Вий памаш дядя степа номер телефона


Встретиться с Медведевым с первой попытки не получилось – оказалось, Степан Васильевич находится на съезде народных целителей, где он повидался со своим хорошим знакомым знаменитым шаманом Валентином Хагдаевым. Поэтому поездку в Токтарсолу (Марий Эл) пришлось отложить, но вот в прошедшее воскресенье беру курс на Новоторъяльский район. Указатель на дорожной развилке помогает найти место, которое в народе известно как Вий памаш — родник силы в переводе с марийского языка.

В лесной глуши

Накатанная дорога приводит к глубокому и крутому оврагу, это какое-то феерическое место: на высоком берегу средь сосен и елей установлен большой деревянный православный крест, ниша с иконами и рядом… множество подношений в виде одежды. Явная смесь христианства и язычества. Тут и там на деревьях висит одежда: платки, чулки, бюстгальтеры — люди оставляют часть гардероба с больной части тела и вместе с ней свою немочь.

На самом высоком месте стоит православный крест.JPG

К дереву любви приезжают молодожены, девицы, мечтающие найти своего суженого.jpg

Все хорошо обустроено: есть скамейки, туалет, место для курения. Вниз ведет лестница с перилами, это очень кстати, поскольку земля сейчас покрыта коркой льда – очень скользко.

Сила ключевой воды

Но самое главное находится на дне ущелья. Это двухэтажная избушка: внизу — вырытая в склоне землянка, в ней установлена печь, труба дымилась – значит, хозяин родника силы сегодня здесь уже побывал. По соседству — домик с купелью, еще один для забора родниковой воды, которая считается очень целебной, дает человеку жизненные силы.

Купель - особенно многолюдно здесь бывает на Крещенье.JPG

Правда, нужно знать, когда именно черпать ледяную синь: днем до и после полудня она напитана положительной энергией, вечером переходит на «минус». Впрочем, для несведущих висит шпаргалка – она подскажет. Люди купаются, умываются, в больших бутылях увозят воду с собой. О целебной силе «Вий памаш» говорят давно — местные жители исстари врачевали здесь телесные раны.

Родниковое урочище

Это вообще долина родников, их здесь много, сила некоторых спрятана в трубы, они вылетают из земли с большой силой, несмотря на то, что на календаре конец декабря. Ключи обустроены, обложены камнем, освящены 10 лет назад в честь иконы «Всех скорбящих радость». А вообще Степан Васильевич 14 лет потратил на то, чтобы обустроить долину родников.

А этот фонтан взлетает на двухметровую высоту.JPG

Хозяина все нет и, осмотревшись, я замечаю тропинку, которая уходит куда-то в сторону. Вывела она к небольшому прудику, который дядя Степа вырыл и обустроил. Несмотря на скромные размеры, здесь трехметровая глубина и очень холодно, потому что котлован заполняет родниковая вода. Тут и там стоят ульи – судя по всему, хозяин урочища занимается пчеловодством.

Дядя Степа

Народ все прибывает, в овраге собралось уже порядка полутора десятков человек, в том числе семьи с детьми. Кто замерзли — отогреваются в землянке, но никто не уезжает. В основном это горожане с Йошкар-Олы, люди встречают здесь знакомых, есть машина с кировским номером. Наконец, появляется Степан Васильевич. Оказалось, он проколол колесо на своей «Окушке», ездил в Новый Торъял в поисках шиномонтажа, а история эта, учитывая, что день воскресный, очень небыстрая.

Ведун, магистр 1степени Степан Медведев с людьми, которые приехали к нему за исцелением.jpg

Седой, среднего роста, худощавый, переговариваем по пути, и он убегает в землянку, чтобы начать прием посетителей. Оказывается, все эти люди приехали сюда, чтобы не просто побывать в необычном месте, но и найти здесь исцеление от своих недугов. А дядя Степа, как любит представляться людям хозяин лесного урочища, помимо всего прочего известный народный знахарь. 


Лесная амбулатория

Сколько людей, в том числе известных, узнаваемых, побывали в избушке этого лесного доктора Айболита…. Прием он ведет прямо у родника силы, где способности ведуна и знахаря усиливает молитва и мать-природа.

Степан Васильевич потомственный знахарь. Врачеванием людей занималась его бабушка, которая, почувствовав, что у внука есть способности, завещала, что он должен помогать людям. И вот уже почти четверть века дядя Степа занимается этим под пение птиц, перешептывание деревьев, журчанье целебных ключей. С какими только проблемами не приезжают сюда люди: поправить спину, больные ноги, бросить курить, завязать с пьянством, кто-то не может забеременеть…. Вот и идут люди с надеждой к роднику силы.

Напомним, «Марийская правда» рассказывала и о другом  знахаре из Марий Эл. В частности он рассказал, как от боли в суставах можно помочь лопухом.

Сообщения

alekkar писал(а):Сегодня дозвонилась до знакомой по поводу батюшки из дер.Сумки.Она сказала,что так объяснить не может,нужно смотреть по карте.
Турагенство «Семейный чемоданчик» возит к нему, 600 руб вроде. (видела в газете, если нужно, посмотрю в какие дни)

Можно по Кокшайскому,через Чебоксары,не доезжая до Козьмодемьянска 13 км,свернете налево и по развилкам,это длинный путь(примерно 250 км до Сумок получится),можно по Козьмодемьянскому тракту,там через паром до Кузьмы,и в сторону Йошкар Олы(140 км),лучше с НАВИГАТОРОМ,точно потеряетесь[smile1]С собой,как обычно в Церковь идете,платок,крестик,можете бутылки взять,там источник можно искупаться,церковь стоит на берегу Волги.

батюшка сильно в возрасте. а храм его уйдет под воду при подъеме уровня чебоксарской ГЭС.. так что время на посещение этого места лучче найти сейчас..

Смысл ходить к гадалкам, чтобы они рассказали про тебя и твоих близких, что и как было? Вы что сами этого не помните? Прям как в фильме «Транс»[smile8] Ладно бы говорили про будущее, как лучше поступить в определенных моментах и т. д., чтобы хоть польза какая-то была и вам уже выбирать.

Девочки,а про родник Вий Памаш и дядю Степу знаете что нибудь?

Iri21ska писал(а):Девочки,а про родник Вий Памаш и дядю Степу знаете что нибудь?Мы ездили на этот родник зимой, встречались там с дядей Степой.

