Тим бертон номер телефона

Родился 25-го августа 1958-го года. Детство будущего культового мастера, воплотившего на экране самые невероятные образы и истории, и ставшего главным творцом мрачных, стильных и ироничных картин, прошло в небольшом городке в Калифорнии. Родители режиссера были далеки от искусства, хотя его брат — Дэниэл Бертон также прославился, став известным художником.

Уже в раннем детстве Бертон, который по его собственному признанию чувствовал себя одиноким ребенком и общению со сверстниками предпочитал походы в кино да панк-музыку, увлекался рисованием. Восприятие родного города мастером нашло отражение в фильме «Эдвард руки-ножницы».

После окончания школы он поступает в Калифорнийский институт искусств на факультет анимации, где продолжает рисовать и придумывать истории для мультипликационных и художественных фильмов. Вместо написания учебных работ Бертон занимается созданием короткометражных фильмов. Большинство его задумок и работ, созданными в период учебы в школе и университете, считаются утерянными.

После получения диплома об окончании университета, художник получает приглашение от студии Уолта Диснея на должность дизайнера персонажей, а затем и аниматора. Работая на студии, откуда его несколько раз увольняли и приглашали вновь, Бертон принял участие в создании таких работ, как «Властелин Колец» и «Трон». Но позднее он сравнил работу в студии «Дисней» со службой в армии.

Первый фильм режиссера «Франкенвини», созданный в 1984-м году, не был выпущен в прокат, так как руководители студии посчитали его слишком мрачным и не попадающим в привычный формат мультфильмов студии «Дисней». Несмотря на это, «Франкенвини» в виде промо-копий для студий попал в руки комику Полу Рубенсу, который оценил талант и нестандартный взгляд Бертона на окружающую действительность. Именно благодаря Рубенсу Бертон получил заказ на съемку своего первого полнометражного фильма снять «Большое приключение Пи-Ви».

Примечательно, что все дальнейшее творчество Тима Бертона делят на два больших периода, которые характеризуются присутствием в его жизни подруг, ставших музами режиссера. За время совместной жизни с художницей, танцовщицей стриптиза и актрисой Лизой Мэри Бертон снял такие шедевры как «Эдвард руки-ножницы», «Эд Вуд», «Марс атакует» и «Сонная Лощина», закрепившие тандем Бертон-Депп на кинематографической «аллее славы». Джонни Депп снялся в большинстве фильмах режиссера и воплотил на экраны много запоминающихся образов.

В этот период Тим Бертон работает над огромным количеством проектов, что помешало ему принять участие в ряде фильмов, ставших в последствии знаменитыми.

Первый большой успех пришел к Бертону с фильмами «Бэтмен» (1989 г.) и «Бэтмен возвращается» (1992 г.), возродившими «бэтмениаду» как культурное явление 1990-х годов.

В 2001-м году на съемках фильма «Планета обезьян» у Бертона начинается роман с известной британской актрисой Хеленой Бонэм Картер. За 10-летие с 2001-го по 2012-й год режиссер снял такие фильмы, как «Крупная рыба», «Чарли и шоколадная фабрика», «Труп невесты», «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит». Примечательно, что «Крупную рыбу» критики и зрители посчитали неудачей режиссера и даже начали говорить о творческом кризисе мастера, несмотря на глубокий сюжет и блестящий актерский состав. Тем не менее, фильмы, вышедшие в мировой прокат после «Крупной рыбы», в том числе ожидаемый поклонниками мастера, фильм «Алиса в стране чудес», только подтвердили статус Бертона как одного из самый необычных и ярких режиссеров современности.

Сегодня 57-й день рождения празднует один из самых ярких кинорежиссеров ГолливудаТим Бёртон! Ты наверняка помнишь его знаменитые фильмы «Чарли и шоколадная фабрика», «Эдвард Руки-ножницы» или «Битлджус» (один из моих любимых). Давай поближе узнаем эту загадочную темную лошадку – Тима Бёртона.


Тимоти Уолтер Бёртон родился в 1958 году в городе Бербанк, штат Калифорния (США). Мать Тима Джин Бёртон (Эриксон) – владелица небольшого магазина сувениров Cats Plus, в котором продавалось все, что связано с кошачьей тематикой. Отец – Билл Бёртон – занимал должность в управлении местного банка.


Дом Бёртонов в районе 2000 на Эвергрин-Стрит до сих пор сохранился. Он находится неподалеку от кладбища Вальгалла.


С ранних лет Тим чувствовал себя чужим в родном доме. По его признанию, родители по непонятным причинам заложили кирпичом окна в его детской, оставив лишь небольшие зазоры для света.


В 1979 году Тим начинал работать аниматором в студии «Дисней». Позже Бёртон сравнит работу в этой компании со службой в вооруженных силах, настолько там все было засекречено. Кстати, режиссер никогда не служил в армии.


Первым фильмом, который принес ошеломляющий успех Бёртону, стал «Битлджус» (1988). Картина удостоилась премии «Оскар» в категории «Лучший грим».


Фильмом «Эдвард Руки-ножницы» ознаменовано начало длительного сотрудничества Бёртона с актером Джонни Деппом (52). Депп возглавляет список актеров, постоянно снимающихся у Бёртона, и считается его альтер эго.


О закрытом характере Тима Бёртона ходят легенды, видимо, он остается в какой-то степени недосягаемым даже для самых близких друзей. Вот что вспоминает лучший друг БёртонаДжонни Депп:

«Мы были на съемочной площадке «Чарли и шоколадная фабрика». Работали, снимали, все было круто! И тут мне передают, что звонила Хелена (бывшая жена Тима – Хелена Бонэм Картер (49)). Я сильно распереживался, подумал, что что-то с детьми и нужна моя помощь. Она меня успокоила и сказала: «Тим хочет знать, будешь ли ты крестным отцом Билли». Но я был рядом с Тимом все это время, буквально три минуты назад мы стояли и болтали. Я вернулся к Тиму, закатил речь, что рад стать крестным отцом его ребенка. На что он растерянно ответил: «Хорошо, ага. Так, все возвращаемся к работе!» Это его способ, он никогда не сказал бы мне этого в лицо, чтобы не попадать в избитые ситуации с приятелем».


Кукольный мультфильм «Труп невесты» Бёртона был номинирован на «Оскар» в 2005 году.


За кинопостановку мюзикла «Суни Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» Тим получил награду Венецианского кинофестиваля.


В 2007 году Бёртон был отмечен журналом Entertainment Weekly как один из 50 величайших режиссеров в истории кино. Он был самым молодым из обозначенных персон.


Тим планировал снять свою давнюю возлюбленную Лизу Мэри (46) в главной роли ремейка классического фильма ужасов по повести Гоголя «Вий», но проект был отложен и до сих пор не воплотился в жизнь.

Тим Бертон — биография


Тим Бертон — известный в Америке и за ее пределами кинорежиссер, мультипликатор, сценарист и поэт. Большинство работ Тима отличаются готическими элементами, черным юмором, макабрическими чертами и деконструкцией мистических и традиционных сказочных сюжетов.

Детство и юность

Уже на протяжении многих лет Тима Бертона телезрители знают как режиссера поражающего сочетанием трагикомедии и сказочного сюжета. В юные годы этот сценарист заявил себя также как художник и неординарный режиссер. Каждый его фильм собирает кассу и никогда не зависит от бюджета, вложенного в его создание.

Полное имя режиссера Тимати Уолтон Бертон. Он родился в городке под названием Бербанк, расположенном на территории Калифорнии 25 августа 1958 года. Несмотря на солнечный штат, детские годы биографии будущей звезды телевидения не были радужными. Возможно, именно это и оставило свой отпечаток на восприятии режиссером окружающего мира, что впоследствии, проявится в его кинематографических работах.

Тим Бертон

Тим Бертон в детстве

Семья Бертон, в которой кроме Тимати также росс и его младший брат Дэниел, была достаточно обеспеченной. Отец семейства Билл в прошлом сделал карьеру бейсболиста, а к моменту рождения наследника вместе с женой Джин, руководил собственным магазином, специализирующемся на продаже сувенирной продукции. Основной тематикой предметов для продажи были коты.

