У меня телефонов твоих номера

Ленинград

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,

Узнавай же скорее декабрьский денёк,
Где к зловещему дёгтю примешан желток.

Петербург! Я ещё не хочу умирать!
У меня телефонов твоих номера.

Петербург! Я сумею найти адреса́,
О которых твердят мертвецов голоса́.

Я на лестнице чёрной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,

И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.

<декабрь 1930>


Вариант в редакции по спискам.

Примечание: Стихотворение написано, когда во время скитаний в поисках жилья и возможности заработать на жизнь, Мандельштам несколько дней провёл в Ленинграде у своего брата Евгения, на 8-й линии, д. 31, кв. 5, где был действительно с корнем вырван звонок.

http://rvb.ru/mandelstam/dvuhtomnik/02comm/0163.htm

wikilivres:Ленинград (Мандельштам)

http://rvb.ru/mandelstam/dvuhtomnik/01text/vol_1/01versus/0163.htm

                                          » У  МЕНЯ ТЕЛЕФОНОВ ТВОИХ НОМЕРА…»

     Петербург… Помолчим, чтобы не сказать банальность…

     Постоим, надломив силуэт над лиловой вечерней Невой…

     В этом городе невозможно жить — и писать: за плечами дерюга, гремя на ветру, вырастает в крылатку, в тёмной ряби колеблется тонкий профиль Анны Царевны

(отражение Модильяни через зеркало подсознания). Впрочем, жить — и не писать

в этом городе ещё более невозможно…

     И чего только ни случалось здесь за — вот уже — триста лет, не было, наверное,

ни одного мгновения, когда бы на гулкий влажный гранит не ступала печаль Поэта…

И не одна: поэты в граде Петра плодились плеядами…

   (  Чтобы быть понятой современным читателем, -поясняю:

Пушкин тусовался здесь с Вяземским, Мандельштам ловил кайф и балдел от Аннушки, Бродский торчал с Кушнером — базарили о барокко…)

     Я  не знаю, что это такое: петербургская (или ленинградская ) поэтическая школа…

Может быть, это означает исповедовать город как религию? Евангелие от Блока,  все домы — храмы? Или это та никем не навязанная высшая строгость свободы, в которой есть всё, кроме — даже тени -вульгарности?..

     (Я  не знаю  другого городакоторому так «нейдёт» вчерашний ПТУшлый жаргон или сегодняшняя американизация всей страны…)

     Вот уже и в жизни моего поколения наступила пора вопросительных знаков и почтительных многоточий… Мы стали горше, мудрее и снисходительней. Мы больше не спорим с пеной у рта, кто же наш лучший поэт, и не только потому, что он обрёл покой и новую родину под чёрным солнцем Италии…

     Земля щедра, всем на ней (и в ней ) хватит места…

     И мне бы хотелось поблагодарить писателя Даниила Чконию за то. что он принёс на страницы «Ведомостей» — согласно своему личному вкусу — терпкий привкус настоящей литературы. И за его предложение познакомить читателей газеты, съехавшихся в Германию со всех концов бывшего нерушимого, с высокой санкт-петербургской лирикой.

     Мы понимаем, что ей тесны не только рамки «Литературного приложения», но и всех антологий. Ведь не пять и не десять имён, а, как минимум, пятьдесят. А  ежели отмечать, так сказать, стихов наводнение не по самой высшей черте, то и все пятьсот…

     Почему же сегодня — именно эти?

     Ответ может кого-то шокировать своей откровенностью: потому что… люблю!

