню, мой отец как-то постирал свою зап.книжку)

Теперь, конечно, нет нужды держать в голове столько ненужной информации. За нас всё делают смартфоны, синхронизация, облачные сервисы… Но всё же хочу поделиться с вами одной элементарной техникой для запоминания длинной последовательности чисел, которая возможно когда-нибудь вам пригодится.

Вдруг, вам нужно будет срочно запомнить номер автомобиля, или не будет ручки и телефона чтобы записать номер мобильного. А может просто захочется удивить девушку или выиграть спор.

И поможет нам в этом мнемоника!

Мнемо́ника (искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). (Википедия)

Говоря простым языком, мнемотехника позволит вам запоминать сложно запоминаемую информацию. Например последовательность из ста цифр, список из нескольких телефонов, новые иностранные слова и т.д.

Мнемотехника базируется на том, что мозг автоматически переводит все слова и числа в образы. Так например читая слово «стакан» — мы представим образ (картинку), а не слово. Если же при прочтении слова образ не возник — то мы не понимаем значение этого слова. Попробуйте, например понять что такое Лукуллов Каннелюра Шуфлядка.

Есть целые школы и направления посвящённые техникам запоминания информации с помощью мнемоники. Я же хочу просто показать вам один из многочисленных способов, который меня однажды очень впечатлил. Он простой и действенный.

Итак. Для начала нужно придумать каждой цифре — образ. Очень желательно, чтобы этот образ по форме напоминал написание цифры. Лучше всего будет, если сама цифра будет как бы вписана в представляемый вами предмет.

Например представьте лебедя. По форме он очень напоминает цифру 2. Или вспомните, как выглядит коса. Очень похожа на цифру 7. Таким образом, вам нужно придумать десять предметов, по форме напоминающих цифры.

Для наглядности я нашёл пару картинок в интернете. Но вы можете (и даже лучше будет) придумать образы самостоятельно.

Теперь, когда цифры связаны с картинками вы можете с лёгкостью запоминать длинные числа. Более того, воспроизводить их в любой последовательности. С конца в начало или из середины в любую сторону.

Как это делается. Услышав или увидев номер, вам нужно придумать историю, в которой будут задействованы те образы, которые соответствуют нужным числам. И самое главное, что чем абсурдней будет история, тем быстрей и легче вы её запомните. Также желательно чтобы вы задействовали свои ощущения и звуковое сопровождение.

Например, вам нужно запомнить номер своего паспорта. Смотрим на цифры и придумываем историю. 4107 386290 (для примера возьму образы из нижней картинки).

История:
Я балансирую на одной ножке перевернутого стула, в попе у меня горящая свеча, а в зрительском зале сидит и пялится на моё шоу- солнышко, при этом улюлюкает и размахивает флагом. Внезапно на меня падает чьё-то сердце. Я поднимаю голову и вижу, что это матрёшка, которая разваливается и из неё вываливается замОк. Затем из неё вылетает лебедь с воздушным шариком в зубах, на котором нарисовано солнце.

Вот и всё. Повторите про себя несколько раз эту историю и вы запомнили номер паспорта. Теперь вы можете легко прочитать этот номер наоборот или из середины, просто вспоминая цепочку событий из своей истории. Попробуйте прямо сейчас. Возьмите любой телефонный номер из памяти вашего мобильного и запомните его с помощью мнемотехники.

А теперь небольшой лайфхак. Если хотите запомнить нечто важное и на долгие годы, то вам придётся придумать секретную комнату. В этой секретной комнате создайте сундук или сейф с картотекой. Теперь, ту историю, которую нужно обязательно запомнить, поместите в свой сундук в нужном вам разделе. (например, «важные документы»). Дальше подсознание всё сделает за вас.

Теперь в нужное время, просто откройте сундук, выберите раздел и в памяти всплывет нужная вам история.

Автор: Сергей Круз.

Процесс запоминания можно сравнить с тем, как мы протаптываем дорогу. Чем чаще ходим по тропе — повторяем информацию и воспроизводим — тем она удобнее. Если описать процесс с точки зрения нейрофизиологии, то наши шаги — сигналы в нейронных цепочках. Когда сигнал повторяется снова и снова, это дает мозгу понять, что сигнал особенно важен. Мнемотехники — приемы запоминания, основанные на работе с ассоциациями — могут послужить картой, которая подскажет верный путь по этим нейронным тропам.

