Является ли номер телефона персональными данными украина

Здравствуйте, Роман!

С 1 января 2012 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно нарушения законодательства о защите персональных данных», который установил административную и ужесточил уголовную ответственность за нарушение законодательства о защите персональных данных.

В соответствии с действующим законодательством, все сведения, позволяющие вас идентифицировать (ФИО, номер паспорта, дата и место рождения, адрес регистрации и проживания, телефонные номера, идентификационный код, адреса электронной почты и т.д.) — это ваши персональные данные, которые без вашего письменного (!) согласия не могут быть собраны, обработаны и использованы.

Все базы персональных данных, собранные юридическими лицами, в обязательном порядке должны быть зарегистрированы в специальном уполномоченном органе — Государственной службе по вопросам защиты персональных данных (официальный сайт службы -www.zpd.gov.ua).

Вас не уведомили о том, что включили ваши персональные данные в базу, не разъяснили ваши права, не указали, с какой целью был произведен сбор сведений и не назвали лиц, которым эти данные передаются? Владелец базы может подвергнуться административному взысканию — штрафу от 5100 до 6800 грн.

Лицо, ответственное за хранение конфиденциальных сведений, которое не обеспечило должную защиту базы персональных данных, в результате чего третьи лица получили незаконный доступ к персональным данным, карается штрафом в размере от 5100 до 17000 грн.

Кроме того, за незаконное распространение конфиденциальной информации действующим законодательством предусмотрена и уголовная ответственность (статья 182 УК Украины).

Удачи!

Обзор законодательства Украины в сфере информационной безопасности. Часть 3: Персональные данные

В 2010 году в июне в Украине был принят Закон Украины «О защите персональных данных» № 2297-VI. Месяц спустя, в июле 2010 года, Украина ратифицирует Конвенцию о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных путём принятия Закона Украины «О ратификации Конвенции о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных и Дополнительного протокола к Конвенции о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных относительно органов надзора и трансграничных потоков данных» № 2438-VI.

Оглавление (показать/скрыть)
Часть 1: Общий обзор законодательства Украины в сфере информационной безопасности
Часть 2: Стратегия национальной безопасности Украины
Часть 3: Персональные данные
Часть 4: Государственная тайна
Часть 5: Коммерческая тайна
Часть 6: Иные виды тайн
Часть 7: Криптография
Часть 8: Сертификация криптографии
Часть 9: Стандарты криптографической защиты
Часть 10: Техническая защита информации
Часть 11: Прослушка
Часть 12: Борьба с киберпреступностью

Оба закона вступили в силу с 01 января 2011 года.

Принятие Закона Украины «О защите персональных данных» и ратификация Конвенции  приблизили украинское общество к европейским стандартам защиты информации, а именно персональных данных, гармонизировав украинское законодательство и приведя его в соответствие с такими нормативно-правовыми актами, как:

  • Конвенция о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой данных личного характера, подписанная 28 января 1981 в г. Страсбурге,
  • Директива 95/46/ЕС Европарламента и Совета от 24 октября 1995 о защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном перемещении таких данных.

Закон Украины «О защите персональных данных» регулирует правовые отношения, связанные с защитой и обработкой персональных данных и направлен на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, в частности права на невмешательство в личную жизнь, в связи с обработкой персональных данных.

Данный Закон распространяется на:

  • деятельность по обработке персональных данных, осуществляемой полностью или частично с применением автоматизированных средств;
  • обработку персональных данных, содержащихся в картотеке или подлежащих внесению в картотеки, с применением неавтоматизированных средств.

Основные понятия

персональные данные — сведения или совокупность сведений о физическом лице, которое идентифицировано или может быть конкретно идентифицировано;

распорядитель персональных данных — физическое или юридическое лицо, которому владельцем персональных данных или законом предоставлено право обрабатывать эти данные от имени владельца;

владелец персональных данных — физическое или юридическое лицо, которое определяет цель обработки персональных данных, устанавливает состав этих данных и процедуры их обработки;

субъект персональных данных — физическое лицо, персональные данные которого обрабатываются;

третье лицо — любое лицо, за исключением субъекта персональных данных, владельца или распорядителя персональных данных и Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, которому владельцем или распорядителем персональных данных осуществляется передача персональных данных.

база персональных данных — именованная совокупность упорядоченных персональных данных в электронной форме и/или в форме картотек персональных данных;

картотека — любые структурированные персональные данные, доступные по определенным критериям, независимо от того, являются ли эти данные централизованные, децентрализованные или разделены по функциональным или географическим принципам;

обработка персональных данных — любое действие или совокупность действий, таких как сбор, регистрация, накопление, хранение, адаптирование, изменение, возобновление, использование и распространение (распространение, реализация, передача), обезличивание, уничтожение персональных данных, в том числе с использованием информационных (автоматизированных) систем;

согласие субъекта персональных данных — добровольное волеизъявление физического лица (при условии ее осведомленности) о предоставлении разрешения на обработку его персональных данных в соответствии со сформулированной целью их обработки, высказанное в письменной форме или в форме, что позволяет сделать вывод о предоставлении согласия. В сфере электронной коммерции согласие субъекта персональных данных может быть предоставлена при регистрации в информационно-телекоммуникационной системе субъекта электронной коммерции путем проставления отметки о предоставлении разрешения на обработку своих персональных данных в соответствии со сформулированной целью их обработки, при условии, что такая система не создает возможностей для обработки персональных данных до момента проставления отметки.

Исходя из вышеуказанного определения, согласие на обработку персональных данных может предоставляться как в письменном, так и в электронном виде.

При составлении согласия субъект персональных данных предоставляет о себе следующую информацию — ФИО, год рождения, серию и номер паспорта, кем выдан паспорт, а также адрес регистрации.

В соответствии с Законом о защите персональных данных, субъектами отношений, связанных с персональными данными, являются:

  • субъект персональных данных;
  • владелец персональных данных;
  • распорядитель персональных данных;
  • третье лицо;
  • Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека (далее — уполномоченный).

Владельцем или распорядителем персональных данных могут быть предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, органы государственной власти или органы местного самоуправления, физические лица — предприниматели, которые обрабатывают персональные данные в соответствии с законом.

Непосредственно объектами защиты являются персональные данные.

Персональные данные могут быть отнесены к конфиденциальной информации о лице законом или соответствующим лицом. Не является конфиденциальной информацией персональные данные, касающиеся лица, занимающего должность, связанную с выполнением функций государства или органов местного самоуправления, должностных или служебных полномочий.

Общие требования к обработке персональных данных:

  1. Обработка персональных данных осуществляется открыто и прозрачно с применением средств и способом, которые отвечают определенным целям такой обработки.

В случае изменения определенной цели обработки персональных данных на новую цель, которая несовместима с предыдущей, для дальнейшей обработки данных владелец персональных данных должен получить согласие субъекта персональных данных на обработку его данных в соответствии с измененной целью.

  1. Персональные данные должны быть точными, достоверными и обновляться по мере необходимости, определенной целью их обработки.
  2. Состав и содержание персональных данных должны быть соответствующими, адекватными и не пренебрежительными относительно определенной цели их обработки.
  3. Первичными источниками сведений о физическом лице являются: выданные на его имя документы; подписанные им документы; сведения, которые лицо предоставляет о себе.
  4. Обработка персональных данных осуществляется для конкретных и законных целей, определенных по согласию субъекта персональных данных или в случаях, предусмотренных законами Украины, в порядке, установленном законодательством.
  5. Не допускается обработка данных о физическом лице, которые являются конфиденциальной информацией, без его согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.
  6. Если обработка персональных данных необходима для защиты жизненно важных интересов субъекта персональных данных, обрабатывать персональные данные без его согласия можно до времени, когда получение согласия станет возможным.
  7. Персональные данные обрабатываются в форме, допускающей идентификацию физического лица, которого они касаются, не дольше, чем это необходимо для законных целей, в которых они собирались или в дальнейшем обрабатывались. Дальнейшая обработка персональных данных в исторических, статистических или научных целях может осуществляться при условии обеспечения их надлежащей защиты.
  8. Типовой порядок обработки персональных данных утверждается Уполномоченным.