AnnaM писал(а):Iri21ska писал(а):Девочки,а про родник Вий Памаш и дядю Степу знаете что нибудь?Мы ездили на этот родник зимой, встречались там с дядей Степой.
Нууу…

Девочки, подскажите, кто знает: баба Фая сейчас принимает, которая в Семеновке живет?

evuwka писал(а):Девочки, подскажите, кто знает: баба Фая сейчас принимает, которая в Семеновке живет?

У меня сестра была у нее, говорит, что ей не очень, старенькая уже

GuyTechnic писал(а):AnnaM писал(а):Iri21ska писал(а):Девочки,а про родник Вий Памаш и дядю Степу знаете что нибудь?Мы ездили на этот родник зимой, встречались там с дядей Степой.
Нууу…
С ним нужно созвониться. Он приедет на родник. Там принимает в домике. Кладет на топчан и начинает вправлять позвонки, смотрит нет ли чего плохого на Вас. После вправления немного кружиться голова, но он предупреждает об этом. Мне после него стало легче спине. Делает это не больно. Раздеваться не нужно. С собой можно взять соль. Вода есть в роднике, только взять тару. Мы много фоткали. Очень красиво. Если нужно, могу фото выложить. Дядя Степа сказал летом очень красиво. Летом поедем еще раз. Мне там очень понравилось.

а как к ольге позвонить??)) и что говорить надо когда звонишь?[smile7]

mylia писал(а):а как к ольге позвонить??)) и что говорить надо когда звонишь?[smile7]
ольге-310499 звоните и спрашиваете можно ли записаться,она сразу называет дату время и адрес.и все. у нее вы не одна)

AnnaM писал(а):GuyTechnic писал(а):AnnaM писал(а):Iri21ska писал(а):Девочки,а про родник Вий Памаш и дядю Степу знаете что нибудь?Мы ездили на этот родник зимой, встречались там с дядей Степой.
Нууу…
С ним нужно созвониться. Он приедет на родник. Там принимает в домике. Кладет на топчан и начинает вправлять позвонки, смотрит нет ли чего плохого на Вас. После вправления немного кружиться голова, но он предупреждает об этом. Мне после него стало легче спине. Делает это не больно. Раздеваться не нужно. С собой можно взять соль. Вода есть в роднике, только взять тару. Мы много фоткали. Очень красиво. Если нужно, могу фото выложить. Дядя Степа сказал летом очень красиво. Летом поедем еще раз. Мне там очень понравилось.

Подскажите его номер и адрес пожалуйста, похоже он мне и нужен, беда со спиной. Можно в личку.

Девочки, а у Юны кто-нибудь был? Она астролог, как вам она?

юна нумеролог,но гороскопы тоже вроде составляет!

я благодарна Оле. рада что была у нее)

ходила к Ольге , сижу теперь в смешанных чувствах[smile8], вроде всё точно ,но всё равно что-то не так[smile9]

у меня такое же чувство[smile7]

а Ольга в городе принимает?запись вперед на сколько?

Я записывалась в пятницу на понедельник , но похоже можно и на следующий день записаться, принимает около 30 минут.Я пришла раньше пришлось подождать.

Была у Юны недели 3 назад. Она мне наговорила кучу неприятных вещей. Причем говорила все так уверенно, я бы даже сказала самоуверенно! Никаких точных попаданий из того что сказала не было, а конкретно мимо она сказала несколько вещей. Поэтому не верю ей и не советую к ней ходить. Сказала что мне не подходит мое имя и предложила за отдельную плату подобрать его. Советам ее следовать не собираюсь.

мне не подходит мое имя и предложила за отдельную плату подобрать его. , так же сказала двум моим знакомым, которые были у неё, только про фамилии)

Вот я удивляюсь этим шарлатанкам, умеют ведь лапшу вешать и совесть не грызет, в бога уж точно не верят, не ходите к гадалкам, за вас счет они только жируют, вот лекари другое дело, если и лечить не могут, человек сам самовнушением может себя вылечить!

Ну не скажите! К лекарям надо еще более осторожно относиться. Те, что шарлотаны, реально навредить здоровью могут, и никакое самовнушение уже не поможет. Еще и пустые надежды дают там, где профессиональная помощь нужна.

Вышла я от Ольги в смешанных чувствах, теперь прошло 3 дня я всё проанализировала и поняла что на четко поставленные вопросы она не ответила, повторяла по несколько раз одно и тоже и она очень тонкий психолог , повторяла мною сказанные слова выдавая за свои.Я спрашиваю стоит ли брать кредит , ведь я уже взяла ТВ, через несколько минут минут диалога она мне говорит что у меня уже есть маленький долг , но я же сама ей об этом только сказала [smile9]. Только один человек мне хорошо гадал , даже про парня моего точно всё сказал , что военный , и что вместе не будем всё правильно сказал , хотя парня у меня и на горизонте не было , он появился через месяц после гадания и оказался бывшим военным [smile5]

девочки, а кто ходил к Гаяне? Какие отзывы?

Только один человек мне хорошо гадал , даже про парня моего точно всё сказал , что военный , и что вместе не будем всё правильно сказал , хотя парня у меня и на горизонте не было , он появился через месяц после гадания и оказался бывшим военным
И кто это гадал?

девочки,про себя могу сказать следующее:от ольги вышла почти окрыленная[smile1],не потому что ничего ужасного не сказала,а скорее потому что человек всегда хочет верить в лучшее….про мое здоровье она все сказала правильно,желудок,зрение,про маму тоже все правильно назвала,что со здоровьем не все в порядке,вообщем,могу сказать,что долго сомневалась,интересовалась мнениямио ней,и все же пришла к тому что вначале она говорит,но не до конца,а ты потом сама домысливаешь..и в принципе все сходиться…мы наверно люди все одинаковые,у каждого одни и те же проблемы,здоровье,работа,семья,деньги,если даже тонкий психолог,то правда,скажу очень граммотный….но я осталась довольна.[smile1]

В целях предоставления качественных услуг сервис ведет учет и обработку Cookie, IP-адресов, а также Яндекс.Метрику и других данных необходимых для взаимодействия вашего браузера с Сервисом.
Продолжая использование Сервиса вы даете согласие на обработку этих данных.
Нажмите здесь, чтобы узнать больше.