Как работает память 

В психологии принято считать, что работа памяти основывается на трех последовательных процессах: кодировании, хранении и извлечении. Сначала мозг кодирует информацию — распознает, как нечто новое выглядит/звучит/ощущается или что-то означает. Чем больше органов чувств задействовано при восприятии, тем лучше информация закодируется и тем вероятнее отложится в памяти. Поэтому мы лучше запоминаем то, что сопровождается презентацией и наглядными примерами.

После кодировки полученная информация отправляется в сенсорную память — на несколько секунд. Внимание отфильтровывает полученные сведения и направляет часть из них в кратковременную память. Та позволяет помнить что-то крайне недолго: от 30 секунд до минуты. Например, вы услышали номер телефона, но не повторили вслух пару раз, чтобы запомнить. Через минуту уже и не вспомнить. Объем кратковременной памяти также скромный, всего около 4 (+/–1) элементов: цифр, дат, слов или фигур. Это крайне мало, потому что простой синий квадрат — уже два элемента: цвет и форма. При встрече с иностранными словами объем кратковременной памяти иссякает еще быстрее. Для русскоговорящего «диван» — единица информации, но для человека, незнакомого с языком — сразу 5 единиц.

После того как информация попала в кратковременную память, происходит консолидация памяти. Данные отправляются в долговременную память — правда, на особых условиях. Здесь важную роль играет принцип ассоциаций: чтобы мозг запомнил что-то новое, это что-то нужно связать с уже имеющимися знаниями. Мы легко забудем дату рождения знакомого — только если не заметим, что тот родился в День космонавтики. Еще лучше, если новые сведения вызовут эмоции (смех, гнев). Они обостряют фокус внимания и надежнее фиксируют данные в памяти.

Как работают мнемотехники 

Итак, мозг охотнее отправляет в долговременную память информацию с наглядными образами, ассоциациями, деталями и эмоциями. С номерами телефонов, датами и фамилиями дела обстоят сложнее. Суть мнемоники заключается в том, чтобы наделить такие абстрактные и неудобные для памяти данные составляющими хорошего запоминания.

Для этого любой единице информации присваивается красочный и запоминающийся образ. Затем эти образы связываются ассоциациями, лучше всего — абсурдными и смешными (эмоции). Когда нужно воспроизвести необходимую информацию, мы сначала вспоминаем образ, потом — что им закодировано.

Принцип можно описать так:

Сложные для запоминания данные ➡️ образование связей (кодирование) ➡️ запоминание данных в удобной форме (история, рифма, аббревиатура) ➡️ декодирование (расшифровка) ➡️ нужные данные.

Чемпионы по запоминанию могут воспроизвести до 70 000 знаков числа Пи или запомнить несколько сотен случайных слов за 15 минут — как правило, благодаря не феноменальной от рождения памяти, а мнемотехникам. Исследования также подтверждают их эффект. Так, участники одного эксперимента шесть недель тренировали метод локусов (он же «Дворец памяти») и смогли воспроизвести в среднем 62 слова из 72, которые их попросили запомнить. Кто не практиковал мнемотехнику, назвал на 36 слов меньше. А сканирование мозга показало: у мнемонистов области, которые участвуют в памяти и познании, чаще срабатывали синхронно.

Несмотря на эти результаты, не стоит надеяться, что мнемотехники существенно улучшат память. Скорее — помогут быстро что-то запомнить и дольше не забывать. Правда, без повторения эффект сойдет на нет. А еще некоторые исследования показывают бонусы, не связанные с запоминанием. В одном, например, мнемотехники улучшили ассоциативное мышление и внимательность студентов, а вместе с ними и креативность, в другом — снизили тревожность перед экзаменационным тестированием по статистике.

7 простых мнемотехник на любой случай

Главное, что нужно помнить, когда используете мнемотехники, — что выбирать ассоциации нужно с умом. Во-первых, использовать те, что пришли в голову первыми: они самые надежные. В-вторых, представлять предметы красочно, детально и объемно, разглядывая их в своей фантазии с каждой стороны. В-третьих, подкреплять эмоциями: чем смешнее и нелепее придуманная история, тем лучше для запоминания. И совет напоследок: повторите образ вслух и с таким выражением, будто бы рассказываете сказку маленькому ребенку.

1. Метод ассоциативной истории

Подойдет для запоминания структурированной информации вроде списков или инструкций. При использовании этого метода на каждый термин, который необходимо запомнить, нужно придумать образ-ассоциацию, а затем по смыслу связать в рассказ. Лучше эти образы выстраивать в истории попарно, чтобы не забыть какой-нибудь из них.

Попробуем, к примеру, составить ассоциативную цепочку для восьми стилей в европейской архитектуре. Нам нужно запомнить не только их названия, но и последовательность, с которой они появлялись в истории. Начнем с того, что подберем для каждого стиля образ.