Права субъекта персональных данных

Личные неимущественные права на персональные данные, которые имеет каждое физическое лицо, являются неотъемлемыми и незыблемыми.

Согласно Закону о защите персональных данных субъект персональных данных наделён такими правами:

  • знать об источниках сбора, местонахождение своих персональных данных, цели их обработки, местонахождение или место жительства (пребывания) владельца или распорядителя персональных данных или дать соответствующее поручение о получении этой информации уполномоченным им лицам, кроме случаев, установленных законом;
  • получать информацию об условиях предоставления доступа к персональным данным, включая информацию о третьих лицах, которым передаются его персональные данные;
  • на доступ к своим персональным данным;
  • получать не позднее, чем за тридцать календарных дней со дня поступления запроса, кроме случаев, предусмотренных законом, ответ о том, что обрабатываются его персональные данные, а также получать содержание таких персональных данных;
  • предъявлять мотивированное требование владельцу персональных данных с возражением против обработки своих персональных данных;
  • предъявлять мотивированное требование об изменении или уничтожение своих персональных данных любым владельцем и распорядителем персональных данных, если эти данные обрабатываются незаконно или являются недостоверными;
  • на защиту своих персональных данных от незаконной обработки и случайной потери, уничтожения, повреждения в связи с умышленным сокрытием, не предоставлением или несвоевременным их предоставлением, а также на защиту от предоставления сведений, которые являются недостоверными или порочащих честь, достоинство и деловую репутацию физического лица;
  • обращаться с жалобами на обработку своих персональных данных к Уполномоченному или в суд;
  • применять средства правовой защиты в случае нарушения законодательства о защите персональных данных;
  • вносить оговорки об ограничении права на обработку своих персональных данных при предоставлении согласия;
  • отозвать согласие на обработку персональных данных;
  • знать механизм автоматической обработки персональных данных;
  • на защиту от автоматизированного решения, которое имеет для него правовые последствия.

Контроль над соблюдением законодательства о защите персональных данных в пределах полномочий, предусмотренных законом, осуществляют следующие органы:

  1. Уполномоченный;
  2. суды.

Полномочия Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека в сфере защиты персональных данных (согласно Закону Украины «О защите персональных данных»):

  1. получать предложения, жалобы и иные обращения физических и юридических лиц по вопросам защиты персональных данных и принимать решения по результатам их рассмотрения;
  2. проводить на основании обращений или по собственной инициативе выездные и невыездные, плановые, внеплановые проверки владельцев или распорядителей персональных данных в порядке, определенном Уполномоченным, с обеспечением в соответствии с Законом доступа к помещениям, где осуществляется обработка персональных данных;
  3. получать по свое требованию и иметь доступ к любой информации (документам) владельцев или распорядителей персональных данных, которые необходимы для осуществления контроля за обеспечением защиты персональных данных, в том числе доступ к персональным данным, соответствующих баз данных или картотек, информации с ограниченным доступом;
  4. утверждать нормативно-правовые акты в области защиты персональных данных в случаях, предусмотренных Законом о защите персональных данных;
  5. по итогам проверки, рассмотрения обращения выдавать обязательные для исполнения требования (предписания) о предотвращении или устранении нарушений законодательства о защите персональных данных, в том числе по изменению, удаление или уничтожение персональных данных, обеспечения доступа к ним, предоставления или запрета их предоставление третьему лицу, приостановлении или прекращении обработки персональных данных;
  6. давать рекомендации по практическому применению законодательства о защите персональных данных, разъяснять права и обязанности соответствующих лиц по обращению субъектов персональных данных, владельцев или распорядителей персональных данных, структурных подразделений или ответственных лиц по организации работы по защите персональных данных, других лиц;
  7. взаимодействовать со структурными подразделениями или ответственными лицами, которые в соответствии с Законом о защите персональных данных организуют работу, связанную с защитой персональных данных при их обработке; обнародовать информацию о таких структурных подразделениях и ответственных лиц;
  8. обращаться с предложениями в Верховную Раду Украины, к Президенту Украины, в Кабинет Министров Украины, другим государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам по принятию или внесения изменений в нормативно-правовые акты по вопросам защиты персональных данных;
  9. предоставлять по обращению профессиональных, самоуправляющихся и других общественных объединений или юридических лиц заключения по проектам кодексов поведения в сфере защиты персональных данных и изменений в них;
  10. составлять протоколы о привлечении к административной ответственности и направлять их в суд в случаях, предусмотренных законодательством;
  11. информировать о законодательстве по вопросам защиты персональных данных, проблемы его практического применения, права и обязанности субъектов отношений, связанных с персональными данными;
  12. осуществлять мониторинг новых практик, тенденций и технологий защиты персональных данных;
  13. организовывать и обеспечивать взаимодействие с иностранными субъектами отношений, связанных с персональными данными, в том числе в связи с выполнением Конвенции о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных и Дополнительного протокола к ней, других международных договоров Украины в сфере защиты персональных данных;
  14. участвовать в работе международных организаций по вопросам защиты персональных данных.

Нарушение законодательства о защите персональных данных влечет за собой административную и уголовную ответственность.

Читать далее: Часть 4: Государственная тайна

Об авторе

Digital Report

Digital Report рассказывает о цифровой реальности, стремительно меняющей облик стран Евразии: от электронных государственных услуг и международных информационных войн до законодательных нововведений и тенденций рынка информационных технологий.

Доброго дня! 

Згідно Закону України «Про захист персональних даних» персональними даними є відомості чи сукупність відомостей про фізичну особу, яка ідентифікована або може бути конкретно ідентифікована.

В Україні більшість телекомунікаційних компаній погодилися, що номер телефону і номер мобільного абонента, навіть того, який не уклав письмову угоду, а використовує послуги передоплаченого зв’язку, придбавши стартовий пакет, — це персональні дані. У цьому випадку абсолютно очевидно, що особа може бути конкретно ідентифікована. Найпростіший спосіб ідентифікації — зателефонувати за номером і запитати: «Ви хто?»

ст. 14 Закону — Поширення персональних даних без згоди суб’єкта персональних даних або уповноваженої ним особи дозволяється у випадках, визначених законом, і лише (якщо це необхідно) в інтересах національної безпеки, економічного добробуту та прав людини.

Згідно ст. 5 Закону об’єктами захисту є персональні дані. Персональні дані можуть бути віднесені до конфіденційної інформації про особу законом або відповідною особою. Не є конфіденційною інформацією персональні дані, що стосуються здійснення особою, яка займає посаду, пов’язану з виконанням функцій держави або органів місцевого самоврядування, посадових або службових повноважень.

У статті 24 Закону йдеться про забезпечення захисту персональних даних.

З повагою, Терещенко Марія, юрист компанії Skyrise Group

Персональные данные пользователей: все, что нужно знать о GDPR

29.06.2021

Владельцы интернет-магазинов собирают, обрабатывают и хранят информацию о клиентах, поэтому должны придерживаться законодательства. Правильная работа с персональными данными – залог отсутствия претензий как со стороны клиентов, так и государственных контролирующих органов. Мы рассказываем о том, что такое GDPR и Закон Украины «О защите персональных данных». Разбираемся в том, как организовать работу с персональными данными в интернет-магазине.

Что такое GDPR, почему положение важно для интернет-магазина

GDPR – общий регламент о защите персональных данных, постановление Европейского Союза, принятое весной 2016 года. Положение регламентирует законность, прозрачность, точность и другие аспекты работы с персональными данными. В положение включены следующие понятия:

  • контролеры. В роли контролеров могут выступать государственные органы, ФЛП и другие участники, которые выбирают средства обработки и решают, что будет происходить с данными;
  • обработчики. Не принимают самостоятельные решения, действуют под руководством контролеров;
  • субъекты данных. Физические или юридические лица, чьи данные принимаются в обработку;
  • специальные персональные данные. Речь идет о специфических и очень личных данных: вероисповедание, философия, политические взгляды, здоровье, иные, которые GDPR предлагает защищать.