В детские годы, всем шумным компаниям Тим отдавал предпочтение тишине и обособленности. Много времени он проводил в комнате, в которой, для того чтобы ребенок не мог покинуть ее пределы, вместо окон были оставлены только узкие щелки. Все дело в диагнозе «аутизм», который на протяжении многих лет врачи ставили Бертону. Из воспоминаний самого режиссера становится понятным, что диагноз возник не на пустом месте, так как у него имелось множество признаков данного расстройства. При этом сам сценарист как-то в одном из интервью называл годы детства «личным адом».

Находясь в пределах своей комнаты, маленький Тим много читал и рисовал. Он также любил посещать кинотеатр, где смотрел ужастики и фантастику. Любимым автором будущего режиссера стал Эдгар Аллан По, в то время как в кино он отдавал предпочтение Теодору Гайзелю и Роальду Далю.

Тим Бертон

Тим Бертон в юности

В непосредственной близости от дома, в котором проживал Тим Бертон, располагалось кладбище, принадлежащее муниципалитету. Помимо него, рядом виднелись здания офисов, где базировались офисы таких киностудий как «Columbia Pictures», «Уолт Дисней» и «Warner Bros». Много позже кинокритики утверждали, что такая картина окружающего мира и стала аллегорической долей внутреннего творчества мрачного гения, создавшего неповторимого «Эдварда руки-ножницы». Именно в этой киноленте просматривается личность автора и специфический взгляд на мир, в котором он жил.

В школьные годы Тим достаточно хорошо учился, имея балл выше среднего. При этом он с удовольствием посещал школьные спортивные секции и выступал в команде занимающейся водным поло. Первые пробы в кинематографе случились у Тима Бертона, когда ему исполнилось двенадцать лет. Именно тогда он попробовал создать небольшое кино на заднем дворе собственного дома. Короткометражки снимались великим режиссером на восьми миллиметровую пленку.

В 1976 году Бертон решился на переезд и обосновался в Санта-Клари в Калифорнии, где решил поступить в Институт искусств. К слову сказать, последний был основан Уолтом Диснеем. Именно здесь мультипликатор и режиссер постигал тонкости своей будущей профессии.

Мультипликатор

Еще, будучи студентом, Тим Бертон решился на создание нескольких нарисованных фильмов. Среди них самым популярным оказался «По следам монстра-сельдерея», благодаря которому на будущую звезду кинематографа и обратили внимание представители «Диснея». В 1979 году известный режиссер и сценарист получил приглашение от студии, на которой работал в должности дизайнера и аниматора несколько лет. Первое время звездный режиссер занимался просто раскрашиванием кадров и только спустя некоторое время стал одним из создателей проектов как арт-директор и художник.

Тим Бертон

Тим Бертон

Работая в стенах «Walt Disney» в анимационном подразделении, Бертон создал собственный мультфильм «Винсент» продолжительностью шесть минут. Его показали в Чикаго на кинофестивале, после которого мультфильм отправился в прокат и был показан в одном из кинотеатров города Лос-Анджелеса.

Новый этап сотрудничества Бертона и компании «Walt Disney» начался только в 1990 год, когда Тим работал над мюзиклом в кукольном стиле «Кошмар перед Рождеством». К слову сказать, фэнтезийный проект до сегодняшнего дня занимает одну из строчек топ-10 кассовых мультфильмов. Кинолента, показанная впервые в 1993 году, на сегодняшний день может похвастаться двумя премиями «Сатурн», а также огромным количеством номинаций, среди которых и премия «Оскар».

Следующим номинантом на получение «Оскара» в профессиональной карьере Бертона стал драмеди «Труп невесты», который появился на большом экране в 2005 году. Полнометражный фильм снимался при помощи цифрового зеркального фотоаппарата и собрал кассу даже больше чем предшественник. Сумма в прокате равнялась ста семнадцати миллионам долларов.

Тим Бертон

2012 год для поклонников творчества Бертона ознаменовался выходом 3-D картины «Франкенвини», которая была создана вместе со студией «Disney» и основана на одноименном короткометражном фильме. В Америке премьерный показ состоялся в рамках кинофестиваля Fantastik Fest в Техасе, а вот зритель в Европе смог посмотреть эту ленту только в рамках пятьдесят шестого кинофестиваля в Лондоне. На этот раз в коллекции достижений американского режиссера появилась еще одна номинация на «Оскар».

Могут быть знакомы

Фильмография

1984 год для Тима Бертона ознаменовался окончанием работы над второй короткометражкой в его карьере, которую он создавал для  «Walt Disney Pictures» и называлась она «Франкенвини». Эта комедия, продолжительностью тридцать минут не попадала на большой экран на протяжении восьми лет, так как руководство компании считало несовместимым мертвую героиню мультфильма с радостным имиджем Уолта Диснея. При этом самого Тима Бертона после окончания работы уволили, указав в документах причину: «пустая трата денег и рабочей силы». Важен тот факт, что в конце восьмидесятых годов, компания испытывала финансовые трудности и придерживалась консервативного пути развития, из-за чего отказывалась от любых экспериментов, которым, по сути, и стало сотрудничество с Бертоном. Режиссер с первых дней своей работы заработал репутацию уникального и действительно неповторимого постановщика.

Тим Бертон

К радости создателя, фильм не оказался заброшенным на полках, а был выпущен, хоть только и для домашнего проката, в 1992 году. К этому времени сам режиссер уже был известен. На создание «Франкенвини» по словам Тима Бертона ушел всего миллион долларов. Зато после появления короткометражки на большом экране кассовый сбор насчитывал более одиннадцати миллионов долларов.

Копии своей работы Тим Бертон отправил в разные студии, в одной из которых на него обратил внимание Пол Рубенс известный артист. Именно он обратился с предложением снять полнометражный фильм, получивший название «Большое приключение Пи-Ви». В данном проекте сам режиссер также работал и на съемочной площадке в качестве актера, появившись на экране в небольшой роли и преобразившись в бандита. Кинематографический дебют в данном жанре для Бертона обернулся успехом. Работая над картиной режиссер, являюсь преданным фанатам такого музыкального коллектива как «Oingo Boingo», обратился к Дэнни Эльфману с просьбой создать музыку для его кинокартины. В будущее Эльфман неоднократного вел сотрудничество с Бертоном.

Успех и признание, полученные режиссером после показа «Большого приключения Пи-Ви» подтолкнули руководство «Worner Bros» заключить с Тимом контракт на  создание экранной версии комикса, рассказывающего о Бэтмене. Здесь нужно отметить, что пока сценаристы занимались переработкой имеющегося материала, режиссер представил публике сказочную историю «Алладин и его волшебная лампа», а также выпуск «Альфред Хичкок представляет».

Тим Бертон

1988 год ознаменовался представлением поклонникам творчества режиссера картины ужасов, в которой присутствовали также элементы мистики под названием «Битлджус». Впоследствии фильм вошел в число пятисот лучших картин в мире, снятых в жанре ужасов. Кинопроект был награжден премией «Оскар» в номинации грим, а также тремя премиями «Сатурн». Показ в кинотеатрах принес создателю семьдесят четыре миллиона долларов, хотя общий бюджет, потраченный на съемки, составлял всего пятнадцать миллионов. В будущем благодаря успеху было снято еще несколько дополнительных проектов в виде видеоигр и мультсериала.

Первая часть «Бэтмена» была показана  телезрителям в 1989 году. Спустя несколько лет появилось продолжение «Бэтмен возвращается», что стало точкой для возрождения Бэтменианы, а также появления у создателя славы автора голливудских блокбастеров.

Роль главного героя сыграл актер, которого режиссер сам пригласил и уже был известен ему по проекту «Битлджус». Решение не понравилось продюсерам картины. Все дело в том, что Майкл Китон, по мнению руководства, не имеет опыта в подобных съемках, а также является комическим актером со средним телосложением. Последствия скандала покинули пределы площадки и коснулись враждебно настроенных друг к другу фанатов. Итогом данной истории стало падение акций принадлежащих «Warner Brothers». Чтобы руководители успокоились, Бертон предложил на роль Джокера Джека Николсона.

