✔️№963
[ЗАКРЫТИЕ МЕЧЕТИ ВНЕ ВРЕМЕНИ НАМАЗОВ]
ВОПРОС:
Можно ли закрывать мечеть ночью или в другое время?
ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Во времена намазов закрывать мечеть без уважительной причины не разрешается (запрещено).
Разрешается закрывать мечеть вне времени намазов для сохранности самой мечети и того, что в нем находится, если есть предположение пренебрежительного отношения к мечети, возможность кражи имущества и т. п. и нет необходимости оставлять ее открытой.Если же вышеупомянутые обстоятельства отсутствуют и в оставлении мечети открытой есть польза для людей, то желательно не закрывать ее и вне времени намазов.АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة حاشية الشرواني: ولا بأس بإغلاقه في غير أوقات الصلاة صيانة له وحفظا لما فيه ومحله كما في المجموع إذا خيف امتهانه وضياع ما فيه ولم تدع حاجة إلى فتحه وإلا فالسنة عدم إغلاقه ولو كان فيه ماء مسبل للشرب لم يجز غلقه ومنع الناس من الشرب.[¹]
عبارة المجموع: قال الصيمري وغيره من أصحابنا لا بأس بإغلاق المسجد في غير وقت الصلاة لصيانته أو لحفظ آلاته هكذا قالوه وهذا إذا خيف امتهانها وضياع ما فيها ولم يدع إلى فتحها حاجة: فأما إذا لم يخف من فتحها مفسدة ولا انتهاك حرمتها وكان في فتحها رفق بالناس فالسنة فتحها كما لم يغلق مسجد رسول الله صلى الله عليه وسلم في زمنه ولا بعده.[²]
_________
[¹] См.: Хашия аш-Ширвани), т. 1, с. 168.
[²] См.: Аль-маджму’ шарх аль-Мухаззаб, т. 2, с. 172.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм:
t.me/fatawadag
↘️Ватсап:
https://wa.me/79898883527
🔁 Репост приветствуется.
✔️№964
[КОЛДОВСТВО И МАГИЯ]
ВОПРОС:
Реальны ли колдовство и магия и насколько? И как Ислам относится к колдовским и оккультным практикам?
ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Колдовство – система магических приёмов, с помощью которых (по суеверным представлениям) можно воздействовать на людей и природу, принося либо пользу, либо вред.
Согласно священным аятам из Корана и хадисам Пророка ﷺ колдовство и магия реальны, и они могут причинить вред человеку, его психическому или физическому состоянию, привести к раздору между близкими людьми, например, мужем и женой и их разводу.
В суре «Аль-Бакара» приводятся аяты:
(смысл): «И последовали они [те, которые отбросили Тору] за тем [за колдовством], что читали [рассказывали] шайтаны во время царствования (пророка) Сулеймана. Но не становился неверным Сулейман и (не обучался колдовству), а шайтаны (сами) стали неверными, обучая людей колдовству. И еще иудеи также последовали за тем, что было ниспослано (как испытание от Аллаhа) двум ангелам в Вавилоне, которых звали Харут и Марут. Но они оба [те два ангела] не обучали никого (колдовству), пока не говорили: «Поистине, мы – искушение, не становись же неверным (изучая колдовство и подчиняясь шайтанам)!» И (люди) учились от них [от тех двух ангелов], чем разлучать мужа от жены. Но они [колдуны] не смогут навредить этим никому без дозволения Аллаhа (на то). И обучались они [колдуны] тому, что наносило вред им (самим же) и не приносило пользы им. (И шайтаны принесли колдовство иудеям, и это распространилось среди них настолько, что они предпочитали колдовство даже больше, нежели книгу Аллаhа.) И они [иудеи] знали, что тому, кто приобретал [выбирал] это [колдовство], нет в Вечной жизни никакой доли (блага). И, конечно же, как скверно [плохо] то [колдовство и неверие], за что они продали свои души – если бы они знали!
Колдовство и оккультизм в любой форме являются запрещенными в Исламе и считаются одними из семи больших губительных грехов.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллаh) передаёт, что Пророк ﷺ сказал: «Избегайте совершения семи губительных грехов». Люди спросили: «О Посланник Аллаhа, а что это за грехи?» Он сказал: «Поклонение другим наряду с Аллаhом, колдовство, убийство человека, которого Аллаh запретил убивать, кроме как по праву [Шариата], ростовщичество, присвоение имущества сироты, отступление в день наступления [то есть бегство с поля боя] и клевета в прелюбодеянии на целомудренных и даже не помышляющих о подобном верующих женщин».