Например, если на рассылку украинского интернет-магазина подписались несколько граждан Европейского Союза, то он автоматически попадает под GDPR. Несоблюдение протокола может привести к претензиям со стороны зарубежных клиентов. Ответственность за неправильную работу с персональными данными несут контролеры, а обработчики – лишь в некоторых случаях.

Что такое персональные данные, как выполняется классификация

Персональные данные – это сведения о физическом или юридическом лице, которые относятся к нему прямо или косвенно. В рамках GDPR персональные данные разделены на 2 вида:

  • личные. Сюда входят данные, идентифицирующие человека: номер телефона, адрес электронной почты, биометрические сведения, логины, иные;
  • деликатные. Данные более личные, чем email-адрес или телефон. Это могут быть сведения об этнической принадлежности, состоянии здоровья, конфессии, иные.

На территории Украины работу с персональными данными регулирует Закон «О защите персональных данных», который имеет общие черты с GDPR. В основе положений о защите персональных данных лежит политика открытости: пользователь должен знать, как происходит обработка, где хранятся базы, какие третьи лица могут получать доступ.

Какие данные могут считаться персональными

Любой предприниматель, который имеет сайт с регистрационной формой, занимается сбором персональных данных. Персональными считаются данные, которые являются идентификатором личности или косвенно указывают на нее:

  • полное имя пользователя;
  • адрес электронной почты;
  • номер телефона;
  • сведения о дате и месте рождения;
  • личные фотографии;
  • IP-адрес;
  • ссылки, ведущие в личные блоги или на страницы в социальных сетях.

Отдельная группа – деликатные данные, которые тоже охраняются законом. Сбором данных могут считаться:

  • запрос разрешения на использование cookies-файлов;
  • регистрационные формы на сайте интернет-магазина;
  • регистрация, создание и заполнение профиля в мобильном приложении интернет-магазина;
  • заказ обратного звонка;
  • регистрация в партнерской или реферальной программе, а также в личном кабинете, требующие ввода идентифицирующих данных;
  • подписка на рекламную рассылку интернет-магазина.

Пользователь должен быть уведомлен о том, что его данные будут обработаны и использованы. Рекомендуется добавить на сайт специальный раздел, посвященный конфиденциальности, а также дополнить все регистрационные формы согласием на обработку персональных данных. Необходимо четко рассказать обо всех нюансах процедуры, ориентируясь на граждан, которые плохо знакомы с законодательством и положениями о защите. Каждый субъект вправе отказаться от предоставления данных, а также отозвать свое разрешение на их обработку, что зафиксировано на законодательном уровне.

Почему пользователи делятся персональными данными?

Современные пользователи внимательно относятся к вопросам безопасности, поэтому делятся персональными данными неохотно. Кто-то опасается взлома, другой человек не желает получать навязчивую рекламную рассылку, а третий считает, что его номер телефона может быть использован для оформления микрокредита. Каждый клиент имеет личный мотив, однако доминирующее количество все же дают разрешение на обработку персональных данных из-за одной важной причины: удобство. Например, пользователь имеет возможность проходить автоматическую авторизацию или получать важные уведомления через выбранный канал, а файлы cookie сохранят приоритетный язык интерфейса.

Украинское законодательство защищает пользователей и наказывает нарушителей, поэтому выдача разрешений на обработку персональных данных в течение последних 5 лет стало привычной опцией. Выявив нарушение, гражданин имеет право обратиться к уполномоченному лицу, адвокату или сразу в суд, а также применить другие правовые инструменты. В законодательстве зафиксированы административные меры, применяемые к нарушителям: в случае игнорирования установленных правил придется уплатить штраф в размере 17000-34000 гривен.

Тайный сбор, использование, изменение и другие незаконные формы работы с персональными данными регламентирует Уголовный Кодекс Украины (статья 182 о неприкосновенности частной жизни). Нарушителей ожидают штраф в размере 500-1000 НМДГ, исправительные работы, арест сроком до полугода или же трехгодичное ограничение свободы. Повторное нарушение повлечет за собой новые санкции – от увеличения суммы штрафа до ограничения свободы сроком до 5 лет.

Санкции могут быть наложены на предпринимателей, которые не уведомляют клиентов о сборе и обработке персональных данных. Еще одна причина – передача информации третьим лицам, нарушение правил обработки, утечка, публичное разглашение без разрешения субъекта данных.

Что такое разрешение на обработку персональных данных

После ужесточения правил GDPR разрешение на обработку персональных данных нужно получать в обязательном порядке. Владелец интернет-магазина должен предоставлять клиентам следующую информацию:

  • какие данные будут собраны;
  • какую цель преследует сбор личной информации о клиентах;
  • как происходит изменение и удаление персональных данных по запросу клиента;
  • какие источники используются для сбора, где будут находиться базы;
  • какие третьи лица могут получить доступ к личным данным;
  • как субъект сможет получить доступ к своим данным, иная.

Политика конфиденциальности находится в общем доступе, а обработка обращений клиентов должна выполнятся в течение 30 дней от даты получения запроса. Размещая на сайте политику конфиденциальности и интегрируя соглашение в форму регистрации, предприниматель защищает себя. Ставя галочку в соответствующем поле, клиент дает разрешение на обработку и подтверждает, что с правилами и условиями ознакомлен.

Как организовать работу с персональными данными в интернет-магазине

Даже если клиент делится номером телефона или ссылкой на страницу в социальной сети, он должен дать разрешение на их обработку. В противном случае через время пользователь может, например, обратиться в суд. Предприниматель имеет возможность обезопасить себя, используя следующие инструменты:

  • составление положения или иного документа, регламентирующего условия работы с персональными данными. На этом этапе целесообразно привлечь юриста: он поможет составить корректное положение, которое предупредит любые претензии со стороны клиентов;
  • размещение документа на сайте интернет-магазина. Положения об обработке персональных данных размещается в отдельном разделе, имеет иерархическую структуру и сухой деловой стиль;
  • добавление push-​уведомлений для получения разрешения на доступ к cookie. Актуально для пользователей, которые пока не прошли регистрацию на сайте.

Регистрационные формы и другие виртуальные инструменты, применяющиеся для сбора данных, должны быть дополнены строкой: «Я согласен на обработку персональных данных». Рекомендуется добавить прямую ссылку на внутреннее положение об обработке, чтобы клиент мог предварительно ознакомиться с условиями. Законом Украины запрещена обработка следующих персональных данных:

  • политические и религиозные убеждения;
  • мировоззренческая позиция;
  • происхождение (расовое, этническое);
  • участие в профсоюзных организациях и политических партиях;
  • здоровье.

Если речь идет о несовершеннолетних, то потребуется разрешение родителей на обработку персональных данных, но это правило более актуально для образовательных и медицинских учреждений, чем для сферы продаж.

Примерная форма заявления на обработку персональных данных 

Примерная форма заявления на обработку персональных данных 

Составление положения об обработке персональных данных

Положение может иметь разную структуру, доступны готовые шаблоны и примеры конкурентов. Однако в нем должны быть зафиксированы важные вопросы, которые помогут клиенту понять, зачем собираются данные и как они защищены:

  • общие понятия о персональных данных. В этом блоке раскрываются общие вопросы и даются определения терминов: распорядители, субъекты, ответственные лица, владельцы базы, иные;
  • цель обработки. Рекомендуется сослаться на Закон Украины «О защите персональных данных», а также рассказать, для решения каких задач собранные сведения будут использоваться: рекламные рассылки, веб-уведомления, повышение качества обслуживания, прочее;
  • порядок обработки и формы согласия. Необходимо подкрепить аргументы отсылками к законодательству, рассказать об электронных и бумажных разрешениях;
  • источники сбора данных: сведения, которые клиент предоставляет лично и добровольно;
  • место, где хранится база данных. Чаще всего выполняется привязка к физическому или юридическому адресу компании;
  • условия, при которых может быть выполнено раскрытие информации о данных. Если к базе будут иметь доступ третьи лица, с которыми нужно заключить отдельное соглашение, то необходимо предоставить информацию о них;
  • инструменты, использующиеся для защиты данных, и обязанности ответственных лиц;
  • сроки хранения данных, а также причины, из-за которых они могут быть удалены;
  • ключевые права субъекта (клиента), предоставляющего персональные данные. Например, получение доступа к данным, информирование о местонахождении баз и мерах, которые нужно предпринять в случае нарушения законодательства.