Тим Бертон

В итоге прибыль, которая была получена в кассе, оправдала выбор актеров, принеся создателям более четырехсот миллионов долларов при потраченном бюджете в сорок восемь миллионов. В будущем данная версия «Бэтмена» повлияла на супергероев, у которых в последующих картинах появилась психологическая глубина и они стали более реалистичными.

Успех в прокате дал возможность Тиму Бертону просить у руководства компании полного контроля не только над съемками, но и над кастингом который потребовался в период съемок сиквелов. Благодаря этому актерский состав пополнился новыми злодеями, которых исполнили Мишель Пфайффер, Дэнни ДеВито и Кристофер Уокен. Продолжение первой части также имели коммерческий успех.

В последнее десятилетие XX века профессиональная карьера режиссера развивалась стремительными шагами, утверждаясь на вершине кинематографического олимпа. Стоит отметить и тот факт, что среди актерского состава у режиссера появились свои любимчики, среди которых Джонни Депп и Хелена Бонем Картер. 

1990 год ознаменовался появлением нового кинохита «Эдвард руки-ножницы», в котором впервые снимался Джонни Депп, сбросивший ради роли одиннадцать килограмм. Главную женскую роль исполнила Вайнона Райдер. Нужно понимать, что в основе сценария лежит рисунок, нарисованный самим режиссером еще в подростковом возрасте. При этом главного персонажа сам создатель картины называет кем-то «вроде любимой собаки».

Тим Бертон

В 1996 году на большом экране показали сразу две картины авторства Тима Бертона. Прежде всего, это научно-фантастическая комедия «Марс атакует», а также «Джеймс и гигантский персик». Благодаря сатире и черному юмору первая из них стала популярной во всем мире. На одной съемочной площадке работали Джек Николсон, Дэнни де Вито, Натали Портман и Сара Джессика Паркер.

В следующем десятилетии режиссер вновь пригласил Джони Деппа в свой проект, которым стала «Сонная лощина». Основой сюжета стала легенда, рассказанная Вашингтоном Ирвингом «Легенда о сонной лощине». При этом режиссер весьма вольно обошелся с общей сюжетной линией новеллы. Прокат принес создателю более двухсот миллионов долларов, а также сразу несколько премий и наград среди которых «Оскар», «Спутник», BAFTA и MTV Movie Awards.

Далее последовали съемки картины в жанре боевик «Планета обезьян», где в Ари перевоплотилась Хелена Бонэм Картер. К моменту начала периода съемок актриса уже была известна во всем мире. Стоит отметить, что к британской актрисе популярность пришла после ее работы над психологическим триллером известным как «Бойцовский клуб».

По-своему «Планета Обезьян» также является вольной экранизацией одноименного романа написанного писателем из Франции Пьером Булем. После выхода на большой экран появились смешанные отзывы, как со стороны кинокритиков, так и со стороны фанатов. На кассовые сборы это не влияло также как и на получение огромного количества премий и номинаций.

В начале нового века американский режиссер также радовал своих поклонников новинками кино и уже полюбившейся зрителям мрачноватой и немного безумной атмосферой.

Тим Бертон

Так, в 2005 году была показана комедийная лента «Чарли и шоколадная фабрика», где в главных героев перевоплотились уже привычные Хелена Бонэм Картер и Джонни Депп. Фильм снят в традиционном сказочном жанре, с необходимой моралью и при этом в нем много жестоких сцен.

Следующим шедевром американца стала музыкальная картина под названием «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит». К слову сказать, фильм показал все черты макабрической готики. В основе сценария лежит литература XIX века, однако точных дат, когда проживал Суини Тодд, нет, а по некоторым данным это выдуманный персонаж.

Новый шедевр от Тима Бертона, которым стала фантазийная картина «Алиса в стране чудес» был показан в 2010 году. После премьеры в одном из своих интервью режиссер сказал, что специально взял в основу известную историю, так как прежние экранизации ему не нравятся. По его мнению, главная героиня всегда предстает слишком пассивной.

В своей работе Тим добавил девочке возраста, представив сюжетную линию как продолжение уже известной истории написанной Льюисом Кэрроллом. В тоже время сам режиссер заявил, что его картина это не сиквел и не ремейк.

Образ Красной королевы на большом экране воплотила Хелена Бонэм Картер, в то время как Джонни Деппу досталась роль безумного шляпника. Главную героиню Алису сыграла Миа Васиковская. Лента стала самым успешным в коммерческом плане проектом от Тима Бертона, принеся создателю более одного миллиарда долларов. В то же время один из модных домов даже запустил линию одежды по мотивам кино истории.

Тим Бертон

В 2012 году на большом экране показали «Мрачные тени». К сожалению, кинокритики дали низкие оценки при том, что главную роль сыграл уже привычный Джонни Депп. К тому же картину не смогли спасти ни комедийные моменты, ни мрачный стиль, любимый поклонниками творчества Бертона, ни история о вампирах. Все же затраты на картину оправдались и даже в прокате клента принесла хоть и маленькую но прибыль.

Тот же период режиссер стал продюсером фильма «Президент Линкольн Охотник на вампиров», который снимал Тимур Бекмамбетов. Российский телезритель увидел данный проект в рамках телевизионного шоу «Вечерний Ургант».

В 2014 году режиссеру действительно удалось удивить своих поклонников, так как он снимал в непривычном для него жанре биографии. Это была картина под названием «Большие глаза». Здесь не было ни черного юмора, ни потусторонних сил, ни трагикомедии. У киноленты множество положительных отзывов. Главную героиню Маргарет Кин сыграла Эми Адамс, получив за роль американской художницы «Золотой глобус».

Тим Бертон

В 2019 году Бертон отметил выход на большой экран мультфильма в стиле «Дисней», рассказывающего о приключениях маленького слоненка. Главными исполнителями стали Майкл Китон, Ева Грин, Дэнни ДеВито и Колин Фаррелл. Телевизионная адаптация уже известного сюжета трижды стала номинантом на премию «Сатурн» и принесла режиссеру триста пятьдесят три миллиона долларов.

Иллюстратор

В 1997 году Тим Бертон стал работать в качестве иллюстратора, над сборником стихов, который назывался «Унылая смерть мальчика-устрицы». В 2009 году на полках книжных магазинов появилось издание «Искусство Тима «Бертона, которое было написано в соавторстве с Холли Кемпф и Ли Галло. В книге были собраны многочисленные рисунки, созданные режиссером, а также комментарии, которые его друзья писали к ним.

В продолжение первого издания, спустя несколько лет вышло «Искусство салфеток Тима Бертона: вещи, о которых вы думаете в баре». Здесь поклонники творчества режиссера смогли увидеть его наброски, которые создавались на салфетках в ресторанах или барах.

Тим Бертон

Модели, скульптуры, кино артефакты и фото из личных коллекций можно было посмотреть на выставке современного искусства в Нью-Йорке. В 2011 году похожая выставка была организована в Лос-Анджелесе.

Личная жизнь

Все биографы, изучающие личную жизнь великого американского режиссера, сошлись только в одном мнении, что женщины, которые находились рядом с ним в разные годы жизни, тем не менее, оказывали влияние на его творчество. Первой официальной супругой Бертона стала Лена Гейске, которая прославилась как фотограф. Пара прожила вместе только четыре года и официально развелась в 1991 году.

С Лизой Mэри стриптизершей, режиссер обручился в 1992 году. Они прожили вместе вплоть до 2001 года. И в этот период мужчина всегда находил для супруги роли в своих картинах. Так, ее можно увидеть в «Эдвард руки-ножницы», «Сонная лощина» и «Эд Вуд».

Новый поворот в личной жизни сценариста произошел после знакомства с Хеленой Бонэм Картер, которая снималась в его картине «Планета обезьян». Тим влюбился в актрису буквально с первого взгляда и, расставшись с супругой в 2001 году, при этом выплатив ей отступных, пять миллионов долларов, стал ухаживать за актрисой.