«Йошкин кот!» – обрадовалась ЧУМработница, когда добрые люди из Гильдии межэтнической журналистики позвали её в Йошкар-Олу. По возвращении из столицы Марий Эл она по инерции мелко дробит ногами при ходьбе, требует в столовке трёхуровневые блины и мечтает установить посреди тундры памятник Ван Гогу.


Напиться и влюбиться

Народ мари называют лесным за его поклонение матери-природе. Священные рощи ежеосенне и весенне принимают сотни истинных приверженцев марла-веры. 

Много веков деревья, трава, солнце, вода регулярно выслушивают самые сокровенные просьбы и горячие молитвы о разном. Исполняют ли? Только у тех, кто свято верит в их могущество.

Священная берёзовая роща. Марий Эл

ЧУМработница, та ещё язычница, приготовила скромный список из десяти пунктов критически важных желаний, которые планировала изложить генераторам добра.

Таковых оказалось предостаточно, так что процент реализации мечт повышался многократно. Проводница Ираида, которая все родники родины знает в лицо, дала чёткие инструкции поведения на воде.

Правила общения с родниками: Поздороваться, сполоснуть руки, умыть лицо, сделать нечётное число глотков, попросить о важном, поблагодарить.

Родник в д. Визимбирь. Марий Эл

Вместе с ЧУМработницей поклониться истокам двинулись журналисты из разных городов и весей. Природа решила проверить чужаков на прочность и включила небесный душ на полную катушку.

Знак свыше приняли с энтузиазмом: решительно вылезали из машины, карабкались по размокшим от дождя лесным тропинкам к искомым точкам, говорили с ними начистоту.

Родник д. Визимбирь, Марий Эл
Корреспондент «ТВ2-Томск» Юлия Корнева
Мироносицкий источник, д. Ежово, Марий Эл
Журналист «МК Псков» Ольга Миронович

Для усиления эффекта помылись лопухами в бане, попарились пихтовыми вениками и, оглашая окрестности междометиями, окунулись в родниковую ледяную купель.

После интенсивных разноформатных водных этюдов пара мимических морщин у ЧУМработницы разгладилась, целлюлит в очередной раз получил от ворот поворот, а любовь к ближнему и дальнему расширилась и углУбилась.


Кто не знает дядю Стёпу? Дядя Стёпа всем знаком!

Силу родников умножают люди, которые их обустраивают и поддерживают в чистоте и порядке. Вий памаш, к примеру, довёл до ума целитель Степан Медведев, в народе – дядя Стёпа.

Здесь у него целое поместье: домик для приёма страждущих, деревья здоровья и любви, купель и даже фонтаны.

Народный целитель дядя Стёпа. Родник Вий памаш. Марий Эл

ЧУМработница шутки ради передала дяде Стёпе привет от шамана Коли и посетовала, что последний оставил НАО своим вниманием и эмигрировал к молодой жене в Тюмень.

В ответ на это врачеватель неожиданно стянул с ЧУМработницы рюкзак и потащил в избушку. Та оглянуться не успела, как, поверженная на кушетку, под умелыми руками дяди Стёпы затрещала позвонками, замамкала и заойкала.

После экзекуции в качестве бонуса доктор сыграл пациентке на варгане, пригласил на слёт целителей в Москву и сообщил, что всё будет хорошо.

Для тех, кто не проникся важность момента, ЧУМработница сообщает, с кем она провела незабываемые 15 минут в лесной избушке:

Степан Васильевич Медведев (дядя Стёпа) – «Лучший целитель России 2013 – 2014», магистр Первой степени народной традиционной медицинской мануальной терапии, член профессиональной психотерапевтической Лиги России и медицинской Ассоциации целителей России.

Дерево здоровья. Вий памаш. Марий Эл


Ну вы, блин, даёте!

Дорогих гостей в Марий Эл встречают так, чтобы следующий отпуск они без раздумий провели не на Канарах, а в Помарах, Суслонгере или Шулангере.

ЧУМработница не знала этих национально-региональных особенностей, поэтому на границе с Оршанским районом после дегустации хлеба-соли от жадности забрала его на случай недоеда.

Каравай оказался первым в череде последующих, коими радушные хозяева с энтузиазмом потчевали пришельцев.

Хлеб-соль в Великопольской школе, Оршанский район, Марий Эл

Многоэтажные блины, диковинные вареники и чудодейственный 40-градусный напиток ещё долго будут вызывать сладостные спазмы в желудке и грусть по невозможности забрать с собой волшебные скатерти-самобранки.

Марийское угощение. Чем бог послал

В надежде на повторение праздника ЧУМработница, ни на что не намекая, выкладывает простейший рецепт команмелна (мар., «коман»  – слоёный, 
«мелна» – блин). 

Это трёхслойные блины, которые мастерски пекут подруги Надя и Лида из деревни Старое Крещено, что в Оршанском районе.

Подруги Надя и Лида – мастерицы по выпечке марийских блинов
 д. Старое Крещено. Музей Майрова-Шкетана. Марий Эл

Команмелна от Нади и Лиды: 1-й слой: ржаная или пшеничная
мука, сырое яйцо и соль. Вымешать и залить в сковороду. 2-й слой: овсяная
мука на простокваше и сметане. Вылить на 1-й слой и обжарить. 3-й слой:
овсяная крупа, вымоченная за 6-10 часов в сметане. Выложить на два слоя и
поджарить.



Команмелна – марийские трёхслойные блины


Язык до радуги доведёт

В Марий Эл три государственных языка – русский, горно-марийский и лугово-марийский. Разделение на горы и луга оправдано, ведь то и другое в Республике явно присутствует.

Комплексный природный заказник «Каменная гора». Волго-Вятский увал.
Марий Эл называют Марийской Швейцарией

За четыре дня ЧУМработница привыкла к звукам этого природного языка и уже не удивлялась, когда кто-то болтал на нём по телефону или обсуждал последние новости.

А что цифровые дети? Юные артисты из ансамбля «Шонанпыл» (Радуга) Великопольской школы пели на марийском так, что не различишь, кто из них изучает язык как государственный, два часа в неделю, а кто, как родной, – четыре.

Великопольская школа. Оршанский район. Марий Эл

Участница детского образцового ансамбля «Шонанпыл» (Радуга)
Великопольская школа. Оршанский район. Марий Эл

ЧУМработница по себе знает, что песня вкупе с танцем – самый лучший витамин для полиглота (коллеги по вокалке ансамбля «Хаяр» тому свидетели).