Структура может быть иной, положение разрабатывается с учетом актуального законодательства. Если какой-то раздел или пункт противоречат законам Украины (или GDPR при работе с иностранными клиентами), вводят пользователя в заблуждение или нарушают его права, то документ будет признан недействительным.

В заключение

Персональные данные и получение разрешения на их обработку – не пустая формальность, а важный этап работы интернет-магазина. Нарушение прав клиентов (тайный сбор данных, передача базы третьим лицам, отказ в удалении информации, иное) влечет за собой административную или уголовную ответственность, что зависит от тяжести правонарушения. Составление и внедрение положения на сайт интернет-магазина должно выполняться под чутким контролем юриста, иначе судебных разбирательств невозможно будет избежать.

Возможно вам также будет интересно:

Что такое SWOT-анализ, зачем он интернет-магазину и как его проводить

25.10.2022

Каждый шаг в бизнесе нужно тщательно обдумывать, соотносить с различными внутренними, внешними факторами. Только в таком случае стоит рассчитывать на…

Бизнес-план для интернет-магазина от А до Я: ключевые аспекты и этапы разработки документа

20.10.2022

Любой коммерческий проект нуждается в тщательно продуманном бизнес-плане. Это фундамент, который даст четкое представление о целях компании, оптимальных способах их…

Все о дропшиппинге: как получать прибыль от интернет-магазина без существенных вложений

18.10.2022

За последние несколько лет сфера e-commerce стала одной из наиболее перспективных для коммерческого бизнеса площадок. Начать собственное дело в нише…

Стили управления персоналом: выбираем лучший инструмент HR-менеджмента для интернет-магазина

13.10.2022

В европейских, американских компаниях системы управления персоналом существуют давно. Количество сотрудников кадровых служб достигает 1-1,5%. Тенденция обретает популярность в Украине….

Особенности сотрудничества с китайскими поставщиками: где искать партнеров и как с ними работать

11.10.2022

Поиск поставщиков – важнейший организационный момент, который следует продумать еще на этапе планирования бизнес-проекта. Выбирая между европейскими, американскими и азиатскими…

Правила составления семантического ядра – от анализа онлайн-магазина до внедрения

06.10.2022

Поисковые системы любят хорошо оптимизированные сайты. Под оптимизацией подразумевается составление, внедрение семантического ядра. Набор слов, фраз позволит пользователям найти ваш…

Сезонные колебания в интернет-магазине — советы по антикризисным мероприятиям

04.10.2022

Сезонность спроса может ввергнуть в депрессию любого владельца интернет-магазина. Мы подготовили небольшую обзор плюсов, минусов этого явления, антикризисную инструкцию.

Товарные рекомендации в интернет-магазине – от внедрения до финишных результатов

29.09.2022

Пользователям, посещающим онлайн-магазин, необходимо помогать. Подключения консультанта, технической поддержки иногда бывает недостаточно, тогда на помощь приходят товарные рекомендации. О том,…

Идеальная структура интернет-магазина: основные элементы, правила создания и схемы

27.09.2022

Внешний вид, «начинка», структурированность страниц играют ведущую роль в процессе достижения главных целей коммерческих ресурсов. Качество данных составляющих предопределяет уровень…

Особенности ситуативного маркетинга: как бесплатно прорекламировать бренд с помощью инфоповода

22.09.2022

Сфера электронной коммерции переполнена всевозможными предложениями в разных отраслях. Постоянно соперничая за внимание покупателей, интернет-магазины стараются использовать инновационные маркетинговые схемы,…

Закон Украины «О защите персональных данных» от 01.06.2010 г. № 2297-VI (с изменениями по состоянию на 2018 г.) регулирует отношения, связанные с защитой персональных данных при их обработке.

Персональные данные (или личные данные) — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Содержание:

    • Статья 1. Сфера действия Закона
    • Статья 2. Основные понятия
    • Статья 3. Законодательство о защите персональных данных
    • Статья 4. Субъекты отношений, связанных с персональными данными
    • Статья 5. Объекты защиты
    • Статья 6. Общие требования к обработке персональных данных
    • Статья 7. Особые требования к обработке персональных данных
    • Статья 8. Права субъекта персональных данных
    • Статья 9. Уведомление об обработке персональных данных
    • Статья 10. Использование персональных данных
    • Статья 11. Основания для обработки персональных данных
    • Статья 12. Сбор персональных данных
    • Статья 13. Накопление и хранение персональных данных
    • Статья 14. Распространение персональных данных
    • Статья 15. Удаление или уничтожение персональных данных
    • Статья 16. Порядок доступа к персональным данным
    • Статья 17. Отсрочка или отказ в доступе к персональным данным
    • Статья 18. Обжалование решения об отсрочке или отказе в доступе к персональным данным
    • Статья 19. Оплата доступа к персональным данным
    • Статья 20. Изменения и дополнения к персональным данным
    • Статья 21. Уведомление о действиях с персональными данными
    • Статья 22. Контроль за соблюдением законодательства о защите персональных данных
    • Статья 23. Полномочия Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека в сфере защиты персональных данных
    • Статья 24. Обеспечение защиты персональных данных
    • Статья 25. Ограничения действия этого Закона
    • Статья 26. Финансирование работ по защите персональных данных
    • Статья 27. Применение положений настоящего Закона
    • Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства о защите персональных данных
    • Статья 29. Международное сотрудничество и передача персональных данных
    • Статья 30. Заключительные положения

Статья 1. Сфера действия Закона

Настоящий Закон регулирует правовые отношения, связанные с защитой и обработкой персональных данных и направлен на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, в частности права на невмешательство в личную жизнь, в связи с обработкой персональных данных.

Этот Закон распространяется на деятельность по обработке персональных данных, осуществляется полностью или частично с применением автоматизированных средств, а также на обработку персональных данных, содержащихся в картотеке или подлежащих внесению в картотеку, с применением неавтоматизированных средств.

Статья 2. Основные понятия

В этом Законе нижеприведенные термины употребляются в таком значении:

  • база персональных данных — именованная совокупность упорядоченных персональных данных в электронной форме и/или в форме картотек персональных данных;
  • владелец персональных данных — физическое или юридическое лицо, которое определяет цель обработки персональных данных, устанавливает состав этих данных и процедуры их обработки, если иное не определено законом;
  • согласие субъекта персональных данных — добровольное волеизъявление физического лица (при условии его осведомленности) о предоставлении разрешения на обработку его персональных данных в соответствии с сформулированной целью их обработки, высказанное в письменной форме или в форме, позволяющей сделать вывод о предоставлении согласия. В сфере электронной коммерции согласие субъекта персональных данных может быть предоставлено ​​при регистрации в информационно-телекоммуникационной системе субъекта электронной коммерции путем проставления отметки о предоставлении разрешения на обработку своих персональных данных в соответствии с сформулированной целью их обработки, при условии, что такая система не создает возможностей для обработки персональных данных до момента проставления отметки;
  • обезличивание персональных данных — изъятие сведений, которые позволяют прямо или косвенно идентифицировать личность;
  • картотека — любые структурированные персональные данные, доступные по определенным критериям, независимо от того, являются ли такие данные централизованными, децентрализованными или разделенными по функциональным или географическим принципам;
  • обработка персональных данных — любое действие или совокупность действий, таких как сбор, регистрация, накопление, хранение, адаптирование, изменение, возобновление, использование и распространение (распространение, реализация, передача), обезличивание, уничтожение персональных данных, в том числе с использованием информационных (автоматизированных) систем;
  • получатель — физическое или юридическое лицо, которому предоставляются персональные данные, в том числе третьего лица;
  • персональные данные — сведения или совокупность сведений о физическом лице, которое идентифицировано или может быть конкретно идентифицировано;
  • распорядитель персональных данных — физическое или юридическое лицо, которому владельцем персональных данных или законом предоставлено право обрабатывать эти данные от имени владельца;
  • субъект персональных данных — физическое лицо, персональные данные которого обрабатываются;
  • третье лицо — любое лицо, за исключением субъекта персональных данных, владельца или распорядителя персональных данных и Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, которому владельцем или распорядителем персональных данных осуществляется передача персональных данных.