Тим Бертон

Тим Бертон и Хэлена Бонэм Картер

Уже осенью того же года Хелена и Тим всем объявили о помолвке, а через два года в их семье родился сын, которого назвали Билли Рей. Крестным отцом мальчика стал Джонни Депп. Старший наследник впервые появился на экране в киноленте «Чарли и шоколадная фабрика». В 2007 году у супругов родилась дочь Нелл. Спустя тринадцать лет совместной жизни эта звездная пара рассталась.

Тим Бертон

Тим Бертон и Ева Грин

С 2015 года Бертона связывают романтические отношения с Евой Грин, но пара официально не рассказывает о своих отношениях.

Тим Бертон сейчас

В 2022 году режиссер продолжил свою творческую карьеру став продюсером многосерийный картины «Уинсдей», в основе которой знаменитая история, рассказывающая о семейке Адамс. В главную героиню перевоплотилась Дженна Ортега, в то время как Луис Гусман и Кэтрин Зета-Джонс играют ее родителей. Сериал побил многие мировые рекорды и его посмотрели зрители в восьмидесяти трех странах.

Факты

  • Будучи молодым, Бертон хотел стать режиссером популярного ужастика «Гремлины», однако Люк Бессон в то время решил не доверять свое детище режиссеру, не имеющему опыта.
  • В свое время Тим также работал над музыкальными клипами, создавая альтернативные видеоролики для таких групп как «Chelsea Grin», «Asp» и «The Killers».
  • Бертон несколько раз попадал на экран, однако он играет небольшие роли. Так, его можно увидеть в комедийной ленте «Люди в черном-3», а также в криминально-биографической саге «Хоффа» от Дэнни де Вито.
  • В 2010 году Тим Бертон получил звание кавалера Искусства, которое ему вручил министр культуры Франции Фредерик Миттеран.

Ссылки

Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Биография

Тим Бёртон — американский режиссер, сценарист и мультипликатор, работающий в стиле макабрической готики и отдающий предпочтение сказочным сюжетам с элементами трагикомедии и черного юмора. Уже в молодости он заявил о себе как о неординарном и талантливом художнике и режиссере, а его фильмы неизменно собирают кассу вне зависимости от величины бюджета.

Детство и юность

Тимоти Уолтер Бёртон, более известный как Тим Бёртон, появился на свет в августе 1958 года в калифорнийском городке Бёрбанке. У него было не очень радужное детство, но именно эти годы и оставили решающий отпечаток на творчестве кинематографиста, привнеся в него черный юмор и макабрические элементы.

Семья Бёртон, где также подрастал младший сын Дэниэл, жила в достатке. Отец Билл, в прошлом спортсмен-бейсболист, вместе с супругой Джин владел сувенирным магазинчиком Cats Plus, где покупателям предлагались предметы, связанные с кошачьей тематикой.

Тим держался обособленно от других детей, не любил шумные компании. Время проводил в своей комнате, где окна были замурованы и превращены в узкие щели, очевидно для того, чтобы ребенок не сбежал. Официально диагноз «аутизм» ему не ставили, но, по воспоминаниям режиссера, у него были многие признаки такого расстройства. Свое детство в интервью Бёртон назвал «личным адом».

Тим Бёртон в детстве

Тим Бёртон в детстве / @BookMyShowID

Тимоти читал Эдгара Аллана По, рисовал и посещал кинотеатр, смотрел преимущественно фантастику и ужастики. Больше всего парня вдохновляли работы Роальда Даля и Теодора Гайзеля (Доктор Сьюз), которые оказали существенное влияние на будущего режиссера.

Неподалеку от дома Бёртонов находилось муниципальное кладбище. Кроме него, по соседству с жилищем Тима располагались офисы киностудий «Уолт Дисней», Columbia Pictures и Warner Bros. Можно сказать, это и была аллегорическая картинка всего дальнейшего творчества мрачного гения, создавшего «Эдварда Руки-ножницы». В ленте автор передал специфический взгляд на родные места.

В школе Тимоти учился выше среднего, занимался спортом — играл в школьной команде по водному поло. Уже в 13 лет будущий продюсер пробовал создавать короткометражные фильмы на заднем дворе дома. Первые работы будущего мастера были сделаны на 8-миллиметровую пленку методом покадровой анимации.

В 1976 году Тим Бёртон покинул неуютный городок и отправился в Санта-Клариту, где располагался Калифорнийский институт искусств, основанный Уолтом Диснеем. Здесь будущий режиссер и мультипликатор постигал азы и тонкости профессии.

Мультфильмы

В студенческие годы Тим создал несколько рисованных фильмов. В их числе — «По следам монстра-сельдерея», который обратил на себя внимание представителей «Диснея». В 1979-м Бёртона приняли в студию, где он несколько лет работал аниматором и дизайнером персонажей. Сначала мультипликатор раскрашивал кадры в мультфильмах, а после участвовал в создании диснеевских проектов как художник и арт-директор.

Работая в анимационном подразделении Walt Disney Productions, Бёртон создал шестиминутный мультфильм «Винсент». Проект был показан на Чикагском кинофестивале и вышел в кинопрокат в одном из кинотеатров Лос-Анджелеса.

Embed from Getty Images

Тим Бёртон в молодости

Сотрудничество Тима с Walt Disney возобновилось только в 1990-м — сценарист и продюсер приступил к работе над кукольным мюзиклом «Кошмар перед Рождеством». Фэнтези, и сейчас входящее в топ-10 самых кассовых кукольных мультфильмов, вышло в 1993-м, завоевало две премии «Сатурн» и собрало множество номинаций, в том числе на премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты.

Еще одним номинантом на «Оскар» в фильмографии Бёртона стало драмеди «Труп невесты» (2005). Этот полнометражный анимационный фильм был вместо кинокамеры снят на цифровой зеркальный фотоаппарат и стал еще более кассовым, чем «Кошмар перед Рождеством», собрав в прокате $ 117 млн.

В 2012-м Тим и студия «Дисней» выпустили полнометражный мультипликационный 3D-фильм «Франкенвини», основанный на одноименной короткометражке. Американская премьера состоялась на кинофестивале Fantastic Fest в Техасе, а европейские зрители увидели картину на 56-м Лондонском кинофестивале. Коллекцию достижений Бёртона пополнила номинация на «Оскар».

Фильмы

В 1984-м был завершен второй короткометражный проект для Walt Disney Pictures — «Франкенвини». Студия не решалась выпускать 30-минутную комедию на экраны восемь лет, считая сценарий о мертвом любимце несовместимым с имиджем Уолта Диснея, а Бёртона уволили с формулировкой «пустая трата рабочей силы и денег». В то время компания была консервативна и испытывала финансовые трудности, а потому просто не могла позволить себе эксперименты и сотрудничество с Бёртоном, который с первых проектов получил репутацию действительно уникального постановщика.

Фильм лег на полку и был выпущен для домашнего видео только в 1992 году, когда режиссер уже стал знаменитым. Интересно, что затраченный на «Франкенвини» $ 1 млн после выхода картины на экраны с лихвой оправдался: короткометражка заработала $ 11,4 млн.

Бёртон отправлял копии «Франкенвини» в другие студии: история про оживленную собаку смогла привлечь внимание известного американского продюсера и артиста-комика Пола Рубенса. Он доверил Тимоти снять полнометражную картину «Большое приключение Пи-Ви». В этой картине режиссер появился и как актер, сыграв эпизодическую роль бандита в переулке. Кинодебют Тима на большом экране имел успех, в том числе коммерческий.

Во время работы над «Большим приключением Пи-Ви» Тим, будучи фанатом эксцентричной музыкальной группы Oingo Boingo, попросил их композитора Дэнни Эльфмана написать музыку для фильма. Впоследствии Эльфман постоянно сотрудничал с Бёртоном.

Этот успех подтолкнул компанию Warner Bros. доверить Тиму экранизацию комикса о Бэтмене. Пока длилась переработка сценария, режиссер успел снять сказку «Аладдин и его волшебная лампа» и выпуск «Горшок» для телевизионного сериала «Альфред Хичкок представляет».