И с Рембрандтом на дружеской ноге

Говорят, в детстве бывший Глава Марий Эл Леонид Маркелов мечтал стать поэтом и архитектором, но папа был против. 

Мальчик вырос и встал у руля Республики, чтобы никто не мешал ему рифмовать и строить. Буйные фантазии воплотил в жизнь. Так на заросших кустарником берегах Кокшаги появилась забетонированная набережная, внезапный московский Кремль, Амстердам и Брюгге, Иисус на ослике и 12 апостолов, памятники неожиданным личностям.

А из нашего окна площадь Красная видна. Йошкар-Ола
 Амстердам в отдельно взятой столице. Йошкар-Ола

Противоречивость и внезапность градостроитель пояснял поэтически:

Голландскому художнику Рембрандту
С загадкою на бронзовом челе,
Его неповторимому таланту
Мы ставим памятник в Йошкар-Оле.

Вы скажете: «Ну почему голландцу?
Не русскому, а иностранцу?
Ведь дым Отечества в нас вызывает слезы…
Мы любим водку и крещенские морозы…

Памятник Рембрандту. Йошкар-Ола. Фото Ольги Миронович

В СИЗо, где фантазёр сидит с апреля 2017 года, он продолжает сочинять поэмы на злобу дня. Вот только к строительству его больше не допускают, как, впрочем, и к рулю, ибо за 16 лет капитан марийского корабля чуть не утопил его под миллиардными долгами.

ЧУМработница ходила по городу с выпученными от удивления глазами и не могла решить: то ли восхищаться увиденным, то ли возмущаться?

Воскресенский мост. Йошкар-Ола

Жители Йошкар-Олы в оценке деяний бывшего царя тоже делятся на два лагеря. Первые клянут Маркелова за то, что напрочь вырубил деревья, устроил архитектурный беспредел и китч, выставил родной город на всеобщее посмешище. 

Вторые называют уважительно – Леонид Игоревич и благодарят за приток туристов, которые пополняют оскудевшую городскую казну и разносят славу о чудо-столице по всему миру.

ЧУМработница тоже разнесёт, потому что нашла в Йошкар-Оле самый правильный памятник –  Йошкиному Коту. Ради этого, собственно, и стоило приехать из Красного города в Красный город, ведь именно так с ненецкого и марийского переводится Нарьян-Мар и Йошкар-Ола.

Коткина и Йошкин Кот. Историческая встреча в Йошкар-Оле
Фото Ольги Миронович

PS: А вообще-то ЧУМработница была на региональном финале конкурса «СМИротворец», чтобы поздравить лучших журналистов Поволжья и поделиться, чем не жалко. Она и поделилась: олениной, песнями и байками, в том числе про вас, дорогие друзья. Не зря вам икалось 😉

Читай и смотри ещё:

  • Юлия Корнева. Заберементь от памаша (Интернет-агентство «ТВ2-Томск»)
  • Ольга Миронович. Дядя Стёпа против Лоренцо Великолепного: моя твоя не памаш (МК в Пскове)
  • ОРТ на «Смиротворце»: как это было? 
  • Телеканал МЭТР на окружном этапе «СМИротворца» (ЧУМработница поет на 3,23 мин))

Выезжая в восемь утра из г.Йошкар-Олы, автор туристического маршрута, индивидуальный предприниматель Ираида Степанова (сегодня и в качестве экскурсовода), отметила: «Мы сегодня целый день будем убеждаться в том, что наша республика действительно прекрасна».

Так, уже в течение восьми лет Ираида Александровна начинает свою экскурсию по 9 родникам Республики Марий Эл. В действительности, Марий Эл славится своими источниками, озёрами и реками: всего в республике насчитывается более 200 озёр, около 600 рек и 2000 родников. По Марийской земле 150 км. протекает река Волга. А маршрут по 9 родникам охватывает четыре района северо-восточной и центральной частей региона: Медведевский, Советский, Новоторъяльский и Куженерский районы.

  • Что нужно делать у родника?
  • Что нельзя делать у родника?
  • О воде из книги «Кӱсото. Святая роща»
  • Как вы проводите свои выходные дни? (опрос)

NB (Обратите внимание)! Как мы уже поняли, маршрут по 9 родникам начинается в 8 утра из г.Йошкар-Олы, после посещения трёх родников, в Новоторъяльском районе между деревней Бахтино и Масканур примерно в обеденное время – «привал» на лужайке. С собой надо брать «перекус». Конечная точка – в д.Визимбирь. Примерно в 16 часов там ждёт богатый стол из марийских национальных блюд, и предлагается дегустация медовухи. С 17 до 19 часов – баня с родниковой водой, содержащей серебро, и свежими листьями лопуха, также с чаем из трав. Кстати: лопух используется вместо мыла и действует как скраб для тела. Время приезда обратно в г.Йошкар-Олу – 20 часов 30 минут. Протяжённость пути по 9 родникам – 370 км., в основном по Сернурскому тракту. Пересекается 16 рек и речушек, достигается самая высокая точка Республики Марий Эл (272 метра над уровнем моря) – через Комплексный природный заказник республиканского уровня «Каменная гора» проходит Волго-Вятский увал.

Каждый родник отличается не только месторасположением, но и ухоженностью и своими лечебными свойствами. В селе Ежово Медведевского района находится женский монастырь. В честь этого монастыря назван и родник с купелью: Жён Мироносецких. Рядом с часовней стоит многолетняя липа, у которой можно помолиться по древнемарийским традициям.

IMG_0928-.jpg

Источник в д.Кугенер Советского района содержит серебро и марганец, поэтому жители деревни не носят очки и не страдают болезнями, связанными с желудочно-кишечным трактом. Вода здесь круглый год — 2С. А знаете, какое экстремальное ощущение возникает, когда стоишь в такой воде босыми ногами и испытываешь своё терпение! После этого наступает блаженное состояние тела и души.

IMG_0934-.jpg

Следующее наслаждение можно получить в д.Бахтино Новоторъяльского района, где всегда радушно встречает ухоженный уголок природы – источник Пантелеймона Целителя. Желающим можно помолиться, умыться водичкой и искупаться в купели. Есть женский и мужской купели. Здесь уже вода теплее – 4С, и, говорят, она помогает лечить суставы.