Статья 3. Законодательство о защите персональных данных

Законодательство о защите персональных данных составляют Конституция Украины, этот Закон, другие законы и подзаконные нормативно-правовые акты, международные договоры Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Статья 4. Субъекты отношений, связанных с персональными данными

1. Субъектами отношений, связанными с персональными данными, являются:

  • субъект персональных данных;
  • владелец персональных данных;
  • распорядитель персональных данных;
  • третье лицо;
  • Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека (далее — Уполномоченный).

2. Владельцем или распорядителем персональных данных могут быть предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, органы государственной власти или органы местного самоуправления, физические лица-предприниматели, которые обрабатывают персональные данные в соответствии с законом.

3. Распорядителем персональных данных, владельцем которых является орган государственной власти или орган местного самоуправления, кроме этих органов, может быть только предприятие государственной или коммунальной формы собственности, принадлежащей к сфере управления этого органа.

4. Владелец персональных данных может поручить обработку персональных данных распорядителю персональных данных в соответствии с договором, заключенным в письменной форме.

5. Распорядитель персональных данных может обрабатывать персональные данные только в целях и в объеме, определенных в договоре.

Статья 5. Объекты защиты

1. Объектами защиты являются персональные данные.

2. Персональные данные могут быть отнесены к конфиденциальной информации о лице законом или соответствующим лицом. Не является конфиденциальной информацией персональные данные, касающиеся лица, занимающего должность, связанную с выполнением функций государства или органов местного самоуправления, должностных или служебных полномочий.

3. Персональные данные, указанные в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера, оформленной по форме и в порядке, установленным Законом Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», не относятся к информации с ограниченным доступом, кроме сведений, определенных Законом Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции».

Не относится к информации с ограниченным доступом информация о получении в любой форме физическим лицом бюджетных средств, государственного или коммунального имущества, кроме случаев, предусмотренных статьей 6 Закона Украины «О доступе к публичной информации».

Законом может быть запрещено отнесение других сведений, являющихся персональными данными, к информации с ограниченным доступом.

Статья 6. Общие требования к обработке персональных данных

1. Цель обработки персональных данных должна быть сформулирована в законах, других нормативно-правовых актах, положениях, учредительных или иных документах, регулирующих деятельность владельца персональных данных, и соответствовать законодательству о защите персональных данных.

Обработка персональных данных осуществляется открыто и прозрачно с применением средств и способом, которые отвечают определенным целям такой обработки.

В случае изменения определенной цели обработки персональных данных на новую цель, которая несовместима с предыдущей, для дальнейшей обработки данных владелец персональных данных должен получить согласие субъекта персональных данных на обработку его данных в соответствии с измененной целью, если иное не предусмотрено законом.

2. Персональные данные должны быть точными, достоверными и обновляться по мере необходимости, определенной целью их обработки.

3. Состав и содержание персональных данных должны быть соответствующими, адекватными и ненадмерными относительно определенной цели их обработки.

4. Первичными источниками сведений о физическом лице являются:

  • выданные на его имя документы;
  • подписанные им документы;
  • сведения, которые лицо предоставляет о себе.

5. Обработка персональных данных осуществляется для конкретных и законных целей, определенных по согласию субъекта персональных данных или в случаях, предусмотренных законами Украины, в порядке, установленном законодательством.

6. Не допускается обработка данных о физическом лице, которые являются конфиденциальной информацией, без его согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.

7. Если обработка персональных данных необходима для защиты жизненно важных интересов субъекта персональных данных, обрабатывать персональные данные без его согласия можно до момента, когда получение согласия станет возможным.

8. Персональные данные обрабатываются в форме, допускающей идентификацию физического лица, которого они касаются, не дольше, чем это необходимо для законных целей, для которых они собирались или в дальнейшем обрабатывались.

Дальнейшая обработка персональных данных в исторических, статистических или научных целях может осуществляться при условии обеспечения их надлежащей защиты.

10. Типовой порядок обработки персональных данных утверждается Уполномоченным.

Статья 7. Особые требования к обработке персональных данных

1. Запрещается обработка персональных данных о расовом или этническом происхождении, политических, религиозных или мировоззренческих убеждениях, членстве в политических партиях и профессиональных союзах, осуждении к уголовному наказанию, а также данных, касающихся здоровья, половой жизни, биометрических или генетических данных.

2. Положения части первой настоящей статьи не применяются, если обработка персональных данных:

  1. осуществляется при условии предоставления субъектом персональных данных однозначного согласия на обработку таких данных;
  2. необходима для осуществления прав и исполнения обязанностей владельца в сфере трудовых правоотношений в соответствии с законом с обеспечением соответствующей защиты;
  3. необходима для защиты жизненно важных интересов субъекта персональных данных или другого лица в случае недееспособности или ограничения гражданской дееспособности субъекта персональных данных;
  4. осуществляется с обеспечением соответствующей защиты религиозной организацией, общественной организацией мировоззренческой направленности, политической партией или профессиональным союзом, созданным в соответствии с законом, при условии, что обработка касается исключительно персональных данных членов этих объединений или лиц, поддерживающих постоянные контакты с ними в связи с характером их деятельности, и персональные данные не передаются третьему лицу без согласия субъектов персональных данных;
  5. необходима для обоснования, удовлетворения или защиты правового требования;
  6. необходима в целях охраны здоровья, установления медицинского диагноза, для обеспечения попечительства или лечения или оказания медицинских услуг, функционирования электронной системы здравоохранения при условии, что такие данные обрабатываются медицинским работником или другим лицом учреждения здравоохранения или физической лицом-предпринимателем, получившим лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике, и ее работниками, на которых возложены обязанности по обеспечению защиты персональных данных и на которых распространяется действие законодательства о врачебной тайне, работниками центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственных финансовых гарантий медицинского обслуживания населения, на которых возложены обязанности по обеспечению защиты персональных данных;
  7. касается приговоров суда, выполнения задач оперативно-розыскной или контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом и осуществляется государственным органом в пределах его полномочий, определенных законом;
  8. касается данных, которые были явно обнародованы субъектом персональных данных.

Статья 8. Права субъекта персональных данных

1. Личные неимущественные права на персональные данные, которыми каждое физическое лицо, являются неотъемлемыми и непреложными.

2. Субъект персональных данных имеет право:

  1. знать об источниках сбора, местонахождении своих персональных данных, цели их обработки, местонахождении или месте жительства (пребывания) владельца или распорядителя персональных данных или дать соответствующее поручение о получении этой информации уполномоченным им лицам, кроме случаев, установленных законом;
  2. получать информацию об условиях предоставления доступа к персональным данным, включая информацию о третьих лицах, которым передаются его персональные данные;
  3. на доступ к своим персональным данным;
  4. получать не позднее чем за тридцать календарных дней со дня поступления запроса, кроме случаев, предусмотренных законом, ответ о том, обрабатываются ли его персональные данные, а также получать содержание таких персональных данных;
  5. предъявлять мотивированное требование владельцу персональных данных с возражением против обработки своих персональных данных;
  6. предъявлять мотивированное требование об изменении или уничтожении своих персональных данных любым владельцем и распорядителем персональных данных, если эти данные обрабатываются незаконно или являются недостоверными;
  7. на защиту своих персональных данных от незаконной обработки и случайной потери, уничтожения, повреждения в связи с умышленным сокрытием, непредоставлением или несвоевременным их предоставлением, а также на защиту от предоставления сведений, которые являются недостоверными или порочащими честь, достоинство и деловую репутацию физического лица;
  8. обращаться с жалобами на обработку своих персональных данных к Уполномоченному или в суд;
  9. применять средства правовой защиты в случае нарушения законодательства о защите персональных данных;
  10. вносить оговорки об ограничении права на обработку своих персональных данных при предоставлении согласия;
  11. отозвать согласие на обработку персональных данных;
  12. знать механизм автоматической обработки персональных данных;
  13. на защиту от автоматизированного решения, которое имеет для него правовые последствия.