     Потому что  заслуженно известные — или незаслуженно неизвестные…

     Потому что  уже старые — или ещё молодые…

     Потому что стиль лёгок, хоть жизнь тяжела (или — наоборот…)

     Потому что каждый из них мог бы сказать «Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма».. . Вот этот привкус «несчастья и дыма» и есть, на мой взгляд, критерий поэзии…

                                                    ОЛЕГ ОХАПКИН

                                             ОПАЛЁННАЯ КУПИНА

     Когда -то я чисто филологически,что называется, ради красного словца,  пошутила: «Знаешь, говорю, есть поэты на «ах» — Ахматова, Ахмадулина, а есть на «ох»…

     Другой бы на его месте наверняка сострил  в ответ что-нибудь о «поэтах на «б»,

тем более, что присутствующий при сём Давид Яковлевич Дар  уже потирал руки от удовольствия, но Олег Охапкин — человек, светящийся благородством, поэт высокого штиля, до мести никогда бы не опустился. Добродушно пробасил сакраментальное из отца Онуфрия — Ольге, и сам же смутился…

     А вот другое воспоминание,» воспоминатель» —  другой  замечательный поэт, Виктор Кривулин, автор предисловия  к парижскому томику  Олега:

    «Весна 1972 года. Квартира смертельно больной ленинградской писательницы Веры Пановой. Мы сидим втроём: муж Веры Пановой Давид Я ковлевич Дар, умерший несколько лет назад в Иерусалиме, двадцативосьмилетний поэт Олег Охапкин и автор этих строк. Олег читает стихи. Кажется это был «Въезд Господен в Иерусалим». По мере чтения лицо Дара оживляется всё более. Он слушает с каким-то радостным нетерпением. Сейчас нет людей, способных так слушать стихи современника. Но стихи Олега предназначены именно для такого слушателя.

     «Олег, я слушаю Вас и — не поверите — явственно вижу, как у Вас за спиной вырастают крылья!» — эти слова Дара, сказанные в тот вечер, я хорошо запомнил, может быть, потому, что, спустя всего четыре года, после многочасового допроса в «органах» Олег рассказывал: » У них, оказывается, все мы значимся не по именам, а под какими-то кличками. У меня, например, кликуха «Орёл»…

     Могу добавить к рассказу Кривулина, что ничего удивительного, не случайно же к нам, уже в Клуб-81, альтернативный Союзу тогдашних советских писателей, однажды заявился полковник КГБ по фамилии Коршунов, а потом, в перестройку, он стал работником одного из райсоветов Кошелевым…Видимо, сами они там у себя кое-что про птиц, то есть, кто есть кто, всё-таки понимали…

     Литературный путь Олега Охапкина сравним и с трагическим парением, и с радостным, по-христиански понимаем подвигом  бытия. Не знаю, допросы ли или трудное безотцовое детство, когда и устремил впервые свой взор к Богу, или эта лавина стихов, но — не выдержала Душа, надломилась…

    Время течёт медленно, очень медленнно, потому что — всё чаще — за решёткой

психиатрической клиники. Воробей на подоконнике свободнее, чем орёл в неволе..

     Но когда вдруг снова нахлынут стихи , — в них предельная, и, кажется, запредельная ясность…

     В торжественных строфах слышится эхо литавров.

     Олег Охапкин — первый лауреат державинской премии, закономерно учреждённой в граде Святого Петра.

                                                   ВИКТОР ШИРАЛИ

«Поясняю:

Эта родина-галера

Нам даётся для труда —

Не для побега…»

     Елена Игнатова ( имя известное любителям  санкт-петербургской поэзии) пишет печально из Иерусалима в Штутгарт: «Не знаю, чем и помочь… Витя Ширали страдает, болеет. Его как будто бы уже нет…»  Такое вот осталось у неё ощущение после поездки на Родину. А я его не застала, он опять слёг в больницу, говорила с мамой, которая была и остаётся его лучшей подругой…

     А ведь как всё начиналось… Любимый птенец, вылетевший из царскосельского гнезда, лицеист Татьяны Григорьевны Гнедич (Той самой Гнедич из того самого Пушкина, который был для нас, жителей всегда всё-таки «бурга», Царским селом…)