Занятие колдовством, несмотря на то, что оно является большим грехом, само по себе не является неверием, если только не содержит в себе актов неверия или если человек не считает его дозволенным.
Также необходимо знать, что колдовство может повредить лишь с соизволения Всевышнего, и Он вместе с колдовством дал верующим защиту от любых его видов.
Это такие суры и аяты из Корана, как суры «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас» и аят «Аль-Курси», молитвы-поминания (азкары), а также другие методы, раскрытые в книгах исламской медицины. Запрещено обращаться к самим колдунам с просьбой избавить от колдовства, порчи и т.д. Для этого следует использовать лишь дозволенные шариатом способы.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة حاشية الشرواني: السحر لغة صرف الشيء عن وجهه يقال ما سحرك عن كذا أي ما صرفك عنه واصطلاحا مزاولة النفوس الخبيثة لأفعال وأقوال يترتب عليها أمور خارقة للعادة.[¹]
عبارة المنهاج شرح صحيح مسلم: قال الإمام المازري رحمه الله مذهب أهل السنة وجمهور علماء الأمة على إثبات السحر وأن له حقيقة كحقيقة غيره من الأشياء الثابتة خلافا لمن أنكر ذلك ونفى حقيقته وأضاف ما يقع منه إلى خيالات باطلة لا حقائق لها وقد ذكره الله تعالى في كتابه وذكر أنه مما يتعلم وذكر مافيه إشارة إلى أنه مما يكفر به وأنه يفرق بين المرء وزوجه وهذا كله لا يمكن فيما لا حقيقة له وهذا الحديث أيضا مصرح بإثباته وأنه أشياء دفنت وأخرجت وهذا كله يبطل ما قالوه فإحالة كونه من الحقائق محال ولا يستنكر في العقل أن الله سبحانه وتعالى يخرق العادة عند النطق بكلام ملفق أو تركيب أجسام أو المزج بين قوى على ترتيب لا يعرفه إلا الساحر.[²]
عبارة فتح الباري: روى الشيخان عن النبي ﷺ أنه قال: اجتنبوا السبع الموبقات -يعني: المهلكات- قلنا: وما هن يا رسول الله؟ قال: الشرك بالله، والسحر، وقتل النفس التي حرم الله إلا بالحق، وأكل الربا، وأكل مال اليتيم، والتولي يوم الزحف، وقذف المحصنات الغافلات المؤمنات. قال النووي عمل السحر حرام وهو من الكبائر بالإجماع وقد عده النبي صلى الله عليه وسلم من السبع الموبقات ومنه ما يكون كفرا ومنه ما لا يكون كفرا بل معصية كبيرة فإن كان فيه قول أو فعل يقتضي الكفر فهو كفر وإلا فلا وأما تعلمه وتعليمه فحرام فإن كان فيه ما يقتضي الكفر كفر واستتيب منه ولا يقتل فإن تاب قبلت توبته وإن لم يكن فيه ما يقتضي الكفر عزر.[³]
عبارة تفسير ابن كثير: أنفع ما يستعمل لإذهاب السحر ما أنزل الله على رسوله ﷺ في إذهاب ذلك وهما المعوذتان، وفي الحديث: «لم يتعوذ المتعوذون بمثلهما» وكذلك قراءة آية الكرسي فإنها مطردة للشيطان.[⁴]
__
[¹] См.: Хашия аш-ширвани, т. 9, с. 62.
[²] См.: Аль-минхадж шарх Сахиху Муслим, т. 14, с. 174.
[³] См.: Фатх аль-Бари, т. 10, с. 224.
[⁴] См.: Тафсир Ибн Касир, т. 1, с. 372.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм:
t.me/fatawadag
↘️Ватсап:
https://wa.me/79898883527
🔁 Репост приветствуется.
✔️№965
[РАЗНИЦА МЕЖДУ ИДЖАРА И ДЖИ’АЛЯ]
ВОПРОС:
В чем принципиальные различия между сделками найма: иджара и джи’аля, и как определить, какую из этих двух сделок заключить в тех или иных обстоятельствах?
ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
В шариате четко прописано, какой вид сделки необходимо заключить при найме человека на работу. В каких случаях какую именно из двух вышеупомянутых сделок необходимо заключить разберем ниже.
Иджара и джи’аля схожи по многим пунктам, однако между двумя сделками есть ряд различий, исходя из которых человеку необходимо определиться по какой из двух сделок заключить договор найма.
Различия между сделками иджара и джи’аля:
— сделку джи’аля заключают для выполнения неопределенного объема работы в отличие от сделки иджара, в которой обе стороны должны знать объём работы, конкретно оговоренный в момент заключения сделки.
— при сделке джи’аля исполнительная сторона сделки может быть неопределенной в отличие от сделки иджары, в которой исполнительная сторона должна быть определенной.
— при заключении сделки джи’аля необязательно наличие согласия на предложение выполнить работу со стороны исполнителя в отличие от иджары, в которой при заключении сделки необходимо наличие предложения и согласия между сторонами сделки.
— при сделке джи’аля, плата за работу исполнителю полагается только по завершении работы. Если при заключении сделки джи’аля стороны оговорят предоплату за выполнение работы, сделка будет недействительной, а исполнителю полагается средняя стоимость за выполнение аналогичных работ.
— при сделке джи’аля исполнитель не имеет права отказаться передать результат выполненной работы заказчику до тех пор, пока заказчик не рассчитается с ним, в отличие от наемного работника по сделке иджара, который имеет право на удержание результата работы до расчета с ним.
Сделку джи’аля, как правило, заключают для выполнения работ, объем которых не имеет четких границ, а исполнитель в некоторых случаях может быть определен, а в некоторых — нет. К таким работам можно отнести поиск и возврат угнанной машины, взыскание задолженностей, привлечение финансирования в соответствии с принципами шариата, посредничество для достижения соглашений между сторонами сделки, научное открытие, изобретение и проектирование и т.д.
Для выполнения работ, где объем работы и исполнитель известны, как правило, заключают сделку иджара.
АРГУМЕТАЦИЯ:
عبارة تحفة المحتاج مع حاشية الشرواني: نعم تفارقها في جوازها على عمل مجهول وصحتها مع غير معين وكونها جائزة وعدم استحقاق العامل تسليم الجعل إلا بعد تسليم العمل فلو شرط تعجيله فسد المسمى ووجبت أجرة المثل. (قوله تسليم الجعل) أي تسليم الجاعل الجعل له ولو حذف لفظ تسليم هنا وفيما يأتي كما في النهاية لكان أولى (قوله فلو شرط تعجيله) ولو قال من رد عبدي فله درهم قبله بطل قاله الغزالي في كتاب الدرر اهـ نهاية قال ع ش قوله م ر قبله أي قبل الرد وقوله م ر.[¹]
عبرة روضة الطالبين: إذا رد الآبق، لم يكن له حبسه لاستيفاء الجعل، لان الاستحقاق بالتسليم، ولا حبس قبل الاستحقاق.[²]
_____
[¹] См.: Тухфат аль-мухтадж (с Хашия аш-Ширвани), т. 6, с. 363.
[²] См.: Равдат ат-талибин, т. 4, с. 341.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм:
t.me/fatawadag
↘️Ватсап:
https://wa.me/79898883527
🔁 Репост приветствуется.
✔️№966
[АРЕНДА В РАССРОЧКУ]
ВОПРОС:
Можно ли заключить договор аренды или найма с условием о рассрочке платежа или в долг? И если договор найма был заключен с таким условием, имеет ли право работник требовать от работодателя произвести полную оплату сразу по завершении работы?
ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Найм имеет два вида:
1) иджара аз-зимма — заказ какой-либо услуги, не уточняя исполнителя или арендуемое имущество;
2) иджара аль-айн — наём определенного лица или аренда определенного имущества.
Согласно шафиитскому мазхабу, в долг можно заключить договор только иджара аль-айн, то есть при найме определенного лица или аренде определенного имущества и с условием, что в качестве оплаты не выступает конкретная вещь.
Если же оплатой становится конкретный предмет, например, машина которая принадлежит работодателю, то отсрочивание оплаты не разрешается.