Статья 9. Уведомление об обработке персональных данных

1. Владелец персональных данных уведомляет Уполномоченного об обработке персональных данных, которая представляет особый риск для прав и свобод субъектов персональных данных, в течение тридцати рабочих дней со дня начала такой обработки.

Виды обработки персональных данных, которая представляет особый риск для прав и свобод субъектов персональных данных, и категории субъектов, на которых распространяется требование об уведомлении, определяются Уполномоченным.

2. Уведомление об обработке персональных данных предоставляется по форме и в порядке, определенными Уполномоченным.

3. Владелец персональных данных обязан уведомить Уполномоченного о каждом изменении сведений, подлежащих сообщению, в течение десяти рабочих дней со дня наступления такого изменения.

4. Информация, сообщаемая в соответствии с настоящей статьей, подлежит обнародованию на официальном сайте Уполномоченного в порядке, определенном Уполномоченным.

Статья 10. Использование персональных данных

1. Использование персональных данных предусматривает любые действия владельца по обработке этих данных, действия по их защите, а также действия по предоставлению частичного или полного права обработки персональных данных другим субъектам отношений, связанных с персональными данными, совершаемые с согласия субъекта персональных данных или в соответствии с законом.

2. Использование персональных данных владельцем осуществляется в случае создания им условий для защиты этих данных. Владельцу запрещается разглашать сведения относительно субъектов персональных данных, доступ к персональным данным которых предоставляется другим субъектам отношений, связанных с такими данными.

3. Использование персональных данных работниками субъектов отношений, связанных с персональными данными, должно осуществляться только в соответствии с их профессиональными или служебными или трудовыми обязанностями. Эти работники обязаны не допускать разглашения в любой способ персональных данных, которые им было доверены или которые стали известны в связи с исполнением профессиональных или служебных или трудовых обязанностей, кроме случаев, предусмотренных законом. Такое обязательство действующее и после прекращения ими деятельности, связанной с персональными данными, кроме случаев, установленных законом.

4. Сведения о личной жизни физического лица не могут использоваться как фактор, подтверждающий или опровергающий его деловые качества.

Статья 11. Основания для обработки персональных данных

1. Основаниями для обработки персональных данных является:

  1. согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
  2. разрешение на обработку персональных данных, предоставленное владельцу персональных данных в соответствии с законом исключительно для осуществления его полномочий;
  3. заключение и исполнение сделки, стороной которой является субъект персональных данных или которая заключена в пользу субъекта персональных данных или для осуществления мероприятий, предшествующих заключению сделки по требованию субъекта персональных данных;
  4. защита жизненно важных интересов субъекта персональных данных;
  5. необходимость исполнения обязанности владельца персональных данных, которая предусмотрена законом;
  6. необходимость защиты законных интересов владельца персональных данных или третьего лица, которому передаются персональные данные, кроме случаев, когда потребности защиты основных прав и свобод субъекта персональных данных в связи с обработкой его данных превышают такие интересы.

Статья 12. Сбор персональных данных

1. Сбор персональных данных является составляющей процесса их обработки, что предусматривает действия по подбору или упорядочению сведений о физическом лице.

2. Субъект персональных данных информируется о владельце персональных данных, составе и содержании собранных персональных данных, своих правах, определенных этим Законом, цели сбора персональных данных и лицах, которым передаются его персональные данные:

  • в момент сбора персональных данных, если персональные данные собираются у субъекта персональных данных;
  • в других случаях в течение тридцати рабочих дней со дня сбора персональных данных.

Статья 13. Накопление и хранение персональных данных

1. Накопление персональных данных предусматривает действия по объединению и систематизации сведений о физическом лице или группе физических лиц или внесение этих данных в базу персональных данных.

2. Хранение персональных данных предусматривает действия по обеспечению их целостности и соответствующего режима доступа к ним.

Статья 14. Распространение персональных данных

1. Распространение персональных данных предусматривает действия по передаче сведений о физическом лице с согласия субъекта персональных данных.

2. Распространение персональных данных без согласия субъекта персональных данных или уполномоченного им лица допускается в случаях, определенных законом, и только (если это необходимо) в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.

3. Выполнение требований установленного режима защиты персональных данных обеспечивает сторона, распространяющая эти данные.

4. Сторона, которой передаются персональные данные, должна предварительно принять меры по обеспечению требований этого Закона.

Статья 15. Удаление или уничтожение персональных данных

1. Персональные данные удаляются или уничтожаются в порядке, установленном в соответствии с требованиями закона.

2. Персональные данные подлежат удалению или уничтожению в случае:

  1. истечения срока хранения данных, определенного согласием субъекта персональных данных на обработку этих данных или законом;
  2. прекращение правоотношений между субъектом персональных данных и владельцем или распорядителем, если иное не предусмотрено законом;
  3. издания соответствующего предписания Уполномоченного или определенных им должностных лиц секретариата Уполномоченного;
  4. вступления в законную силу решения суда об удалении или уничтожении персональных данных.

3. Персональные данные, собранные с нарушением требований настоящего Закона, подлежат удалению или уничтожению в установленном законодательством порядке.

4. Персональные данные, собранные во время выполнения задач оперативно-розыскной или контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом, удаляются или уничтожаются в соответствии с требованиями закона.

Статья 16. Порядок доступа к персональным данным

1. Порядок доступа к персональным данным третьих лиц определяется условиями согласия субъекта персональных данных, предоставленного владельцу персональных данных на обработку этих данных, или в соответствии с требованиями закона. Порядок доступа третьих лиц к персональным данным, которые находятся во владении распорядителя публичной информации, определяется Законом Украины «О доступе к публичной информации», кроме данных, которые получает Министерство финансов Украины от других органов при осуществлении полномочий по контролю за соблюдением бюджетного законодательства в части мониторинга пенсий, пособий, льгот, субсидий, других социальных выплат.

2. Доступ к персональным данным третьему лицу не предоставляется, если указанное лицо отказывается взять на себя обязательства по обеспечению выполнения требований этого Закона или не может их обеспечить.

3. Субъект отношений, связанных с персональными данными, подает запрос о доступе (далее — запрос) к персональным данным владельцу персональных данных.

4. В запросе указываются:

  1. фамилия, имя и отчество, место жительства (место нахождения) и реквизиты документа, удостоверяющего физическое лицо, подающее запрос (для физического лица-заявителя);
  2. наименование, местонахождение юридического лица, подающего запрос, должность, фамилия, имя и отчество лица, удостоверяющего запрос; подтверждение того, что содержание запроса соответствует полномочиям юридического лица (для юридического лица-заявителя);
  3. фамилия, имя и отчество, а также другие сведения, позволяющие идентифицировать физическое лицо, в отношении которого делается запрос;
  4. сведения о базе персональных данных, в отношении которой подается запрос, сведения о владельце или распорядителе персональных данных;
  5. перечень запрашиваемых персональных данных;
  6. цель и/или правовые основания для запроса.

5. Срок изучения запроса на предмет его удовлетворения не может превышать десяти рабочих дней со дня его поступления.

В течение этого срока владелец персональных данных доводит до сведения лица, подающего запрос, что запрос будет удовлетворен или соответствующие персональные данные не подлежат предоставлению, с указанием основания, определенного в соответствующем нормативно-правовом акте.

Запрос удовлетворяется в течение тридцати календарных дней со дня его поступления, если иное не предусмотрено законом.

6. Субъект персональных данных имеет право на получение любых сведений о себе у любого субъекта отношений, связанных с персональными данными, при условии предоставления информации, определенной в пункте 1 части четвертой этой статьи, кроме случаев, установленных законом.

Статья 17. Отсрочка или отказ в доступе к персональным данным

1. Отсрочка доступа субъекта персональных данных к своим персональным данным не допускается.