     Фривольный, но не вульгарный, не то что бы даже посетитель, а завсегдатай

( иногда уходил оттуда домой…) «Сайгона», скандально популярного кафе на углу Невского и Литейного… Кафе поэтов? Не знаю… Хотя сейчас  на доме, где с тех пор уже успел побывать магазин сияющих унитазов ( у каждой эпохи — свои витрины…), открылась литературно-мемориальная доска. Мне всё-таки кажется, что место писателя — за письменным столом, а не за буфетной стойкой… Впрочем, и заядлые парижане, и вольные жители вычурной Вены могут мне возразить стойким букетом

кофейных ароматов своих культурных традиций…

     Надо, наверно, сказать, что и стихи, и вся как бы приблатнённо-пушкинианствующая стихия Виктора Ширали (и вокруг него) апеллировала  (как бы…) к подвыпившей публике, к её восторженному одобрению. Но он -то  был не только подвыпившим, но ещё и — самое главное — упоённым, может быть, последним эпикурейцем на прохладных

туманных берегах лицемерного, к тому же, города Ленина…

     Его первая книжка «Сад» вышла в свет ещё при причмокивающем  дорогом, не столь харизматическом, сколь маразматическом лично товарище, она была первой , попавшей на социалистический рынок от «не нашего» (то есть, нашего…) по своему мироощущению автора, и я помню её официальное обсуждение на секции поэзии ССП.

    Стыдно, грустно и нестерпимо жаль  и привычно ломающегося, и уже надломленного автора…

     «…Я  повторяю, о моей книге ходят по городу слухи, лишённые…»

     В том-то и дело, что по городу ходили машины и пешеходы, и никаких особых слухов о худосочной во всех отношениях книжечке. Ибо лишенные естественноно освещения в период роста, да, к тому же, и оболваненные под «нулёвку» цензурой сады оказывались мертвее распетушившихся тем врменем палисадников…

     Но силуэты  всё же нет-нет да угадывались…

     А поэт Виктор Ширали — печальный и любящий.

    Очень  любящий, кстати, свою старенькую маму, которой и посвятил новую книгу.

Текст песни:

Я вернулась в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухших желез.
Я вернулась сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских ночных фонарей.

Я вернулась в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухших желез,
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Ленинград! Ленинград!
Я еще не хочу умирать,
У меня еще есть адреса,
По которым найду голоса.
Ленинград! Ленинград!
Я еще не хочу умирать,
У тебя телефонов моих номера,
Я еще не хочу умирать.

Я вернулась в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухших желез,
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.

Я вернулась в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухших желез,
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.

Ленинград! Ленинград!
Я еще не хочу умирать,
У меня еще есть адреса,
По которым найду голоса.
Ленинград! Ленинград!
Я еще не хочу умирать,
У тебя телефонов моих номера,
Я еще не хочу умирать.

Описание:
Песня «Ленинград» посвящена памяти популярной ленинградской певицы Лидии Клемент, умершей от скоротечной болезни в 1965 году в возрасте 27 лет. В 70-е годы в нескольких журнальных изданиях эта песня упоминалась с названием «Монолог Лиды».

Текст в песне Пугачевой немного отличается от оригинала. Так она сознательно заменила название Петербург на Ленинград. А вот изменение «речных фонарей» на «ночных фонарей» произошло случайно. Записывая песню, она спела по ошибке «ночных фонарей», после чего пришлось перезаписывать и петь «речных». Но на пластинку вошел именно первый вариант, т.к. редактор, монтирующий песню, просто не обратил на это внимание. Кстати, когда Тамара Гвердцители записала песню для «Концерта ко Дню Победы 2005» она исполнила «рыбий жир ленинградских речных фонарей».


Исполнение:

Другие исполнители песни:
— Тамара Гвердцители (Концерт к 60-летию Победы, «Песня Года» 2005)
— Сурганова и оркестр (2007)
— Александр Буйнов («С Днем рождения, Алла!», 2009)


Оригинальное стихотворение Осипа Мандельштама:
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.

Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург, я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.

Петербург, у меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных. 