Если договор найма или аренды был заключен в долг на определенный срок или в рассрочку, наемный работник или арендодатель не имеет права требовать от работодателя или арендатора рассчитаться с ним до наступления срока оплаты. Однако если работодатель или арендатор удовлетворит просьбу работника или арендодателя и произведет оплату досрочно, то это рассматривается как богоугодное дело.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة تحفة المحتاج: (ويجوز) في الأجرة (فيها) أي إجارة العين (التعجيل والتأجيل) للأجرة لكن (إن كانت) الأجرة (في الذمة) إذ الأعيان لا تؤجل، والاستبدال عنها والحوالة بها وعليها والإبراء منها مطلقا كما يأتي… (ويستثنى) من النهي عن بيع وشرط (صور) …كالبيع بشرط (الأجل) في غير الربوي لأول آية الدين وشرطه أن يحدد بمعلوم لهما كإلى العيد أو شهر كذا لا فيه ولا إلى نحو الحصاد كما يأتي في السلم بتفصيله المطرد هنا كما هو ظاهر… (ويشترط) في المؤجل (العلم بالأجل) للعاقدين أو لعدلين غيرهما أو لعدد التواتر ولو من كفار ولكون الأجل تابعا لم يضر جهل العاقدين به كما يأتي. أما إذا لم يعلم فلا يصح….
__
См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 6, с. 126.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм:
t.me/fatawadag
↘️Ватсап:
https://wa.me/79898883527
🔁 Репост приветствуется.
✔️№967
[ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИИ]
ВОПРОС:
Что желательно делать при землетрясениях?
ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
При землетрясениях или других стихийных бедствиях каждому желательно с особым рвением обратиться к Аллаhу с мольбами уберечь и избавить от бед и болезней, просить Всевышнего о прощении грехов, совершать как можно больше благих дел. Также желательно совершить дополнительную молитву индивидуально (не коллективно), чтобы не быть из числа тех, кто пребывает в забвении.
В хадисе, переданном от Умму Саляма, да будет доволен ею Аллаh, говорится что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Если любой раб (Аллаhа), которого постигнет несчастье, скажет: “Инна ли-Лляhи ва инна илайhи раджи’ун! Аллаhуммаъжурни фи мусыбати ва ахлиф ли хайран мин-hа“ (смысл:) „Поистине, все мы принадлежим Аллаhу, и непременно к Нему мы вернёмся! О Аллаh, вознагради меня в несчастье моём и даруй мне взамен нечто лучшее”,– Аллаh непременно вознаградит (такого человека) в его несчастье и дарует ему взамен нечто лучшее» (Муслим 910).
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة مغني المحتاج: ويسن لكل أحد أن يتضرع بالدعاء ونحوه عند الزلازل ونحوها كالصواعق والريح الشديدة والخسف، وأن يصلي في بيته منفرداً كما قاله ابن المقري لئلا يكون غافلا لأنه ﷺ كان إذا عصفت الريح قال: «اللهم إني أسألك خيرها وخير ما فيها وخير ما أرسلت به، وأعوذ بك من شرها وشر ما فيها وشر ما أرسلت به.
عن أم سلمة قالت: «سمعت رسول الله ﷺ يقول ما من عبد تصيبه مصيبة فيقول إنا لله وإنا إليه راجعون اللهم اؤجرني في مصيبتي واخلف لي خيرا منها إلا آجره الله في مصيبته وأخلف له خيرا منها» صحيح مسلم.
_______
См.: Мугни аль-мухтадж, т. 1, с. 601.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм:
t.me/fatawadag
↘️Ватсап:
https://wa.me/79898883527
🔁 Репост приветствуется.
✔№968
[ПРАВО НА ИМЯНАРЕЧЕНИЕ РЕБЕНКА]
ВОПРОС:
Кто имеет больше прав на имянаречение ребёнка: отец или мать?
ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
После рождения ребенка желательно (сунна) в день его рождения или на седьмой день дать ему хорошее имя. В хадисе, переданном от Абу Дарда, да будет доволен им Аллаh, говорится (смысл): «В день Суда вы будете призваны по вашим именам и именам ваших отцов, так пусть же ваши имена будут хорошими» (Ахмад, Абу Давуд).
Что касается имянаречения ребёнка, то в основном это право принадлежит тому, кому принадлежит опекунство, т. е. отцу, даже если он не в состоянии как положено обеспечить его, а при отсутствии отца дедушке и т. д.