2. Отсрочка доступа к персональным данным третьих лиц допускается в случае, если необходимые данные не могут быть предоставлены в течение тридцати календарных дней со дня поступления запроса. При этом общий срок решения вопросов, затронутых в запросе, не может превышать сорока пяти календарных дней.

Сообщение об отсрочке доводится к сведению третьего лица, подавшего запрос, в письменной форме с разъяснением порядка обжалования такого решения.

В сообщении об отсрочке указываются:

  1. фамилия, имя и отчество должностного лица;
  2. дата отправки сообщения;
  3. причина отсрочки;
  4. срок, в течение которого удовлетворен запрос.

3. Отказ в доступе к персональным данным допускается, если доступ к ним запрещен по закону.

В сообщении об отказе указываются:

  1. фамилия, имя, отчество должностного лица, которое отказывает в доступе;
  2. дата отправки сообщения;
  3. причина отказа.

Статья 18. Обжалование решения об отсрочке или отказе в доступе к персональным данным

1. Решение об отсрочке или отказе в доступе к персональным данным может быть обжаловано у Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека или суде.

2. Если запрос сделан субъектом персональных данных относительно данных о себе, обязанность доказывания в суде законности отказа в доступе возлагается на владельца персональных данных, к которому подан запрос.

Статья 19. Оплата доступа к персональным данным

1. Доступ субъекта персональных данных к данным о себе осуществляется бесплатно.

2. Доступ других субъектов отношений, связанных с персональными данными, к персональным данным определенного физического лица или группы физических лиц может быть платным в случае соблюдения условий, определенных настоящим Законом. Оплате подлежит работа, связанная с обработкой персональных данных, а также работа по консультированию и организации доступа к соответствующим данным.

3. Размер платы за услуги по предоставлению доступа к персональным данным органами государственной власти определяется Кабинетом Министров Украины.

4. Органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют право на беспрепятственный и бесплатный доступ к персональным данным в соответствии с их полномочиями.

Статья 20. Изменения и дополнения к персональным данным

1. Владельцы или распорядители персональных данных обязаны вносить изменения в персональные данные на основании мотивированного письменного требования субъекта персональных данных.

2. Владельцы или распорядители персональных данных обязаны вносить изменения в персональные данные также при обращении других субъектов отношений, связанных с персональными данными, если на это есть согласие субъекта персональных данных или соответствующее изменение осуществляется согласно предписанию Уполномоченного или определенных им должностных лиц секретариата Уполномоченного или по решению суда, вступившим в законную силу.

3. Изменение персональных данных, которые не соответствуют действительности, проводится безотлагательно с момента установления несоответствия.

Статья 21. Уведомление о действиях с персональными данными

1. О передаче персональных данных третьему лицу владелец персональных данных в течение десяти рабочих дней уведомляет субъекта персональных данных, если этого требуют условия его согласия или иное не предусмотрено законом.

2. Уведомления, указанные в части первой настоящей статьи, не производятся в случае:

  1. передачи персональных данных по запросам при выполнении задач оперативно-розыскной или контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом;
  2. выполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления своих полномочий, предусмотренных законом;
  3. осуществления обработки персональных данных в исторических, статистических или научных целях;
  4. уведомление субъекта персональных данных в соответствии с требованиями части второй статьи 12 настоящего Закона.

3. Об изменении, удалении или уничтожении персональных данных или ограничении доступа к ним владелец персональных данных в течение десяти рабочих дней уведомляет субъекта персональных данных, а также субъектов отношений, связанных с персональными данными, которым эти данные были переданы.

Статья 22. Контроль за соблюдением законодательства о защите персональных данных

1. Контроль за соблюдением законодательства о защите персональных данных в пределах полномочий, предусмотренных законом, осуществляют следующие органы:

  1. Уполномоченный;
  2. суды.

Статья 23. Полномочия Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека в сфере защиты персональных данных

1. Уполномоченный имеет такие полномочия в сфере защиты персональных данных:

  1. получать предложения, жалобы и иные обращения физических и юридических лиц по вопросам защиты персональных данных и принимать решения по результатам их рассмотрения;
  2. проводить на основании обращений или по собственной инициативе выездные и невыездные, плановые, внеплановые проверки владельцев или распорядителей персональных данных в порядке, определенном Уполномоченным, с обеспечением в соответствии с законом доступа в помещения, где осуществляется обработка персональных данных;
  3. получать по своему требованию и иметь доступ к любой информации (документам) владельцев или распорядителей персональных данных, которые необходимы для осуществления контроля за обеспечением защиты персональных данных, в том числе доступ к персональным данным, соответствующим базам данных или картотекам, информации с ограниченным доступом;
  4. утверждать нормативно-правовые акты в области защиты персональных данных в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
  5. по итогам проверки, рассмотрения обращения выдавать обязательные для исполнения требования (предписания) о предотвращении или устранении нарушений законодательства о защите персональных данных, в том числе по изменению, удалению или уничтожению персональных данных, обеспечению доступа к ним, предоставлению или запрету их предоставления третьему лицу, приостановлению или прекращению обработки персональных данных;
  6. давать рекомендации по практическому применению законодательства о защите персональных данных, разъяснять права и обязанности соответствующих лиц по обращению субъектов персональных данных, владельцев или распорядителей персональных данных, структурных подразделений или ответственных лиц по организации работы по защите персональных данных, других лиц;
  7. взаимодействовать со структурными подразделениями или ответственными лицами, которые в соответствии с настоящим Законом организуют работу, связанную с защитой персональных данных при их обработке; обнародовать информацию о таких структурных подразделениях и ответственных лицах;
  8. обращаться с предложениями к Верховной Раде Украины, Президенту Украины, Кабинету Министров Украины, другим государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам по принятию или внесению изменений в нормативно-правовые акты по вопросам защиты персональных данных;
  9. предоставлять по обращению профессиональных, самоуправляющихся и других общественных объединений или юридических лиц заключения по проектам кодексов поведения в сфере защиты персональных данных и изменениям к ним;
  10. составлять протоколы о привлечении к административной ответственности и направлять их в суд в случаях, предусмотренных законом;
  11. информировать о законодательстве по вопросам защиты персональных данных, проблемах его практического применения, правах и обязанностях субъектов отношений, связанных с персональными данными;
  12. осуществлять мониторинг новых практик, тенденций и технологий защиты персональных данных;
  13. организовывать и обеспечивать взаимодействие с иностранными субъектами отношений, связанных с персональными данными, в том числе в связи с выполнением Конвенции о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных и Дополнительного протокола к ней, других международных договоров Украины в сфере защиты персональных данных;
  14. участвовать в работе международных организаций по вопросам защиты персональных данных.

2. Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека включает в свой ежегодный доклад о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Украине отчет о состоянии соблюдения законодательства в сфере защиты персональных данных.

Статья 24. Обеспечение защиты персональных данных

1. Владельцы, распорядители персональных данных и третьи лица обязаны обеспечить защиту этих данных от случайных потери или уничтожения, от незаконной обработки, в том числе незаконного уничтожения или доступа к персональным данным.

2. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также у владельцев или распорядителей персональными данными, осуществляющих обработку персональных данных, подлежащих уведомлению в соответствии с настоящим Законом, создается (определяется) структурное подразделение или ответственное лицо, которое организует работу, связанную с защитой персональных данных при их обработке.

Информация об указанном структурном подразделении или ответственном лице сообщается Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, который обеспечивает ее обнародование.

3. Структурное подразделение или ответственное лицо, которое организует работу, связанную с защитой персональных данных при их обработке:

  1. информирует и консультирует владельца или распорядителя персональных данных по вопросам соблюдения законодательства о защите персональных данных;
  2. взаимодействует с Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека и определенными им должностными лицами его секретариата по вопросам предотвращения и устранения нарушений законодательства о защите персональных данных.

4. Физические лица-предприниматели, в том числе врачи, имеющие соответствующую лицензию, адвокаты, нотариусы лично обеспечивают защиту персональных данных, с которыми они обладают, согласно требованиям закона.