Embed from Getty Images

Тим Бёртон и Джонни Депп

В 1988 году на экранах появился фильм ужасов с элементами мистики «Битлджус», вошедший в список 500 лучших ужастиков мира. Картина получила «Оскар» за лучший грим и три премии «Сатурн». В кинотеатрах лента собрала $ 74,2 млн, хотя бюджет составил всего $ 15 млн. Успешный фильм запустил целую серию дополнительных проектов (мультсериал, видеоигры) и стал основой для сценического мюзикла.

Когда на экраны наконец вышли «Бэтмен» (1989) и «Бэтмен возвращается» (1992), они положили начало возрождению бэтменианы в кинематографе и создали славу режиссеру как лучшему автору голливудских блокбастеров.

Интересно, что на роль Бэтмена Тимоти выбрал актера, с которым работал в проекте «Битлджус». Это решение режиссера стало причиной серьезного конфликта с продюсерами фильма. Майкл Китон обладал средним телосложением, репутацией комического актера и не имел опыта в боевиках. Скандал вышел за пределы съемочной площадки и вызвал враждебность фанатов, что спровоцировало падение акций Warner Brothers. Чтобы успокоить зрителей, на роль Джокера Бёртон утвердил Джека Николсона.

Прокат показал правильность выбора артистов на главные роли — картина с бюджетом в $ 48 млн собрала в кинотеатрах $ 411,6 млн. «Бэтмен» (1989) оказал влияние на все последующие фильмы о супергероях, персонажи которых стали принимать более реалистичный вид и проявлять большую психологическую глубину.

Успех «Бэтмена» позволил Бёртону потребовать у Warner Bros полный контроль над кастингом при съемках сиквела «Бэтмен возвращается» (1992). В актерский состав вошел не только Китон, вернувшийся к роли Бэтмена, но и новые злодеи в исполнении Дэнни Де Вито, Мишель Пфайффер и Кристофера Уокена. Продолжение также продемонстрировало коммерческий успех, заработав в прокате $ 282,8 млн.

В десятилетие, завершившее ХХ век, кинематографическая биография Бёртона развивалась стремительно, достигая вершин киноолимпа. В этот период у знаменитости появились любимчики среди актеров. Это эксцентричные Хелена Бонем Картер и Джонни Депп.

В 1990 году на экраны вышел кинохит «Эдвард Руки-ножницы», первая лента режиссера с Джонни Деппом, которому ради роли пришлось сбросить 11 кг. На женскую роль Тимоти пригласил актрису из «Битлджуса» Вайнону Райдер. Интересно, что задумка сценария восходит к рисунку, который Бёртон создал в подростковом возрасте. К персонажу Эдварду Тим испытывает особые чувства, называя его «кем-то вроде любимой собаки».

В 1996 году прошел показ двух лент Тима — фэнтезийного мюзикла «Джеймс и гигантский персик» и научно-фантастической комедии «Марс атакует». Последняя завоевала любовь зрителей по всему миру благодаря сатирическому черному юмору. На съемочной площадке работали такие звезды, как Дэнни Де Вито, Джек Николсон, Сара Джессика Паркер, Натали Портман и другие голливудские актеры.

В 1999 году Тим снова снял Деппа в своем проекте, на этот раз в готическом фильме ужасов «Сонная Лощина». Сюжет основан на знаменитом рассказе «Легенда о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга, но достаточно вольно обходится с содержанием новеллы. В прокате картина заработала более $ 206 млн и собрала коллекцию наград: «Оскар» за работу художника-постановщика, несколько премий BAFTA, MTV Movie Awards, «Спутник». Бёртон был номинирован на «Сатурн».

В фантастическом боевике «Планета обезьян» Хелена Бонем Картер перевоплотилась в Ари. На момент съемок она уже была успешной актрисой и звездой с мировым именем. Популярность британке принесла роль Марлы в вышедшем за два года до этого психологическом триллере «Бойцовский клуб».

«Планета обезьян» тоже вольная экранизация, основой для картины выступил одноименный роман французского писателя Пьера Буля. Лента получила смешанные отзывы фанатов и критиков. С одной стороны, проект получил номинации на такие премии, как «Сатурн» и «Грэмми» (за саундтрек Дэнни Эльфмана), а с другой — уверенно завоевал три «Золотые малины». На сборы это не повлияло: при бюджете $ 100 млн картина заработала в прокате $ 362 млн.

В новом веке Бёртон продолжил радовать поклонников новыми хитами. На экранах появлялись признанные зрителями и критиками фильмы с полюбившейся публике бёртоновской атмосферой мрачноватого безумия.

В 2005-м состоялась премьера комедии «Чарли и шоколадная фабрика», где главные роли уже привычно сыграли Депп и Хелена Бонем Картер. Несмотря на то что фильм снят как сказка и обладает традиционной сказочной моралью о важности семьи в жизни каждого человека, сюжет изобилует достаточно жестокими сценами.

Более кровавым стал следующий шедевр — мюзикл «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», снятый в стиле макабрической готики. Сценарий основан на литературе XIX века, но споры о том, жил ли Суини Тодд на самом деле или является полностью вымышленным персонажем, до сих пор ведутся.

Embed from Getty Images

Тим Бёртон и Ева Грин

В 2010 году Тим Бёртон презентовал новое мрачное произведение — фэнтези «Алиса в Стране Чудес». В интервью режиссер заявил, что взялся за такую известную историю потому, что ни одна экранизация ему не понравилась: героиня всегда показывалась слишком пассивным персонажем.

Бёртон сделал Алису гораздо старше, создав сюжетное продолжение истории, описанной в знаменитых повестях Льюиса Кэрролла. Хотя сам Бёртон не считает фэнтези ремейком или сиквелом.

Хелена Бонем Картер исполнила роль Красной Королевы, Джонни Депп перевоплотился в Безумного Шляпника, а главный образ Алисы достался Миа Васиковской. Лента имела успех, став самым коммерчески успешным проектом Тима с кассой более $ 1 млрд, модный дом Viva Vox даже выпустил линию одежды по мотивам этой работы.

В 2012 году вышел новый фильм Бёртона — готическая трагикомедия «Мрачные тени». Проект получил низкие оценки, картину не спасли ни Джонни Депп в главной роли, ни узнаваемый мрачный стиль звезды, ни комедийные моменты, связанные со встречей древнего вампира с реалиями современного мира. Тем не менее проект был кассовым: производственные затраты в $ 150 млн оправдались, картина собрала в прокате $ 245,5 млн.

Тогда же Тим спродюсировал ленту Тимура Бекмамбетова «Президент Линкольн: охотник на вампиров». Российской публике они представили работу в телешоу «Вечерний Ургант».

В 2014 году режиссер удивил поклонников и снял биографическую драму «Большие глаза», в которой не содержалось ни потусторонних сил, ни черного юмора, ни трагикомедийных нот. Картина получила хорошие отзывы, а исполнительница главной роли Эми Адамс, воплотившая образ американской художницы Маргарет Кин, получила «Золотой глобус».

Весной 2019 года состоялась премьера игровой экранизации Бёртона диснеевского мультфильма «Дамбо» о приключениях слоненка. Главные роли исполнили Ева Грин, Майкл Китон, Колин Фаррелл и Дэнни Де Вито. Киноадаптация с бюджетом $ 170 млн собрала в прокате $ 353 млн и получила три номинации на «Сатурн» за музыку и работу художника-постановщика.

Рисунки

Как автор и иллюстратор Бёртон работал над сборником стихов «Унылая смерть мальчика-устрицы» — издание вышло в 1997 году. В 2009-м в соавторстве с Ли Галло и Холли Кемпф он выпустил книгу «Искусство Тима Бёртона», в которую вошли рисунки режиссера и комментарии к ним от его друзей: Дэнни Де Вито, Вайноны Райдер и пр.

Продолжением проекта стала книга «Искусство салфеток Тима Бёртона: вещи, о которых вы думаете в баре», вышедшая в 2015-м. В сборник вошли наброски продюсера, которые он рисовал на салфетках в барах и ресторанах.

Рисунки Тима, а заодно его скульптуры, модели, фото и киноартефакты из личной коллекции были представлены в том же году на выставке работ Бёртона в нью-йоркском Музее современного искусства. Аналогичная выставка прошла в 2011-м в Музее искусств округа Лос-Анджелес.