  • X–XII вв. Романский стиль — режиссер Романски (напоминает фамилию Полански).

  • XII–XV вв. Готика — друг Романски, принадлежит субкультуре готов.

  • Начало XV — XVI в. Ренессанс — референс (ассоциация по созвучию).

  • XVI — середина XVIII в. Барокко — пышный барашек.

  • XVIII в. Рококо — кричащая курица.

  • XVII — начало XIX в. Классицизм — классическая литература.

  • XVIII–XIX вв. Ампир — вампир.

  • Конец XVIII — начало XIX в. Романтизм — любовные отношения.

Из этих образов сложился следующая цепочка событий. Режиссер Романски и его друг-гот позируют для создания референса с пышным барашком в руках, вдруг вбегает курица с криками «ко-ко», держа в лапе книгу классической литературы, где упоминаются вампиры и романтические отношения Мастера и Маргариты.

2. Буквенно-цифровой код для номеров

Подойдет для запоминания пин-кодов, телефонных номеров и других числовых значений. В этом способе каждой цифре от 0 до 9 при кодировании присваивается определенная буква. Кодировка может быть самой разной. Простейшая присваивает цифре букву согласно первой букве слова, которым цифра обозначается на письме.

  • 0 — н (ноль);

  • 1 — р (раз);

  • 2 — д (два); 

  • 3 — т (три); 

  • 4 — ч (четыре);

  • 5 — п (пять); 

  • 6 — ш (шесть); 

  • 7 — с (семь); 

  • 8 — в (восемь); 

  • 9 — м (используем слово «много», так как «д» уже занята двойкой).

Предположим, нам нужно запомнить пароль от банковской карточки 0753. Если закодировать номер с помощью предыдущего кода, получится «НСПТ». Теперь этот набор букв надо перевести в образ. Похоже на фразу «Не СПаТь», верно? Так можно запоминать длинную последовательность чисел, превратив ее в предложения. Кстати, чтобы ассоциации рождались быстрее, мнемонисты советуют придумать код из букв, которые чаще всего встречаются в алфавите. Подсмотреть способы кодировки для русского языка можно в таблице.

Еще один вариант этого метода позволяет кодировать в одной цифре сразу две буквы, что дает большую свободу в создании образов. В нем внимание сфокусировано на принципе фонетической парности. Например, цифру 2 мы кодируем как сочетание «Д» (потому что «два») и «Т» (глухой парный звук). Цифра 5 аналогично кодируется в «ПБ». Для цифры 1 подбираем похожую по форме букву «Г». И хотя в фонетике нет подходящей пары, мы можем подобрать к «Г» букву «Ж» из-за созвучия. Если созвучие использовать нельзя, пару придется запомнить или подобрать ассоциацию по форме и другим признакам. Когда мы составляем образ, нужно убрать из каждой пары одну букву и использовать оставшуюся.

Вот код, который часто используют мнемонисты: 

  • 1 — ГЖ 
  • 2 — ДТ 
  • 3 — КХ
  • 4 — ЧЩ
  • 5 — ПБ
  • 6 — ШЛ
  • 7 — СЗ
  • 8 — ВФ
  • 9 — РЦ
  • 0 — НM

Из телефонного номера 89231577036 получается набор букв «ВФ РЦ ДТ КХ ГЖ ПБ СЗ СЗ НМ КХ ШЛ». Далее выбираем из каждой пары букв по одной, получается «ВРТХГПСЗМХЛ». Видим фразу «ВоР ТиХ еГо ПеС ЗиМой ХиЛ».

3. Система Shaper для дат

Ассоциация по форме числа не предполагает создания единого кода, а образ создается для каждого отдельного набора цифр. Этот способ подойдет для запоминания дат. Суть в том, что к каждой дате привязывается уникальная история. Главное — подобрать такие ассоциации, которые бы по своей форме напоминали очертания чисел. Например, 2 многим напоминает лебедя, 17 — старика с тростью, 15 — инвалидное кресло и так далее. Можно использовать как двоичную, так и единичную систему записей.

Например: 

  • Можно представить дату крещения Руси (988 год) как воздушный шар, на нитке которого закреплены 2 палки. Если сложить палки, получится крест.

  • А Ледовое побоище 1242 года можно запомнить в виде меча, который держит лебедь. Им птица на замерзшем озере сопротивляется топору, которым орудует второй лебедь.

  • Дата основания Санкт-Петербурга может выглядеть как образ престарелого Петра I с тростью, который на болоте построил снеговика, — 1703. 