Примечание:
Матери ребенка не следует препираться и ссориться с мужем по поводу имянаречения. Однако совместное обсуждение имени ребенка способствует компромиссу, укреплению любви и упрочнению связей между супругами.
Аргументация:
عن أبي الدرداء قال: قال رسول الله ﷺ: «إنكم تدعون يوم القيامة بأسمائكم وأسماء آبائكم، فأحسنوا أسماءكم». سنن أبي داود.
عبارة حاشية الشرواني: عبارة المغني ولا بأس بتسميته قبله وذكر المصنف في أذكاره أن السنة تسميته يوم السابع أو يوم الولادة واستدل لكل منهما بأخبار صحيحة وحمل البخاري أخبار يوم الولادة على من لم يرد العق وأخبار يوم السابع على من أراده قال ابن حجر شارحه وهو جمع لطيف لم أره لغيره اهـ. …(قول المتن ويسمى فيه) وينبغي أن التسمية حق من له عليه الولاية من الأب وإن لم تجب عليه نفقته لفقره ثم الجد.. [¹]
عبارة عمدة المفتي والمستفتي: الظاهر: أنّ التسميّة حقّ للوالد، فإذا اختلف مع الأمّ.. فهو أولى، على أنّه لا مانع أن يسمّي باسمين من الأبوين،[²]
_
[¹] См.: Тухфат аль-мухтадж (с Хашия аш-Ширвани), т. 9, с. 372.
[²] См.: Умдат аль-муфти ва аль-мустафти, т. 2, с. 413.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм:
t.me/fatawadag
↘️Ватсап:
https://wa.me/79898883527
🔁 Репост приветствуется.
✔№969
[ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ НАСЛЕДНИКУ ДОЛГА ПОКОЙНОГО]
ВОПРОС:
Должен ли наследник отдавать долг покойного с оставленного ему наследства, если после его смерти кто-то будет утверждать, что покойный был их должником?
ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
В каком порядке возмещаются долги покойного описано в фетве №789.
Если после смерти покойного кто-то будет утверждать, что покойный был их должником, и наследник не знает о долге, а у утверждающего нет шариатских оснований, то наследнику предоставляется возможность дать клятву, что он (наследник) не знает о долге наследодателя истцу.
После клятвы ответственность за возмещение долга покойного с наследника снимается. Но наследник имеет право отказаться от клятвы и предоставить возможность принести клятву тому, кто утверждает о долге. Если последний принесет клятву, что наследодатель должен ему определенную сумму, долг возмещают с оставленного после смерти имущества.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة تحفة المحتاج مع حاشية الشرواني: (ويحلف على البت) …(في فعله) نفيا أو إثباتا لإحاطته بفعل نفسه أي: من شأنه ذلك، وإن كان ذلك الفعل وقع منه حال جنونه مثلا كما أطلقوه (وكذا فعل غيره إن كان إثباتا) كبيع وإتلاف وغصب لسهولة الوقوف عليه (وإن كان نفيا) غير محصور (فعلى نفي العلم) كلا أعلمه فعل كذا… والضابط أنه يحلف بتا في كل يمين إلا فيما يتعلق بالوارث فيما ينفيه.
__
См.: Тухфат аль-мухтадж (с Хашия аш-Ширвани), т. 10, с. 314-315.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм:
t.me/fatawadag
↘️Ватсап:
https://wa.me/79898883527
🔁 Репост приветствуется.
✔№970
[СПОР ЗА МЕСТО, НА КОТОРОЕ ВСЕ ИМЕЮТ ОДИНАКОВЫЕ ПРАВА]
ВОПРОС:
Как разрешить спор, если на одно и то же место, на которое люди имеют равные права, претендуют несколько человек, будь это место на кладбище, рынке и т. д?
ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Если на одно и то же место, будь оно на кладбище или рынке, претендуют несколько человек, его уступают тому, кто раньше пришел или занял это место. А если несколько человек придут одновременно, и никто не готов уступить, то бросают жребий. Тому, кому выпал жребий, отдают предпочтение.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة المجموع وروضة الطالبين: نص الشافعية …على أنه لو سبق اثنان إلى مقبرة مسبلة وتشاحا في مكان قدم للدفن فيه الأسبق عند التزاحم وضيق المحل، فإن استويا في السبق قدم بالقرعة كما لو تنازعا في رحاب المسجد، ومقاعد الأسواق، لأن القرعة لتمييز ما أبهم. (بتصرف).[¹]
عبارة تحفة المحتاج :وعلم مما مر أنه لو استوى اثنان أقرع وأنهم لو ترتبوا لم ينح الأسبق المفضول إلا ما استثني… بل يجيب الأسبق فإن جاءا معا أجاب الأقرب رحما فدارا فإن استويا أقرع.[²]
________
[¹] См.: Аль-маджму’ шарх аль-Мухаззаб, т. 5, с. 283, Равдат ат-Талибин, т. 2, с. 142.
[²] См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 3, с. 174, т. 7, с. 428.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм:
t.me/fatawadag
↘️Ватсап:
https://wa.me/79898883527
🔁 Репост приветствуется.
✔№971
[ЧТЕНИЕ АЗАНА ПРИ ПОГРЕБЕНИИ ПОКОЙНИКА]
ВОПРОС:
Есть ли основание для чтения азана в момент погребения покойника?
ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами в своем сборнике «Аль-Фатава аль-фикхия аль-кубра», отвечая на вопрос «Каково решение относительно азана и икамата во время закрывания могильной ниши?» – пишет: «Это нововведение, так как нет ничего достоверного относительно этого.
А то, что передается от некоторых ученых, то на это не опираются». Далее Ибн Хаджар цитирует фетву Аль-Асбахийя, в конце которого говорится: «Подобные вещи обосновываются только священными текстами, то есть я имею ввиду: обособление азана и икамата, так как поминание Всевышнего желательно в любое время, кроме времени испражнения».
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة الفتاوى الفقهية الكبرى: (وسئل) نفع الله به ما حكم الأذان والإقامة عند سد فتح اللحد؟ (فأجاب) بقوله هو بدعة إذ لم يصح فيه شيء وما نقل عن بعضهم فيه غير معول عليه ثم رأيت الأصبحي أفتى بما ذكرته فإنه سئل هل ورد فيهما خبر عند ذلك فأجاب بقوله لا أعلم في ذلك خبرا ولا أثرا إلا شيئا يحكى عن بعض المتأخرين أنه قال لعله مقيس على استحباب الأذان والإقامة في أذن المولود وكأنه يقول الولادة أول الخروج إلى الدنيا وهذا آخر الخروج منها وفيه ضعف فإن مثل هذا لا يثبت إلا بتوقيف أعني تخصيص الأذان والإقامة وإلا فذكر الله تعالى محبوب على كل حال إلا في وقت قضاء الحاجة اهـ كلامه — رحمه الله — وبه يعلم أنه موافق لما ذكرته من أن ذلك بدعة وما أشار إليه من ضعف القياس المذكور ظاهر جلي يعلم دفعه بأدنى توجه والله سبحانه وتعالى أعلم بالصواب…[¹]
عبارة تحفة المحتاج: قيل وعند إنزال الميت لقبره قياسا على أول خروجه للدنيا لكن رددته في شرح العباب..[²]
_____________
[¹] См.: Аль-Фатава аль-фикхийя аль-кубра, т. 2, с. 17.
[²] См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 1, с. 461.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм:
t.me/fatawadag
↘️Ватсап:
https://wa.me/79898883527
🔁 Репост приветствуется.
У Вас возник вопрос по Шариату? Попали в нестандартную жизненную ситуацию, которая требует вынесения фетвы?
❗️Обращайтесь к шариатским специалистам отдела фетв Муфтията РД на 👉 FATAVADAG
🔹Конфиденциально 👈
🔹Компетентно 👈
🔹По шафи’итскому праву 👈
🔹По ханафитскому праву 👈
🔹Любым удобным способом 👈
❓Здесь вы можете анонимно задать интересующий Вас вопрос по Исламу в любой форме: устной — по телефону, письменной — в виде смс-сообщения. Вы можете прочитать ответы на уже имеющиеся вопросы. Для этого переходите по ссылке на FATAVADAG
публичный
17829+516
📚Богословско-правовые решения.
— Все интересующие Вас вопросы можете отправить к нам на ватсап https://wa.me/79898883527 либо можете позвонить по этому же номеру.