IMG_0951-.jpg

Ну вот, уже набрали воды из трёх источников. NB (Обратите внимание)! А почему надо собрать в один сосуд воды из 9 родников? Если так подумать: человек в утробе матери развивается 9 месяцев, душа в человеке проживает 9 жизней. В целом число 9 имеет магическую силу, и вода из 9 родников обладает особыми свойствами. Как предлагает Ираида Степанова (она ещё целительница), эту воду нужно пить, когда болеешь, или просто очень сильно устал. Для того, чтобы «продлить удовольствие», т.е. рационально использовать воду, набранную из 9 родников в одну небольшую ёмкость, можно вечером налить в чайник воды из крана и туда добавить родниковую воду, помолиться или просто сказать приятные слова, вложить в неё добрую, светлую мысль – до утра структура воды поменяется, станет полезной!

Народный целитель, костоправ дядя Стёпа у д.Токтарсола Новоторъяльского района обустроил родник «Вий памаш» — «Родник силы». Здесь есть часовня, бассейн, три фонтана, которые работают без электричества, двухэтажная землянка, где дядя Стёпа принимает больных из разных уголков не только Марий Эл, но и других регионов. Незамужних и неженатых манит «Дерево любви» — здесь можно повесить полотенце, «вложив» в него свои мысли, обнять два вместе сросшихся дерева и загадать себе семейного счастья. О своей мечте можно подумать и у «колеса желаний».

IMG_0961-.jpg

IMG_0970-_0.jpg

За источником у д.Фомичи Куженерского района почти никто не ухаживает, но сама природа сделала его таким прекрасным и манящим, что мимо проехать просто не получится. К тому же вода содержит серебро, и её журчанье умиротворяет, придаёт силы и спокойствие душе.

IMG_1017-_0.jpg

А в центре посёлка Куженер находится древний источник Николая Угодника. Самое главное: эта вода, говорят, помогает лечить головную боль.

IMG_1027-_0.jpg

NB (Обратите внимание)! Вода обладает памятью. Когда налили чай или наложили суп, т.е. еду, связанную с жидкостью, и при этом вдруг поругались, то лучше вылить в раковину то, что есть у вас в бокале или в тарелке и, успокоившись, повторить эти действия – например, налить свежий чай, наложить снова суп.

«Кечывалвел» — «Южная» — так называется родник в д.Чодраял Куженерского района. Он ещё не полностью обустроен, но местный энтузиаст, известный и нужный человек в районе – полицейский участковый Владислав Москвин любит свою малую родину так, что всё свободное время проводит, облагораживая место у пруда. Рядом со своим домом построил детскую площадку, а недалеко находится тот самый «Райский уголочек» у пруда: беседки (открытые, закрытые), много скамеек, место для приготовления шашлыка, пруд с рыбами, местный пляж и т.д.

Теперь пора двигаться к одному из самых высоких мест в Марий Эл. О природном заказнике «Каменная гора» можно рассказать много интересного. Эти места ещё называют Марийской Швейцарией. Но нам сейчас важен родник «Кипун», откуда снова берём её чистую, полезную воду.

IMG_1042-.jpg

Насладившись немножко дикой природой, двигаемся в Визимбирь. В одном из гостеприимных домов нас ждёт большой стол с марийскими национальными блюдами: команмелна, перемеч, пулашкамуно, суп, картошка из печки, пӱрӧ – медовуха…

NB (Обратите внимание)! Народ мари из спиртных напитков пил только МЕДОВУХУ – натуральный продукт. Для её приготовления используются перга, воск и родниковая вода. И всё! А один из знаменитых марийских блинов КОМАНМЕЛНА требует от хозяйки терпения и мастерства, ведь он состоит из трёх слоев: первый – это крутое тесто из ржаной или пшеничной муки, сырых яиц и соли; второй — из овсяной муки, разведённой на не свернувшемся молоке (можно использовать простоквашу или кефир) и сметане; третий – из овсяной крупы, вымоченной в течение 8-10 часов в сметане или в вытопленном сливочном масле. Каждый слой выпекается на открытом огне в печке. Один такой блин весит около 100 г. Он бывает толщиной 6-7 мм. Желто-румяные КОМАНМЕЛНА кладут друг на дружку и обычно не режут, а люди, почитаемые в семье, роду, деревне, или среди собравшихся и более старшего возраста ломают на четыре части.

IMG_1068-.jpg

IMG_1069-.jpg

Банный комплекс «Родниковая вода» в д.Визимбирь построен местным предпринимателем Робертом Антоновым. Сегодня здесь располагаются две бани с бассейнами из родниковой воды, гостевые дома, беседки, площадки для активного отдыха. Комплекс украшают самодельные, близкие к природе достопримечательности: например, фонтаны, «писающий мальчик», колодец-журавль, «местный сторож», улица из нескольких колодцев, куда поступает вода из трёх родников, и где могут воспроизвести традиционный процесс обработки льна. Также можно заняться смехотерапией в райском уголочке рядом с деревянными памятниками Адаму и Еве.

IMG_1117-.jpg

IMG_1120-.jpg

IMG_1133-.jpg

День подходит к концу, пора отправляться в город. Да, только за один день сколько впечатлений, положительных эмоций, информации! И сколько нового узнали о Республике Марий Эл, а сколько было интересных и полезных советов. Всю дорогу Ираида Степанова знакомила с интересными фактами из истории, связанными с той или иной местностью, рассказывала интересные случаи из жизни. Вспомните, когда тучи не вовремя будут собираться, и расчешите девушки свои волосы на две стороны, говоря: «Как я волосы расчёсываю на две стороны, также тучи расходитесь на все стороны». Молодым людям можно «рожки построить», чтобы в нужный момент не было дождя. Ну а, визуальные впечатления останутся в памяти на долгие годы.

IMG_0980-_0.jpg

NB (Обратите внимание)! Авторский маршрут «9 родников» — это летний отдых. Кроме этого, в д.Визимбирь предлагаются отдельные программы отдыха и летом, и зимой. Кстати, Визимбирь со своей девственной природой находится в 100 км. от Йошкар-Олы, от Москвы будет 1280 км. Решили своими глазами посмотреть и получить массу положительных эмоций — звоните, пишите! Тел. 8-906-334-24-80 Эл.почта: ensaj@mail.ru.

Автор: Эльвира Куклина.

«Вий памаш» — родник силы Новоторъяльский.