Статья 25. Ограничения действия этого Закона

1. Ограничение действия статей 6, 7 и 8 настоящего Закона может осуществляться в случаях, предусмотренных законом, насколько это необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния или защиты прав и свобод субъектов персональных данных или других лиц.

2. Разрешается обработка персональных данных без применения положений настоящего Закона, если такая обработка осуществляется:

  1. физическим лицом исключительно для личных или бытовых нужд;
  2. исключительно для журналистских и творческих целей, при условии обеспечения баланса между правом на уважение личной жизни и правом на свободу слова.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения по получению архивной информации репрессивных органов.

Статья 26. Финансирование работ по защите персональных данных

Финансирование работ и мероприятий по обеспечению защиты персональных данных осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины и местных бюджетов, средств субъектов отношений, связанных с персональными данными.

Статья 27. Применение положений настоящего Закона

1. Положения по защите персональных данных, изложенные в настоящем Законе, могут дополняться или уточняться другими законами, при условии, что они устанавливают требования по защите персональных данных, которые не противоречат требованиям этого Закона.

2. Профессиональные, самоуправляющиеся и другие общественные объединения или юридические лица могут разрабатывать кодексы поведения с целью обеспечения эффективной защиты прав субъектов персональных данных, соблюдения законодательства о защите персональных данных с учетом специфики обработки персональных данных в различных сферах. При разработке такого кодекса поведения или внесении изменений в него соответствующее объединение или юридическое лицо может обратиться за заключением к Уполномоченному.

Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства о защите персональных данных

Нарушение законодательства о защите персональных данных влечет за собой ответственность, установленную законом.

Статья 29. Международное сотрудничество и передача персональных данных

1. Сотрудничество с иностранными субъектами отношений, связанных с персональными данными, регулируется Конституцией Украины, этим Законом, другими нормативно-правовыми актами и международными договорами Украины.

2. Если международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины, то применяются правила международного договора Украины.

3. Передача персональных данных иностранным субъектам отношений, связанных с персональными данными, осуществляется только при условии обеспечения соответствующим государством надлежащей защиты персональных данных в случаях, установленных законом или международным договором Украины.

Государства-участники Европейского экономического пространства, а также государства, подписавшие Конвенцию Совета Европы о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных, признаются такими, которые обеспечивают надлежащий уровень защиты персональных данных.

Кабинет Министров Украины определяет перечень государств, которые обеспечивают надлежащую защиту персональных данных.

Персональные данные не могут распространяться с иной целью, чем та, с которой они были собраны.

4. Персональные данные могут передаваться иностранным субъектам отношений, связанных с персональными данными, а также в случае:

  1. предоставления субъектом персональных данных однозначного согласия на такую ​​передачу;
  2. необходимости заключения или исполнения сделки между владельцем персональных данных и третьим лицом — субъектом персональных данных в пользу субъекта персональных данных;
  3. необходимости защиты жизненно важных интересов субъектов персональных данных;
  4. необходимости защиты общественного интереса, установления, выполнения и обеспечения правового требования;
  5. предоставления владельцем персональных данных соответствующих гарантий невмешательства в личную и семейную жизнь субъекта персональных данных.

Статья 30. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2011 года.

2. Кабинету Министров Украины в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:

  • обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Законом;
  • обеспечить приведение своих нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом.

Правительство отнесло e-mail и номер телефона к персональным данным.

Юридическая компания «Рафиков и Партнеры»

Привет. Меня зовут Рустам Рафиков, я юрист, управляющий партнер юридической компании «Рафиков и Партнёры». В статье рассказываю про новое законодательство и рассматриваю вопрос — является ли номер телефона и электронной почты персональными данными.

Время прочтения: 1,5 мин.

13 сентября 2019 г. Правительство РФ дополнило состав персональных данных которые размещаются в единой биометрической системе. Теперь к персональным данным относятся следующие сведения:

​Выдержка из Постановления Правительства РФ от 13.09.019 N 1197 Правительство РФ

Что является персональными данными?

Согласно закону, к персональным данным относится любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Роскомнадзор ранее разъяснял, что такими данными могут быть: фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес места жительства, паспортные данные, образование, место работы, должность, доходы, ИНН, данные военного билета, СНИЛС, медицинского полиса, сведения о движимом и недвижимом имуществе, о ценных бумагах и кредитных обязательствах, сведения о вкладах в банках и номера счетов, сведения о состоянии здоровья, о судимости, сведения о членах семьи (о детях) и так далее.

Проще говоря, если по определённым данным можно вычислить (идентифицировать) лицо, которому принадлежат указанные данные, то такие данные являются персональными.

По этой же причине не являются персональными данными т.н. большие данные, которые представляют собой обезличенную информацию. Именно поэтому, законодатель с 01.10.2019 г. вводит статью 783.1 Гражданского кодекса про договор об оказании услуг по передаче информации (подробнее об этом писали здесь).

Номер телефона и e-mail — персональные данные?

Древний спор юристов о том, является ли номер телефона и e-mail персональными данными, кажется подходит к концу. Некоторые утверждали, что раз уж законодательство о рекламе требует получения согласия на рассылку по номеру телефону, значит здесь есть аналогия с получением согласия субъекта на обработку персональных данных (получение информации). Другие утверждали, что это касается законодательства о рекламе и номер телефона, сам по себе, является обезличенным набором цифр. А вот вместе с именем и фамилией, номер цифр позволяет идентифицировать абонента.

Такая же история с адресом электронной почты. Формально, по адресу электронной почты типа saylor.moon@pochta.com можно вычислить имя и фамилию обладателя, но иногда это бывает псевдонимом, ником (например, stervo4ka94@pochta.com). С другой стороны, при получении сообщения мы можем увидеть тег содержащий имя и фамилию обладателя почтового ящика.

Ну и наконец, чего греха таить, известна история с расследованием и выпуском фильма «Он вам не Димон». Авторы фильма утверждали, что идентифицировали личный электронный почтовый адрес председателя Правительства (как раз того, кто подписал постановление, о котором мы и говорим в статье).

Система идентификации граждан и «скоринг»

Всем известно, что государство заинтересовано в идентификации граждан для предоставления тех же госуслуг. Банки используют набор статистических методов для определения надежности, кредитоспособности и в целом, идентификации лица. Данная система иногда называется кредитным скорингом (от англ. scoring — подсчет очков).

К примеру, Ростелеком разрабатывает Единую биометрическую систему для идентификации граждан и получения ими финансовых услуг:

«Единая биометрическая система вместе с логином и паролем от Госуслуг (Единой системы идентификации и аутентификации — ЕСИА) позволяет банкам без личного присутствия гражданина открыть ему счет, вклад или предоставить кредит. Таким образом, банки могут завершить цифровизацию клиентского пути, а граждане получить возможность оцифровать волеизъявление и дистанционно подписывать документы.»

Еще в прошлом году Правительство утвердило состав сведений содержащихся в единой системе идентификации и аутентификации, а теперь дополнило его новыми персональными данными — номер телефона и адрес электронной почты.

Владельцам веб-сайтов рекомендуется присмотреться к данным, которые они получают и обрабатывают . Если вы обрабатываете персональные данные граждан, возможно необходимо разработать внутреннюю политику, согласие на обработку персональных данных (с учетом разумного объема и целей персональных данных), уведомить Роскомнадзор (встать в реестр).

Не забывайте, что предусмотрена уголовная ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия (так называемое «прайваси» или «right to privacy»).

Статья в Harvard Law Review 1890 г. положившая начало понятию privacy. ​Фото из личного архива, времен обучения в the University of Manchester. Рустам Рафиков

За нарушение законодательства о персональных данных, также предусмотрена административная ответственность. В некоторых случаях, размер штрафа при этом достигает до 300 тыс. руб.

Надеюсь, обзор был интересным. Что вы думаете о таком подходе? Пишите в комментарии.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Является ли номер телефона личной информацией
  • Является ли номер телефона конфиденциальной информацией
  • Якитория чердаклы номер телефона
  • Является ли номер телефона и имя персональными данными
  • Якитория солнечногорск номер телефона