декабрь 1930


Алла Пугачева:
  Есть у меня песня «Памяти Лидии Клемент» — зрители со стажем помнят эту прекрасную ленинградскую певицу, так безвременно умершую. Когда возникла идея написать эту песню, как-то сами из памяти всплыли полузнакомые стихи:

«…Ленинград, я еще не хочу умирать, у меня телефонов твоих номера. Ленинград, у меня еще есть адреса, по которым найду голоса».
Родилась песня, и надо сказать, что воспринималась она зрителями спокойно — ну еще одна, неплохая. Но в Ленинграде во Дворце спорта «Юбилейный» во время моего концерта с первых тактов музыки шесть тысяч зрителей встали и стоя слушали всю песню. У меня даже горло перехватило от волнения — потом мне рассказывали, что билетерши в зале плакали.  Произошло идеальное слияние поэзии, музыки и чувств зрителей.

«Московский комсомолец», 1978 год, 14 октября, интервью брал Л. Никитин

Алла Пугачева:
Сейчас можно обсуждать, что я раньше пела, как. Мне очень смешно было наблюдать отрывки из спектакля ленинградских студентов. Помните, мальчик читал стихи, пытаясь показать, как они были написаны Осипом Мандельштамом:
«Петербург, я еще не хочу умирать…»
А потом вышла девочка и, якобы копируя меня, показала, как я небрежно отнеслась к тексту и безбожно исковеркала его, упустив одно слово, а «Петербург» заменив на «Ленинград». Знаете, то как она это делала, было интереснее, чем то, как выступал мальчик. А я думала: где вы были раньше, когда фамилию Мандельштама нельзя было даже произнести на сцене. Когда на пластинке «Еврейский музыкант» нельзя было написать слово «еврейский». Мы поставили просто «музыкант»…
Да, я спела «Ленинград», посвятив песню памяти безвременно умершей ленинградской певицы Лидии Клемент. Для того, чтобы никто из злопыхателей не спохватился: «Так, быстро убрать!» А то, что я сделала ошибку в записи… Знаете, было много дублей, и однажды в запарке я спела вместо «ночных фонарей» — «речных фонарей». Грубая ошибка. Я переписала. А потом редактор, который занимался записью, вставил ошибочный вариант.
Теперь они могут спокойно выходить, петь… Мне не нравится, когда сейчас в том, что уже сделано, кто-то ищет ошибки, подтирочки и думает: «Вот мы сейчас сделаем по-другому». Нет, милые мои, вы сделайте по-своему. И ошибитесь по-своему.

«Сколько светит настоящая звезда?», «Комсомолец Таджикистана», 1988 г.

Алла Пугачева:
Когда я записывала Мандельштама «Ленинград» песню она, конечно, была с ошибкой спета один раз, второй … машинально я спела вместо «речных фонарей», «ночных фонарей» и второй раз, когда я уже спела, я спела правильно. К сожалению, редактор оказался он не такой грамотный, как хотелось бы, и в пластинку он вставил вариант, не обратив внимания, за что получила по мозгам потом, ну, от всех, все меня упрекали в этом. Ну, что делать, вот так получилось. По-моему даже брат Мандельштама звонил мне, представляете, ну, тут меня уже разозлило, я сказала, лучше б при жизни его берегли, чем теперь каждое слово.

«Радио Алла», программа Алло, Алла, 2007 год

Алла Пугачева (после исполнения песни «Ленинград» А. Буйновым):
— Когда в общем-то знаменитый человек делает ошибки в исполнении, то люди поют неправильно. Здесь я ошиблась: вместо «речных фонарей» как у Мандельштама, спела «ночных», и этот шлейф идет за мной.