Родник Вий памаш находится в Республике Марий Эл в Новоторъяльском районе недалеко от деревни Токтарсола. Деревня расположена на берегу реки Шуи. Название деревни дано в честь известного охотника прошлого столетия Токтара. Природные достопримечательности местности названы в честь его сыновей: овраги — Вашкан куэр, родники — Вашкан памаш, рощи — Вайчи памаш.

С источником связана легенда, которая передается из поколения в поколение. В ХIХ веке селяне прогнали сборщиков податей. В ответ военный отряд, пригнанный из Вятки, избил розгами восстанцев. Некоторые из них скончались, а часть ушла в лес, где лечили свои раны водой из этого ключа. С тех пор считается, что источник дает силы. Вий памаш с марийского языка означает родник силы. Территория родника Вий памаш облагорожена местным жителем, который сам построил здесь купальню, а также домик с печкой, где можно попить горячего чаю и погреться. В 2009 году родник силы был освящен. На территории Вий памаша растет дерево любви, к которому приезжают молодожены, а также люди, ищущие свои вторые половинки. Из одного корня произрастает два дерева, характеризующие мужское и женское начало. Его ветви увешаны лентами и замками людей, молящихся о семейном благополучии. Сегодня к роднику приезжает все больше и больше людей — кто за жизненной энергией, а кто за семейным благополучием и здоровьем себе и своих близких. Как добраться: Родник Вий памаш находится недалеко от деревни Токтарсола Новоторъяльского района Республики Марий Эл. До поселка Новый Торъял следуют автобусы из столицы республики Йошкар-Ола. Далее до деревни Токтарсола на автомобиле.

Как тебе такое, Джеймс Кэмерон?

Джеймс Кэмерон-то не знает, что на Земле существует взаправдашняя «планета Пандора», обитатели которой молятся в священных рощах и до сих пор живут, как утверждает Википедия, «в первобытной гармонии с природой», прихлёбывая чудодейственную родниковую воду цвета индиго.

А то б он снимал своего «Аватара» в Республике Марий Эл, населённой «последними язычниками Европы».

Марийцы, в старину их ещё называли черемисами, каким-то непостижимым образом умудрились сберечь свою древнюю национальную культуру – возможно, нашу с ними общую пракультуру, как в «Золотой ветви» у Фрезера.

Экспозиция Национального музея. Фото Ольги Миронович.



Хотя мы, русские, на протяжении нескольких веков только и делали, что подавляли их национальную идентичность.

Во время так называемых «черемисских» войн в XVI веке русский царь даже отзывал войска с фронта Ливонской войны, чтоб усмирить марийских мятежников.

В начале XIX века православные «миссионеры» подвергли марийских крестьян исключительно жёсткой христианизации: непокорных секли плетьми, забривали вне очереди в рекруты или ссылали в Сибирь.

Женщина мари на кладбище. Экспозиция Национального музея. Фото Ольги Миронович.



По ходатайству Священного Синода царская охранка даже взорвала самую значимую святыню марийцев – утёс Чумбылат Курык. Да только без толку, потому что марийцы молятся не утёсам или деревьям, а мирозданию и бессмертным силам природы.

Марийский жрец (карт) проводит моление в священной роще. Экспозиция Национального музея. Фото Ольги Миронович.



В конце 30-х годов прошлого века советская власть до кучи репрессировала за «мелкобуржуазный национализм» и «попытки присоединить республику к Финляндии» почти всю марийскую интеллигенцию до последнего учителя марийского языка.

Да что там прошлое копать. Свежий пример. В этом году в Йошкар-Оле закрыли Музей ГУЛАГа. Просто не продлили аренду и всё. Якобы здание аварийное. А говорят, музей был замечательный.

Здание бывшего Музея ГУЛАГа. Как бы аварийное. Фото Ольги Миронович.



…Неудивительно, что и Стенька Разин, и Емельян Пугачёв в своё время пользовались поддержкой у местного населения.

Отплатили той же монетой

Вот вы думаете, почему марийские женщины издавна носят в качестве украшений мониста? У их благоверных, что ли, руки не из того места растут, если они за столько столетий не научились ковать какие-нибудь лунницы?

Марийское нагрудное украшение из Национального музея. Фото Ольги Миронович.



Оказывается, марийцам ещё со времён Царя Гороха, он же Иван Грозный, запрещалось держать кузницы, чтоб они не перековывали свои орала на мечи.

Но и это не помогло. Ассимилировали их русские ассимилировали, да не выассимилировали.

Думаю, дай погляжу, что это на Волге за марийцы такие непокорные.

Марийский обрядовый праздник «Шорыкйол» («Овечья нога»). Экспозиция Национального музея. Фото Ольги Миронович.



Про которых рассказывают, что их девушки на колядки до сих пор бросают за ворота валенок и в хлеву овец за ноги дёргают (потому что пойманная за ногу овца всё про суженого-ряженого «расскажет»: и какой он будет масти, и насколько у его папы «лапа волосатая»)))

Марийское сватовство. Экспозиция Национального музея. Фото Ольги Миронович.



У марийских девушек вдобавок принято оповещать всю округу о том, что они созрели. Если барышня захотела замуж – она дудит в специальную «девичью» трубу.

На марийских конкурсах красоты девицы, представьте, до сих пор дудят.

«Игра на девичьей трубе». Экспозиция Национального музея. Фото Ольги Миронович.



Так вот. Приезжаю, значит, это я в столицу Республики Марий Эл город Йошкар-Олу в священных марийских рощах поблагоговеть и слиться «в первобытной гармонии с природой»… (На самом деле в пресс-тур Гильдии межэтнической журналистики по проекту «Альтернатива языку вражды»)…

Фото Ольги Миронович.



А там какое-то недоделанное Высокое Возрождение вперемежку с фейковой Москвой златоглавой.

Фото Ирины Коткиной.



По всему видать, что кто-то опять марийскую национальную культуру зажимает!

Лучик мой любимый Л.М.Эл

Оказывается, бывший глава Марий Эл Леонид Маркелов однажды нечаянно обнаружил, что у него такие же инициалы, как у Лоренцо Медичи по прозвищу «Великолепный».

И давай строить из Йошкар-Олы новую Флоренцию. И немножечко Венецию. Плюс Сан-Марино. А местами Баварию

Но получился у него, конечно же, Диснейленд.

Фото Ольги Миронович.