Личная жизнь

Биографы режиссера сходятся во мнении, что на его творчество огромное влияние имели женщины, в разные периоды жизни находившиеся рядом. Первой супругой Бёртона стала фотограф Лена Гейске. Но этот брак оказался коротким: пара прожила вместе четыре года и рассталась в 1991-м.

Второй спутницей режиссера стала стриптизерша Лиза Мэри, с которой он обручился в 1992 году и прожил до 2001-го. Бёртон находил Лизе роли в фильмах, которые снимал в этот период. Актриса появилась в хитах «Эдвард Руки-ножницы», «Эд Вуд», «Сонная Лощина» и других картинах.

Хелена Бонем Картер

Личная жизнь Бёртона изменилась во время работы режиссера над проектом «Планета обезьян» в 2001 году. Мастер влюбился в актрису Хелену Бонем Картер. Он расстался с Лизой Мэри, выплатив прежней спутнице более $ 5 млн за моральный ущерб.

Embed from Getty Images

Тим Бёртон и Хелена Бонем Картер

Осенью 2001-го Тим и Хелена обручились. Спустя два года у них родился сын Билли Рэй, крестным отцом которого стал Джонни Депп. Звездный первенец дебютировал в качестве актера в роли младенца в ленте «Чарли и шоколадная фабрика». А в 2007-м у пары появилась дочь Нелл. В конце 2014 года Тим Бёртон и Хелена Бонем Картер, прожившие вместе 13 лет, расстались.

После расставания с Картер

С 2015-го, по данным британских таблоидов, возлюбленной и музой Бёртона стала актриса Ева Грин. Тим и Ева не объявляли себя парой официально.

Тим Бёртон сейчас

Сейчас Бёртон продолжает творческую карьеру. В 2022-м фильмографию продюсера пополнил сериал «Уэнсдей», в основу которого легла история о семейке Аддамс. В каст вошла Дженна Ортега, сыгравшая Уэнсдей Аддамс, а Кэтрин Зете-Джонс и Луису Гусману достались роли родителей главной героини — Гомеса и Мортиши Аддамс. Сериал побил рекорды по просмотрам в 83 странах мира.

Фильмография

  • 1988 — «Битлджус»
  • 1989 — «Бэтмен»
  • 1990 — «Эдвард Руки-ножницы»
  • 1992 — «Бэтмен Возвращается»
  • 1994 — «Эд Вуд»
  • 1996 — «Марс атакует!»
  • 1999 — «Сонная Лощина»
  • 2001 — «Планета обезьян»
  • 2005 — «Чарли и шоколадная фабрика»
  • 2007 — «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит»
  • 2010 — «Алиса в Стране чудес»
  • 2014 — «Большие глаза»
  • 2016 — «Дом странных детей мисс Перегрин»
  • 2019 — «Дамбо»
  • 2022 — «Уэнсдей»

Интересные факты

  1. В молодости Тим также претендовал на роль режиссера популярного фильма ужасов «Гремлины», но Люк Бессон не рискнул нанимать специалиста практически без опыта работы.
  2. Режиссерский талант Бёртона распространился и на музыкальные клипы. Он создал видеоролики для альтернативной группы The Killers, металлистов Chelsea Grin и немецких готов Asp.
  3. Кинематографист проявлял себя как актер, хотя и выбирал для этого незначительные роли. К примеру, изображал труп в криминальной биографии Дэнни Де Вито «Хоффа» и пришельца в комедии «Люди в черном — 3».
  4. В марте 2010 года министр культуры Франции Фредерик Миттеран наградил «великого и ужасного» Бёртона званием кавалера ордена Искусств и литературы.

Биография Тима Бертона

Будучи маленьким ребенком, Тим Бертон заметно отличался от большинства своих сверстников тем, что любил проводить время в одиночестве. Он чувствовал себя чужим как в своем городе, так и в своем доме, хотя его семья не была неблагополучной. Билл Бертон, отец Тима, числился на работе в парковом управлении города Бербанк, где мальчик появился на свет; кроме того, его семья владела небольшой сувенирной лавкой.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Детским хобби Тима было рисование, он даже несколько раз пробовал создать свой собственный кукольный мультфильм. Мальчику также нравилось ходить в кино и смотреть старые фильмы.

Когда пришло время определяться с будущей профессией, Тим не забыл про эти увлечения. Он поступил в Калифорнийский институт искусств, а после его окончания стал работать в мультипликационной студии Уолта Диснея.

Звездный путь и фильмы

За время сотрудничества со студией Уолта Диснея Тим сменил несколько должностей: сначала он был дизайнером персонажей, а затем стал аниматором.

Свой первый мультфильм, получивший название «Винсент», Бертон создал в 1982 году.

Второй самостоятельной работой Тима в студии стал художественный фильм «Франкенвини» — своеобразная интерпретация фильма «Франкенштейн», адаптированная для детской аудитории. Но эту ленту запретили показывать на экранах, хотя несколько копий все же попали в чужие руки — фильм увидел комик Пол Рубенс и оценил положительно.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Он предложил Тиму заняться съемкой полнометражного фильма, в результате чего появилась картина «Большое приключение Пи-Ви». Это была первая серьезная работа начинающего режиссера, она была признана успешной, поэтому Тиму начали предлагать различные сценарии для реализации. Многие варианты он бесповоротно отверг и взялся за съемку фильма «Битлджус», а также за создание фантастических картин «Бэтмен» и «Бэтмен возвращается». 

В 1990 году появилась еще более видная работа Бертона — фильм «Эдвард руки-ножницы» с Джонни Деппом в главной роли. Это режиссерское творение заключает в себе биографические мотивы: Тим отразил в ленте настроения своего детства, когда он чувствовал себя отверженным, чужим в своем родном городе.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Время от времени он возвращался к прошлому, когда создавал мультфильмы. Так, Тим написал сценарий к кукольному мультфильму «Кошмар перед Рождеством», но из-за загруженности приступить к созданию не смог. Режиссером выступил другой человек. 

Тем временем Тим продолжал активное сотрудничество с Джонни Деппом. В 1999 году он пригласил актера сыграть роль в фильме «Сонная лощина», снятом на основе новеллы Вашингтона Ирвинга. В 2000 году Бертон занялся созданием ремейка фантастической ленты «Планета обезьян», однако результат критики признают худшим фильмом режиссера.

В жизни Бертона наступил творческий кризис, когда умерли его родители. События личной жизни отразились в фильме «Крупная рыба». Однако упаднические настроения скоро ушли, и Тим снял картину «Чарли и шоколадная фабрика», создал кукольный мультик «Труп невесты», за который ему вручили «Оскар». 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Следующий крупный проект Тима (также с участием Джонни Деппа) — фильм «Алиса в Стране чудес». Он продолжает творить и активно участвовать в жизни мира кино. В 2010 году он стал председателем 63-го Каннского кинофестиваля, а в 2012-м выступил в качестве продюсера фильма «Президент Линкольн: Охотник на вампиров».

Личная жизнь Tim Burton

Женщины оказывали огромное влияние на жизнь и творчество Бертона.

Первой возлюбленной режиссера была Лиза Мэри, художница и актриса.

В 2001 году их союз распался, поскольку у Тима появилась симпатия к актрисе Хелене Бонэм-Картер. Они обручились в том же 2001 году. В 2003-м у них появился сын Билли, а в 2007 году Бонэм родила дочь Нелл. В декабре 2014 года Тим Бертон и Хелена Бонэм Картер расстались после 13 лет совместной жизни. Как выяснилось, знаменитый режиссер изменял своей фактической жене с ассистенткой. 