Михаил Маргулис, музыкальный критик:
— Мы услышали сейчас в исполнении А. Буйнова песню «Ленинград». Но это стихотворение называется «Петербург». Осип Мандельштам писал его по сути как свой реквием. Из этого стихотворения убрана принципиальнейшая фраза: «по которым найду мертвецов голоса». Мандельштам – это поэт, в работу которого не надо вмешиваться, тем более выдирать куски или менять смысл произведений. Он говорил о городе Петербурге, о тех кто в нем жил, и кого он потерял к этому моменту. Ну как вы могли заменить «Петербург» на «Ленинград», и как вы убрали эту фразу: «по которым найду мертвецов голоса»?

Алла Пугачева:
— Во-первых Мандельштама вообще никуда не пускали. С Петербургом… Да трусливый ход, трусливый… Но я сказала всем: Мандельштам звучать будет, и со словом «хочу», но без «мертвецов». Да, без «мертвецов». Почему? Потому что хотелось прежде всего донести состояние одиночества, состояние страха: я на лестнице черной живу, и в висок ударяет мне вырванный с мясом звонок. Кто-то задумывался над этим? Кроме тех кто знает, что человек оказывается без квартиры, без всего, «залепили» квартиру, и только этот замок ржавый висит на двери? Нет! Все эту песню воспринимали как мою исповедь: я не хочу умирать! И мне было этого достаточно.
«Петербург»… При всем моем уважении к классику, он не рифмовался.

Это не крючкотворство было, это стилистика. Это для программы было написано.

Был такой компромисс… Мне очень хотелось чтобы зазвучал Мандельштам, и мы пошли на такие ходы: ну что делать, такое было время!

Филипп Киркоров:
— Почему песня имела подзаголовок «Памяти Лидии Клемент», почему такой акцент?

Алла Пугачева:
— Это была замечательная ленинградская певица, потрясающая, очень душевная. Ее обожали петербуржцы, тогда ленинградцы. И постольку поскольку мы говорили о компромиссе, то, честно говоря, посвящение Лидии Клемент как-то оправдывало, что Петербург поменяли на Ленинград. И память о Лидии Клемент помогла, чтобы Мандельштам появился на пластинках, с этого началось его новое шествие. Хотя я выслушала очень много упреков.

Игорь Николаев:
— Я хочу поделиться своими ощущениями, как пианист и клавишник Аллы Пугачевой, который тогда аккомпанировал и играл именно эту вещь. После слова «желток» я ставил такую «бесконечную» фермату, когда тишина стояла зловещая в зале, которую никто не мог никогда прервать, сколько бы эта пауза ни звучала. Вообще для меня она была страшная песня, хоть я ее играл и знал, но я ее пугался. Пугался, как Алла Борисовна «умирала» очень долго: «я еще не хочу умирать»…

Алла Пугачева:
— Они так верили, что я не хочу умирать, и так жалели меня, пока я не уходила за кулисы, у всех были слезы на глазах.

Игорь Николаев:
— А после этого, она ушла за кулисы, и тишина, народ не начинает хлопать. Минуту, две… Мы не понимаем, что дальше делать. А Саша сделал такой бравый офицерский вальсок, что мне тоже понравилось. Сделав упор на смысл: я не хочу умирать, не умру – и все!

Александр Буйнов:
— Я тоже переживаю в этой песне «я еще не хочу умирать», это не бравада была, но просто с некоторым уже мужским отношением… А это уже – атака.

запись программы «ДОстояние РЕспублики» на Первом канале, 18 ноября 2010 г.

Алла Пугачева:
… По телевизору недавно показали: сначала мальчик прочитал стихотворение («Ленинград» — прим. сайта А-S) в первозданном виде, а потом девочки показали, во что превратила его Пугачева… Знаете, сейчас такие все смелые – и читать все можно, и ругаться. А тогда многих сил стоило, чтобы на конверте пластинки появилось имя Мандельштама. «Я больнее не ревную» не пропускали из-за слова «хочу», «Музыканта» — из-за слова «еврейский». Ну а «Петербург», — из-за слова «Петербург». Пришлось заменить на Ленинград. Я буду очень рада, если поколению, что идет за нами, не придется идти на компромиссы. Но нам-то тогда надо было дело делать. С этой песней у меня связана другая горечь – при записи в одном из дублей я перепутала «речных» и «ночных», а в итоге из всех вариантов режиссер выбрал неправильный. Эта горечь – до сих пор.