Тут тебе и «замок Золушки», скопированный с баварского замка Нойшвайнштайн (в нём разместился театр кукол). И венецианский дворец дожей (в нём находится национальная художественная галерея).

Неподалёку возвышается пародия на Спасскую башню (у йошкар-олинцев она называется Благовещенской). А также бастард Спаса-на-Крови.

Фото Ольги Миронович.



Одним словом, лепота.

На одном берегу реки Кокшаги находится «набережная Амстердама», на другом – «набережная Брюгге».

Кстати, жители Йошкар-Олы путают, которая из них какая, потому что в большинстве своём не настолько состоятельны, чтобы сравнить копии с оригиналами.

Ночная Йошкар-Ола. Фото Ольги Миронович.



Красота – страшная сила

На той, которая Амстердама, установлен памятник… Угадайте кому.

Фото Ольги Миронович.



Некоторые мои подписчики в соцсетях, разглядывая этот монумент в афедрон, почему-то хором решили, что Раневской. А на самом деле Рембрандту ван Рейну.

Фото Ольги Миронович.



В двух шагах от оного Рембрандта…

Опершись <..пой> о гранит,

Сам Александр Сергеич Пушкин

С мосье Онегиным стоит.

Фото Ольги Миронович.



…Все памятники Йошкар-Олы перечислять не буду, их там видимо-невидимо. У марийцев в столице их республики даже своя Царь-пушка имеется. Правда, это всего лишь копия.

Кремлёвские куранты Маркелов копировать не стал, заказал марийские – покруче.

На марийских 480-килограммовый ослик каждый час под музыку Рахманинова перевозит из одних ворот в другие 120-килограммовую икону Богородицы-троеручицы.

Ещё одни куранты, совсем крышесносные, находятся на Патриаршей площади. Там каждые три часа под песнопение «Да молчит всяка плоть человечна» по балюстраде второго этажа не менее причудливого здания (аналога дворца в Сан-Марино) почти восемь минут движется роскошная процессия: Христос, а с ним ещё 12 полутораметроворостых раскрашенных бронзовых апостолов.

(В их числе Иуда Искариот эдаким слоупоком, позади всех остальных, но зато при деньгах.)

Эта ватага весит 3 тонны, её приводят в действие 20 механизмов, нагрузка на двигатель – 6,5 тонны.

Казалось бы, молодец бывший губернатор. Не стал вить себе гнёздышко в Ницце или где-нибудь на Голливудских холмах. А захотел, чтоб из окна его офиса был вид, как в Европах. С аттракционами, каких свет не видывал.

Причём он вроде бы ничего для этого в Йошкар-Оле не порушил, никаких исторических памятников не попортил. А возвёл всё это великолепие на пустырях, где не ступала нога архитектора.

Фото Ольги Миронович.



Но жители Йошкар-Олы как-то не особо восторгаются деяниями своего лже-Медичи.

Художник из керамической мастерской рядом с нововозведённым йошкар-олинским кремлём сказал, что ему маркеловские архитектурные творения не нравятся, потому что всё это уже начало разваливаться и вообще китч.

(Хотя сам ваяет драконов с веночками на голове и свистульки в виде бегемотов.)

Конечно, согласился он, все эти марийские палаццо поспособствовали развитию туризма, но республика теперь из-за них в долгах, как в шелках.

А ещё этот художник сказал, что Маркелова в Йошкар-Оле невзлюбили за то, что он объявил войну деревьям.

Мир хижинам, война дворцам

И правда, что на набережной Амстердама, что на набережной Брюгге, что на Патриаршей площади, что на площади Пресвятой Девы Марии (есть и такая) ни одного деревца.

Здесь птицы не поют… Фото Ольги Миронович.



Экскурсовод жаловалась, что в холодное время года на просторных маркеловских площадях никуда не спрятаться от пронизывающего ветра, а летом – от испепеляющего солнца.

Ну прям как у нас в Пскове на реконструированной улице Калинина.

Правда, неподалёку от марийской Спасской башни есть специально огороженный ботанический садик с редкими, привезёнными откуда-то очень издалека, растениями. Но ещё неизвестно, для кого и от кого Маркелов этот садик огораживал.

Посреди созданного им искусственного оазиса, кстати, восседает собственной персоной бронзовый Медичи.

Фото Ольги Миронович.



…Сам Маркелов вот уже больше года сидит в Лефортово по подозрению во взятке и пишет оттуда Путину стихотворные послания.

Фото Ольги Миронович.



Вот что значит воевать с деревьями. К которым у марийцев особенное отношение.

Первый президент Республики Марий Эл, этнический горный мариец Владислав Зотин (правил с 91-го по 97-й год), между прочим, живёт ни в каком не в дворце, а в деревенском доме, рассказывали нам.

Реконструкция традиционного марийского быта в доме-музее М. Шкетана. Фото Ольги Миронович.



Не то, что некоторые.

Но есть и Божий суд

Не знаю, как там суд решит со взяткой, а Европейский парламент в 2005 году в специальной резолюции подтвердил, что Маркелов проводил дискриминационную политику по отношению к марийскому населению и подавлял марийские национальные организации.

Дык оно и по Йошкар-Оле видно, что бывший глава марийской республики национальной культурой нисколько не интересовался, а может, и вовсе её презирал.

Думаю, эта марийская народная культура именно потому такая живучая, что вопреки.

Фото Ольги Миронович.



В Марий Эл простым людям не нужно притворяться перед туристами, чтоб продемонстрировать свои национальные традиции.

Там каждый умеет чеканить «дробушки».

Там изучают в школах национальную вышивку, чтоб детям было во что нарядиться на праздник.

Там деревенский гармонист – по-прежнему душа любой компании.

Там никто не смеет собирать грибы или справлять нужду в священных рощах, и все знают, что после всемарийских молений неделю нельзя ни с кем ругаться.

А Маркелов взял – и всю эту богатейшую культуру из столицы Марий Эл выкорчевал вместе с деревьями.

При нём даже учебников на марийском языке в республике стало издаваться гораздо меньше, чем раньше.

А вот что увеличилось – так это количество православных церквей. За время своего правления с 2001 по 2017 годы он их построил в республике десятка полтора, если не больше.

Фото Ольги Миронович.



Хоть шерсти клок

Вообще-то многие марийцы, как и псковские сето, считают себя не только приверженцами традиционной марийской веры, но и православными христианами.