Фото Tim Burton: GettyImages/Fotobank.ru

Фильмография

  • 2016 Дом странных детей Мисс Перегрин
  • 2016 Дом странных детей Мисс Перегрин
  • 2015 Большие глаза
  • 2014 Большие глаза
  • 2012 Президент Линкольн: Охотник на вампиров
  • 2012 Мрачные тени
  • 2012 Мрачные тени
  • 2012 «Люди в черном 3»
  • 2012 Франкенвини
  • 2010 Алиса в Стране чудес
  • 2008 Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит
  • 2008 «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит»
  • 2005 «Труп невесты»
  • 2004 Крупная рыба
  • 2000 Сонная Лощина
  • 1990 Эдвард Руки- ножницы
  • 1988 Битлджус
  • 1984 Франкенвини

Тим Бёртон — один из самых самобытных кинорежиссёров и сценаристов XX-XI века. Однако о человеке, создавшем легендарное кино («Сонная Лощина», «Эдвард руки-ножницы», «Битлджус») и мультфильмы («Франкенвини», «Труп невесты», «Кошмар перед Рождеством») нам известно не так много. Давайте разберёмся в интересных фактах из биографии и творчества одного из самых известных деятелей искусства нашего века.

Трудное детство

Немногие знают, что Тим Бёртон чувствовал себя чужим в родительском доме с раннего детства. По словам режиссёра в интервью газете The Age, нельзя сказать, что его детство было сущим кошмаром, скорее оно было наполнено странностями. Бёртон признавался, что однажды родители заложили окно в его спальне кирпичами, оставив лишь тонкие щели для проникновения света. Анализируя этот инцидент в осознанном возрасте, Тим мог лишь предположить, что это было попыткой родителей оградить сына от побега из дома.

Неудивительно, что отношения с родителями не улучшились и с возрастом. Как следствие — с двенадцати лет будущий сценарист проживал с бабушкой, а в 16 устроился работать в ресторан общепита для оплаты жилья. Мы не можем достоверно знать, какие подводные камни были в жизни режиссёра. Однако несложно догадаться, что странные поступки родителей могли повлиять на восприятие мира ребёнком и сыграли свою роль в становлении того самого Тима Бёртона. Доказательством этого можно считать как слова режиссёра («я был предоставлен самому себе»), так и образы в его фильмах: герои — часто сироты, ищущие суррогатных отцов (Создатель в «Эдварде Руки-ножницы», дворецкий в «Бэтмене»), или жертвы плохого родительского обращения.

Образы из детства в будущих картинах

Интересно, что работать над первыми короткометражными фильмами будущий кумир миллионов начал уже в 13 лет. В то время он использовал восьмимиллиметровую плёнку, а студией стал сад около дома. Именно тогда появился один из известных ранних фильмов Тима под названием «Остров доктора Агора», премьера которого состоялась в 2015 году. По сюжету, доктор стремится повторить эволюционный процесс в отдельно взятом организме. Звери, найденные им в джунглях, после операционного вмешательства начинают превращаться в людей. Природа берёт своё, и доктор мучительно гибнет во вновь отросших когтях своего бывшего воспитанника. Как много подростков в 13-летнем возрасте способны снять нечто подобное?

Интерес к фильмам ужасов возник у Тима с детства.

Пока мои ровесники ходили с родителями на вестерны, я в полном одиночестве запоем смотрел дешёвые фильмы ужасов

Тим Бёртон

Возможно, именно поэтому нам удаётся найти в кинематографе образы, которые пришли из раннего детства режиссёра. Так, первый набросок Эдварда Руки-ножницы (главного героя одноименного фильма, вышедшего в прокат в 1990 году) был создан сценаристом в подростковом возрасте. В этой картине режиссёр также отразит своё видение панорамы родного города и родительского дома, находящегося неподалёку от аэропорта Бёрбанка и кладбища «Вальгалла» в Калифорнии.

Дружба с Эдвардом Руки-ножницы длинною в 30 лет

Именно пробы на главную роль в этом фильме свели Тима Бёртона с его будущим лучшим другом — Джонни Деппом, когда тот пришёл испытать удачу после дешёвого молодежного сериала «Джамп стрит, 21». Дружба, начавшаяся в 1989 году, длится по сей день и за пределами киноплощадки. Актёр снялся в восьми фильмах Бёртона, среди которых «Сонная лощина», «Эд Вуд», «Чарли и Шоколадная Фабрика» и стал крёстным двух детей режиссёра.

С этим, кстати, связан забавный случай, про который рассказывал Джонни Депп: «Мы были на съёмочной площадке “Чарли и шоколадной фабрики”. Работали, снимали, всё было круто! И тут мне передают, что звонила Хелена [Бонэм Картер]. Я сильно распереживался, подумал, что что-то с детьми и нужна помощь. Она меня успокоила и сказала: “Тим хочет знать, будешь ли ты крёстным отцом Билли”. Но я был рядом с Тимом всё это время, буквально три минуты назад мы стояли и болтали! Я вернулся к Тиму, закатил речь, что рад стать крёстным отцом его ребёнка. На что он растерянно ответил: “Хорошо, ага. Так, всё возвращаемся к работе!” Это его способ общения, он никогда не сказал бы мне этого в лицо».

Кажется, Депп — человек который смог точнее всего описать героя этой статьи:

Я никогда не встречал такого асоциального типа, который бы прогнул киноиндустрию под себя, причём на своих условиях.

Джонни Депп

Любовь к собакам и их образ в творчестве

Фанаты картин Тима Бёртона прекрасно знают, что режиссёр любит использовать образ маленькой собачки с начала карьеры. Четвероногие друзья человека — живые и мёртвые — часто появлялись в его картинах. Стоит выделить три мультфильма, где собаки сыграли не последнюю роль: «Франкенвини», «Труп невесты» и «Кошмар перед Рождеством».

В картине «Франкенвини» сюжет повествует о маленьком мальчике Викторе, который теряет своего верного питомца — собаку по имени Спарки. Он был лучшим другом мальчика, всеобщим любимцем, его знали все в округе. И вот однажды пёс погибает под колёсами автомобиля. Его хозяин Виктор (роль исполнил актёр Беррет Оливер) тяжело переживает потерю и решает оживить друга. Позже режиссёр расскажет: «У меня была собака, которую я очень любил, но, как известно, собаки долго не живут, и её смерть стала первой, которая случилась на моем веку. Она оказалась для меня настоящей трагедией».

Возможно, именно поэтому образ собаки будет прослеживаться и далее, а «Труп невесты» и «Кошмар перед Рождеством» станут своеобразным продолжением в трилогии о мальчике Викторе и его любимом псе в разные этапы жизни.

Сложные отношения со студией Disney

Мало кто может представить, что известного на весь земной шар Тима Бёртона не приняли в The Walt Disney Company. До обретения популярности, в 1979 году он начал работать в «Диснее» аниматором. В интервью с Марком Солсбери Бёртон вспоминал, что на его лице всегда было написано «Оставьте меня в покое», и он часто дремал с карандашом в руках, чтобы всем казалось, будто занят работой. Однако это не помешало ему в 1982 году нарисовать первый фильм — «Винсент», а позже «Лис и пёс», «Трон» и «Чёрный котел».

Денни Эльфману режиссёр так описал свою работу в «Диснее»: «На тот момент у компании не было конкретных целей, и я был под крылом у великого аниматора Глена Кина. Я был его ассистентом, и он пытался научить меня рисовать лисиц и других зверушек, но я был непригодным для такой работы. В конце концов и руководство это поняло, но вместо того, чтоб меня уволить, они давали мне другие проекты, так как им нравились мои рисунки. Это продолжалось год».

В 1984 году Тим Бёртон предложил выпустить первоначальную версию «Франкенвини». Идея была отвергнута — руководители студии заявили, что фильм слишком страшный и может напугать детей. Вскоре пути Бёртона и компании разошлись. К счастью, это не помешало творцу достичь успеха и реализоваться в собственном стиле, а в 2012 году, практически 30 лет спустя, показать миру мультик «Франкенвини», который оказался не таким уж и страшным.

Позже Бёртон, рассказывая об этом этапе жизни, сравнит работу в «Диснее» со службой в вооружённых силах. Это сравнение кажется ироничным, ведь режиссёр никогда не служил в армии.

Отправил актеров в «школу обезьян»

Ещё один любопытный факт: Тим Бёртон настоял на том, чтобы перед съёмками фильма «Планета обезьян» главные актёры, в число которых вошли Хелена Бонэм Картер, Тим Рот и Дэвид Уорнер, изучили поведение и телодвижения приматов.