В. Курицын, статья «Иметь свое место», газета «Вечерний Свердловск», 23 августа 1988

Борис Савченко, историк эстрады и музыкальный критик:
Почти одновременно с «Зеркалом души» она пишет целый диск новых собственных песен — «Поднимись над суетой». Наиболее удачным у неё получился, на мой взгляд, «Ленинград» на стихи О. Мандельштама. Точнее, по мотивам стихотворения, ибо в трактовке певицы текст песни звучит несколько иначе.

Трагическое ощущение неминуемого конца, фатальной безнадёжности есть непременное свойство глубоко одарённых натур, и, без сомнения, оно является активным стимулятором их творчества. Мне как-то не хочется развивать тривиальную мысль о том, что под маской некой эмансипированности Пугачёвой скрыто хрупкое нежное существо, — нет, она совсем не беспомощна, скорее наоборот — имеет властный, быть может надменный, характер и способна на глубокие и сильные переживания, с поправкой на причуды женственности и непредсказуемость поведения. Посему я нисколько не удивляюсь отваге певицы, дерзнувшей приложить к стихам Мандельштама собственную музыкальную транскрипцию, и радуюсь, что опыт получился успешным.

«Ленинград» Пугачёвой — свидетельство ухода от апробированных тем, утративших оригинальность прежних находок. Постоянное, ненасытное самообновление — вот та «изюминка» в её творчестве, которая непрерывно вызывает общественный интерес, электризует «поле» вокруг имени Пугачёвой, влечёт к ней не только поклонников, но возбуждает любопытство и со стороны лиц, не являющихся безоговорочными почитателями таланта певицы.

Борис Савченко. Дорогая Алла Борисовна… — М.: «Знание», 1992. — С. 26—27. — 54 с. — (Серия «Мир искусств»; № 1)

Обложка Название Год Длительность Размер Качество Он-лайн
Песен не найдено

Песня выходила на 12 носителях :

Аудио -> CD — Оригинальные (4):

Пластинки -> МИНЬОНЫ — Оригинальные (1):

Пластинки -> ГИГАНТЫ — Оригинальные (3):

Я вернулась в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухших желёз.
Я вернулась сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских ночных фонарей.

Я вернулась в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухших желёз,
Узнавай же скорее декабрьский денёк,
Где к зловещему дегтю подмешан желток,

Припев:
Ленинград! Ленинград!
Я ещё не хочу умирать,
У меня еще есть адреса,
По которым найду голоса.
Ленинград! Ленинград!
Я ещё не хочу умирать,
У тебя телефонов твоих номера,
Я ещё не хочу умирать.

Я вернулась в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухших желёз,
Я на лестнице чёрной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.

Я вернулась в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухших желёз,
И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.

Припев:
Ленинград! Ленинград!
Я ещё не хочу умирать,
У меня еще есть адреса,
По которым найду голоса.
Ленинград! Ленинград!
Я ещё не хочу умирать,
У меня телефонов твоих номера,
Я ещё не хочу умирать.

Ленинград! Ленинград!
Ленинград!…

Проигрыш.

Я ещё не хочу умирать…
Ленинград…
Я ещё не хочу умирать…
Ленинград…
Я ещё не хочу умирать…
Ленинград…
Я ещё не хочу умирать…

слова: Осип Мандельштам, музыка: Алла Пугачева

Следите за новостями в соцсетях

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • У меня нет твоего номера телефона
  • У меня нет номера телефона зарегистрироваться
  • У меня нет его номера телефона огорчился богдан схема
  • У меня нет доступа к этому электронному адресу или номеру телефона инстаграм
  • У меня нет доступа к моему привязанному номеру телефона