Правда, это такое специфическое православие. Полуверцы они в общем.

Обратились в православие, считай, из экономии. Ведь когда российская империя поняла, что с настырными марийцами надо помягше, их за крещение стали на три года освобождать от податей.

Так эти марийцы что удумали: они начали креститься каждые три года.

А сами до сих пор уважают мать-природу больше, чем всех святых вместе взятых.

Вот, к примеру, чудотворный родник в селе Ежово рядом с Мироносицким монастырём. Над ним укреплена икона.

А чуть выше на дереве кто-то незадолго до нашего приезда повесил на дерево клок бараньей шерсти.

Фото Ольги Миронович.



Это значит, что человек приходил к роднику лечить суставы, объясняет нам знаток марийской культуры, создатель авторской экскурсии по родникам Марий Эл Ираида Степанова.

На другом роднике она сама раздала нам разноцветные ленточки, чтобы мы могли омыть их в чудодейственной родниковой воде, а потом привязать к двуствольному дереву «Верности и любви» и загадать желание.

Украшенные разноцветными ленточками или руном священные деревья – это с точки зрения правоверных марийцев, хорошо и правильно.

А вот иконы возле родников – кощунство как есть.   

Не боги … разжигают

Оказывается, православные святые и даже сам Иисус Христос почитаются марийцами как боги нижнего ряда. Потому что это бывшие люди.

Силы природы и то выше них, а на самом верху марийского пантеона божества, которые сотворили мироздание и управляют Вселенной.

Фото Ольги Миронович.



По марийским понятиям нельзя оскорблять чудотворный источник изображениями людей: это нарушает чистоту родника, лишает его целительной силы.

Журналисты Республики Марий Эл потом рассказали нам, что к марийским языческим святыням пытается присоседиться не только РПЦ. Один из таких родовых родников, например, облюбовали татары и повесили над ним полумесяц…

Марийцы и на них рассердились. Они не понимают, как можно присваивать то, что изначально принадлежит всем.

Мы, конечно, спросили у коллег, а они разве не пробовали поднимать эту проблему в СМИ? Может, представители мировых религий стали бы обращаться с традиционной марийской верой чуть поаккуратнее?

Коллеги как-то замялись. А один даже вполголоса пробовал учить представителей Гильдии межэтнической журналистики в кулуарах марийского «СМИротворца», что не все проблемы можно и нужно освещать в СМИ.

Типа, «не надо разжигать».

А там уже и без гильдейцев дым коромыслом. Видели бы вы, как взметнулся председатель Марийского союза молодёжи «У Вий» Николай Шабдаров, когда на круглом столе с марийскими журналистами разговор зашёл про иконы на родниках!

Иконы возле родника. Фото Ольги Миронович.



Говорит, в одном месте церковь «сарай» над родником поставила и тем самым спрятала родник от народа. И теперь деревенские ходят в этот сарай выпивать с глаз подальше. А после там лифчики и презервативы валяются!

При этом сам родник церковники зачем-то вывели наружу через трубу с другой стороны сарая, кирпичами обложили и цементом вокруг залили – «Всё против природы!».

Николай закончил тем, что пообещал как-нибудь собрать своих товарищей по молодёжному союзу да расчистить родовые родники от культовых сооружений и неуместных изображений.

…Интересно, когда марийские СМИ наконец-то сочтут, что пора эту проблему «осветить»? Неужели надо обязательно дожидаться драки?

Если такие больные темы не обсуждать публично, обиженных и с той, и с другой стороны будет всё больше. А так они бы уже давно прислушались к доводам друг друга и сами постарались не переходить границы допустимого.

Если Вий не идёт к журналисту, журналист идёт к Вию

Слово «вий» в переводе с марийского означает «сила», а «у вий» (название марийского молодёжного союза) – это «новая сила».

«Родник» в переводе на марийский язык – «памаш».

Фото Ольги Миронович.



«Вий памаш» – это, стало быть, «источник силы».

Так называется один из многочисленных марийских чудодейственных родников, на котором хозяйничает «дядя Стёпа», он же «магистр традиционной медицины» Степан Васильевич Медведев.

Неудавшемуся марийскому «Лоренцо Великолепному» следовало бы у этого «магистра» поучиться, как надо правильно обращаться с марийцами и с традиционной марийской культурой.

Как явствует из объявления на роднике «Вий памаш», «дядя Стёпа» нашёл его и «выкопал на новом месте» в 2005 году.

Фото Ольги Миронович.



Никаких венецианских палаццо он вокруг возводить не стал, а построил на скорую руку несколько избушек.

В одном домике туристы омывают лицо и руки, а также купают в роднике свои разноцветные ленточки, в другом могут окунуться в купель с головой, в третьем народный целитель ведёт приём.

Испытать его силу – «вий» – отважилась моя коллега из Нарьян-Мара как самая опытная в таких делах, поскольку она лично знакома со знаменитым ненецким шаманом Колей.

«Дядя Стёпа» без лишних слов уложил её на лавку прямо в пальто и давай ей суставы вправлять. Повправлял чуток и присел рядом на варгане играть.

…Чудо произошло, не сомневайтесь. Только чуть позже. Когда организаторы пресс-тура отвезли журналистов в столицу «Марийской Швейцарии» деревеньку Визимбирь, где горные марийцы когда-то прятались от царских рекрутов.

Там нам сперва позволили вдосталь налюбоваться на марийские дали.

Потом накормили традиционными блюдами марийской кухни под частушки и гармонику.

А напоследок сводили в баньку с пихтовыми вениками и лопухами вместо мыла.

И вот тут-то мы наконец чисто по-марийски слились в той самой «первобытной гармонии» с природой, о которой повествует Википедия.

Фото Ольги Миронович.



И поняли, что никакому Лоренцо Великолепному такое блаженство даже не снилось.

Фото Юлии Корневой.



…А что у моей ненецкой коллеги на следующее утро шея и спина заныли, как обычно, – так это называется профессиональная деформация, а не «дядя Стёпа – милиционер». Природа тут бессильна. Даже такая сроднившаяся с человеком, как марийская.

Ольга Миронович.

Подписывайтесь на нашу группу в Фейсбуке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Визовый центр могилев польша номер телефона
  • Визовый центр литвы номер телефона
  • Визовый центр барановичи номер телефона
  • Визитка номер телефона и имя
  • Визит номер телефона чкаловск