Наставником стал бывший гимнаст Cirque du Soleil, под его руководством команда обучалась говорить, ходить и драться, как обезьяны. Обучение в «школе обезьян» длилось шесть недель. Этот случай показывает, как режиссёр относится к качеству игры актёров в своих фильмах.

Крупные премии и награды

Несмотря на ошеломляющий успех Тима Бёртона, его работы имеют не так много наград. Справедливо будет сказать, что именно фэнтези-комедия «Битлджус» принесла ему признание критиков. Фильм получил премию «Оскар» за лучший грим.

Вторая номинированная на «Оскар» картина Бёртона — «Труп невесты» («Оскар-2006» в категории «Лучший анимационный полнометражный фильм»). Мультфильм занимает пятое место в списке самых кассовых кукольных мультфильмов.

Награду Венецианского кинофестиваля Тим Бёртон получил за мюзикл «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит».

Несмотря на скромное количество наград среди известных премий (хотя в списке режиссёра есть, например, ещё несколько премий Saturn), Бёртон заработал статус культового режиссёра в глазах зрителей и обрёл огромную фанбазу по всему миру.

https://dtf.ru/cinema/43240-bezumnaya-estetika-tima-bertona

Одной статьи не хватит, чтобы описать все любопытные факты из жизни столь уникального режиссёра. Но те, что мы озвучили выше, позволяют взглянуть на картины Тима Бёртона «по-новому».

В день рождения Тима Бёртона

Если Вам не хватает адреналина и сильных эмоций, а возможности отправиться на прогулку нет, то советуем пересмотреть фильмографию Тима Бертона. Работы, которые режиссировал Бертон, перевернут ваше представление о фильмах ужасов.

Меня всегда понимали неправильно. Знаете, я могу хоть клоуном одеться и смеяться вместе с веселой толпой, но обо мне все равно скажут, что я угрюмый тип

25 августа 1958 года родился американский кинорежиссер, продюсер, писатель и мультипликатор, автор современного зрелищного кино основанного на мракобесии и черном юморе – Тимоти Уолтер Бертон. Его родители  Билл и Джин Бёртон (Эриксон), владельцы небольшого магазина сувениров Cats Plus, в котором продавались вещи, связанные с кошачьей тематикой.. Детские годы культового мастера прошли в небольшом городке в Калифорнии. Семья Бертона была далека от искусства, только он и его брат – Дэниэл Бертон, известный художник, смогли стать людьми, которые прославились на весь мир. В раннем возрасте Тим чувствовал себя одиноким ребенком, он не играл во дворе, как все мальчишки, общению со сверстниками он предпочитал панк- музыку и походы в кино. В юности он увлекался водным поло и играл за школьную команду. Одно из его главных хобби-рисование. Восприятие Тимом своей маленькой родины отразилось в фильме «Эдвард руки-ножницы».

«Помню, сижу в школе и слышу, как учитель говорит: дескать, вот этот парнишка глуп. На самом же деле он вовсе не глуп, а наоборот — гораздо умнее и задорнее многих других, просто он не соответствует представлениям этого учителя о хорошем ученике. <…> Я попал в число странных, потому что был тих, погружен в себя. Разбить людей на категории очень легко, даже в Голливуде. Сплошь и рядом мне приходится сталкиваться с актерами, которых зачислили в драматические, поэтому, мол, они не способны сделать то или другое. Не знаю, почему так происходит, ведь никому не нравится подобная предвзятость. Все это очень прискорбно, поскольку подрывает у людей веру в себя. Если кто-то отнес тебя к определенной категории, тебе и самому начинает казаться, что на другое ты не годен. Особенно часто такое бывает, если человек замкнут или его воспринимают не похожим на других» — делился воспоминаниями Тим.


Так проходит его детство, а после окончания школы юноша поступает в Калифорнийский институт искусств на факультет анимации, где воплощает свое хобби в основное занятие, Бертон продолжает рисовать и придумывать истории для мультипликационных и художественных фильмов.  Его работы, созданные во время обучения, считаются утерянными. Вместо написания учебных работ студент создавал короткометражные фильмы.
Сразу же после окончания университета и получения диплома Бертона заметил Уолт Дисней и пригласил его работать в свою студию на должность дизайнера персонажей, а после и на аниматора. Работа на студии оказалось сложной, молодого человека несколько раз выгоняли оттуда, а после приглашали еще. За время работы в студии Бертон принял участие в создании многих фильмов: «Трон», «Властелин колец», «Лис и пёс», «Чёрный котёл». Много позже Тим Бертон в интервью сравнивал работу в студии «Дисней» со службой в армии. Ему было сложно свыкнуться с требованиями корпорации.

Что для одного — сумасшествие, для другого — реальность

«Франкенвини», созданный  режиссером в 1984-м году, не был выпущен в прокат, так как руководители студии посчитали его не попадающим в привычный формат мультфильмов студии «Дисней», руководство считался работу слишком мрачной, хотя именно в этом заключается особенность творчества Тима Бертона. Несмотря на это, «Франкенвини» в виде промо-копий для студий попал в руки комику Полу Рубенсу, который оценил талант и нестандартный взгляд Бертона на окружающую действительность. Именно благодаря Рубенсу Бертон получил заказ на съемку своего первого полнометражного фильма снять «Большое приключение Пи-Ви».

Все дальнейшее творчество Тима Бертона делят на два больших периода. Считается, что женщины Тима оставляли огромный след на его работах.  Первый период является  влиянием бывшей танцовщицы стриптиза Лизы Мэри, художницы, а впоследствии и актрисы, с которой режиссёр долгое время встречался, обручился в начале 1992 и прожил вместе вплоть до 2001 года. За это время были сняты наиболее показательные для творчества Бёртона фильмы: «Эдвард руки-ножницы» , «Эд Вуд» ,«Сонная Лощина» . Именно фильм «Эдвард Руки-ножницы»  дает начало не только длительного сотрудничества Бёртона с актёром Джонни Деппом, но и сильной дружбы. Депп возглавляет список актёров, постоянно снимающихся у Бёртона, многие считают Деппа, как альтер-эго Тима. Джонни является крёстным отцом обоих детей Тима Бёртона и Хелены Бонем Картер.

Первый большой успех пришел к Бертону с фильмами «Бэтмен» (1989 г.) и «Бэтмен возвращается» (1992 г.), возродившими «бэтмениаду» как культурное явление 1990-х годов.

В 2001 году берут начало съемки ремейка фантастической картины 1968 года «Планета обезьян». Бертон вкладывает душу в работу и в этот момент он увлекается английской актрисой Хеленой Бонем Картер. В октябре 2001 пара обручилась. Вышедшая в прокат в июле того же года «Планета обезьян» собрала только в США 180 миллионов долларов при бюджете в 100 миллионов, нельзя не отметить тот факт, что успех картины заслуга не только Бертона, но и появление в его жизни второй жены.  После начала отношений с Хеленой Бонем Картер, Тим объединил свой и её дом, стоящие по соседству, в один посредством подземного туннеля.

Через 2 года 4 октября у влюбленной пары родился сын Билли Рэймонд Бёртон, которого назвали в честь дедушки Тима. Второй ребенок появился на свет 15 декабря 2007 года, у них родилась дочь — Нелл Бёртон.

В период двухтысячных Тим Бёртон снимает такие фильмы как: «Чарли шоколадная фабрика» и кукольный мультфильм «Труп невесты», а чуть позже «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит». Карьера на взлёте, и «из-под пера» выходят такие шедевры, как «Алиса в Стране чудес», Мрачные тени», «Франкенвини», «Дом странных детей мисс Перегрин», «Дамбо».

В октябре 2008 года Бёртон получил почётную награду Scream за вклад в развитие жанра фильмов ужасов. Тим Бёртон был признан Entertainment Weekly 49-ым величайшим режиссёром всех времён, причём был самым молодым в этом списке. В 2010 году стал офицером французского ордена Искусств и литературы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тильзит такси советск калининградской области номер телефона
  • Тильзит авто советск номер телефона
  • Тильда номер телефона поддержки
  • Тильда доступ к этому блоку ограничен пожалуйста подтвердите номер телефона
  • Тикси аэропорт номер телефона