4. Аббревиация для последовательностей

Подойдет для запоминания последовательностей терминов. Чтобы использовать эту мнемотехнику, нужно составить фразу из первых букв каждого слова, включенного в список. Суть легко уловить на примере известной мнемонической аббревиации для запоминания цветов радуги: «Каждый (красный) Охотник (оранжевый) Желает (желтый) Знать (зеленый), Где (голубой) Сидит (синий) Фазан (фиолетовый)».

Представим, что перед нами список из понятий несколько сложнее, чем цвета радуги. Например, последовательность черепных нервов: обонятельный, зрительный, глазодвигательный, блоковой, тройничный, отводящий, лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный. Для их запоминания существует забавная мнемотехническая фраза: «Очнись, Зловещий Гробовщик, — Бушует Тонус Организма, Лишая Собственный Язык Безмерной Доли Пессимизма». И так можно составить фразу практически для любого структурированного списка. Главное — выбрать яркие ассоциации, а если получится — то и зарифмовать их.

5. Система «человек-действие-предмет» для больших числовых списков

Система «человек-действие-предмет» — одна из наиболее популярных методик для запоминания длинных последовательностей чисел. Телефонных номеров, например, или более длинных числовых списков. Суть метода — каждому числу от 1 до 99 присваивается образ по принципу «этот человек делает что-то с чем-то». Увы, воспользоваться техникой сразу, без подготовки не получится: сначала необходимо создать таблицу образов на три колонки.

Например, чтобы запомнить число 264 722, мы разбиваем его на три части по схеме человек (26), действие (47), предмет (22).

  • Числу 26 мы присваиваем образ Лермонтова (потому что столько лет прожил поэт), который пишет стихи. 

  • Число 47 — Шумахер (это номер гонщика) ездит на автомобиле.

  • Число 22 — лакей управляет лошадьми (ассоциация возникла из-за схожести формы числа 22 с лошадьми) 

  • Получается: «Лермонтов ведет лошадь».

6. Метод созвучия для иностранных слов

Подойдет для изучения иностранных слов или сложных терминов. Метод предполагает создание связи между словом, его звучанием и образом (поэтому его еще называют методом фонетической ассоциации). Важно, чтобы в образе присутствовало смысловое значение первоначального слова, иначе можно исказить понимание термина некорректной трактовкой.

Например:

  • Elephant — «слон». Слоны «ели фантики».
  • Puddle — лужа. «Я много раз падал в эту лужу».
  • Нога — Leg. «Я наступил ногой на деталь от ЛЕГо».

Кстати, иностранцы тоже используют этот метод при изучении русского языка. Чтобы заучить фразу «я люблю вас», представляют желто-голубой автобус — yellow-blue bus, например.

7. Метод пиктограмм для поэзии, прозы и имен

Подойдет для заучивания стихов, докладов, прозаических отрывков. Текст записывается в виде пиктограмм — небольших рисунков, каждый из которых наглядно показывает смысл того, о чем говорится в тексте. Это дополнительно усиливает запоминание, потому что задействует и моторную (создаете пиктограммы), и визуальную память (смотрите на зарисовки). Например, в одном исследовании участники зарисовали значение слов (даже на скорую руку) и лучше запомнили их порядок, чем те, кто то же самое записал. Такое рисование можно использовать в самых разных случаях. Например:

  • Для запоминания списков, стихов, плана ораторского выступления. Если нужно воспроизвести текст в определенной последовательности, рисуйте мнемотаблицу: расчертите лист бумаги на равные блоки и в каждом из них по порядку нарисуйте изображение, которое иллюстрирует фразу в стихотворении или тезис выступления. Если порядок не важен, подойдет интеллект-карта (mind map): в центр листа помещаем главную мысль, от нее проводим линии-ветви с тезисами, объясняющими ее суть. Для составления таких карт есть онлайн-сервисы вроде Coggle или XMind. Но если рисовать их от руки, запомните лучше.

  • Для запоминания людей и их имен. Не перечисляйте имена людей в группе, не проговаривайте их про себя. Просто нарисуйте каждого, изобразите какую-то характерную особенность (ярко-рыжие волосы, например) — и подпишите напротив рисунка имя.

  • Для запоминания маршрутов. Не пытайтесь запомнить маршрут, перечисляя повороты («два направо, потом один налево…»). Посмотрите, как предлагает идти навигатор, и схематично повторите эту линию на бумаге.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Заполярный пиццерия челентано номер телефона
  • Заполярник норильск номер телефона
  • Заполье почта номер телефона
  • Запой пятигорск номер телефона
  • Запой абакан номер телефона