Похожие каналы
публичный
5480+151
Мухаммад абу Мунира, студент Исламского Университета в г., Эр- Рияд. Обратная связь: @musavvadabot Другая ссылка: https://teleg.run/musavvada
публичный
81746+14805
Сюда 👉 @zapiski_pozitivniy_batushka пишите записки о молитве и вопросы. ☦️ Храм апостола Луки г. Тверь, ул. Маршала Конева, 71А 📲 +79607070527 Чат 👉 https://t.me/+UV-F71HKsOr2KryD Свободное общение 👉 https://t.me/+S—dITJ4Zz03OGUy
публичный
5058−68
Все самое интересное об Исламе! Обратная связь @IslamRassylka
публичный
5451−13
Блог историка Сергея Зотова о казусах иконографии Автор: http://sergei.zotov.tilda.ws/ Купить книгу: https://bit.ly/icon_bespredel В ВК: https://vk.com/iconographical_mayhem
публичный
6336+246
⛪️ Делюсь добром которого так мало 💟 📽 О православии простым языком ☦️Прямой эфир: вторник и суббоа 20:00 👇🤔ОБО МНЕ, ТУТ❓ 👩🎓+🤳+💰+📜+☎️+🏆 taplink.cc/o_konstantin
публичный
7084+56
☑️Наш канал с эксклюзивными переводами: Подписка в € https://t.me/+OPncD6HS30QxZjU6 Подписка в ₽ https://t.me/+o10s1bqVHDBkZDky Наш сайт (✅VPN): bmagrifa.com Личка (реклама и пр.): @otvetaminbot 💳Поддержать работу: https://socprofile.com/bmagrifa
публичный
4335−81
Отрывки из проповедей этого известного Божьего служителя не оставят вас равнодушными [ питайся правильной информацией ] Обратная связь @lybbow_bot @molitvaza @znatokbiblii @dljatvoeyduci @cluifq @egoslovo @klipmuzi
публичный
7429+277
Все совпадения с героями и местами случайны
публичный
38424+6856
🌙Кимки вафотидан кейин ҳам амали узилмаслигини хоҳласа, илм тарқатсин! • 📺YOU TUBE📺 https://youtube.com/c/IymonliUmmat • 📢REKLAMA UCHUN @rek_info • 👨💻ALOQA UCHUN @Rustam_Nigmatov • 🆕️IKKINCHI KANALIMIZ @IymonAhllari
Отдел фетв Муфтията РД
📚 Богословско-правовые решения.
☎️ Приём посетителей и звонков с 9:00 до 17:00 по МСК.
— Все интересующие Вас вопросы можете отправить к нам на ватсап https://wa.me/79898883527 либо можете позвонить по этому же номеру.
831
МАТЧ ВЕКА
Название
Отдел фетв Муфтията РД
Статус
📚 Богословско-правовые решения согласно шафиитской школе.
Описание
📚 Богословско-правовые решения.
☎️ Приём посетителей и звонков с 9:00 до 17:00 по МСК.
— Все интересующие Вас вопросы можете отправить к нам на ватсап https://wa.me/79898883527 либо можете позвонить по этому же номеру.
Сайт
https://muftiyatrd.ru/
Подписчики
831 подписчика
Найдено 2094 поста
✔№971
[ЧТЕНИЕ АЗАНА ПРИ ПОГРЕБЕНИИ ПОКОЙНИКА]
ВОПРОС:
Есть ли основание для чтения азана в момент погребения покойника?
ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами в своем сборнике «Аль-Фатава аль-фикхия аль-кубра», отвечая на вопрос «Каково решение относительно азана и икамата во время закрывания могильной ниши?» – пишет: «Это нововведение, так как нет ничего достоверного относительно этого.
А то, что передается от некоторых ученых, то на это не опираются». Далее Ибн Хаджар цитирует фетву Аль-Асбахийя, в конце которого говорится: «Подобные вещи обосновываются только священными текстами, то есть я имею ввиду: обособление азана и икамата, так как поминание Всевышнего желательно в любое время, кроме времени испражнения».
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة الفتاوى الفقهية الكبرى: (وسئل) نفع الله به ما حكم الأذان والإقامة عند سد فتح اللحد؟ (فأجاب) بقوله هو بدعة إذ لم يصح فيه شيء وما نقل عن بعضهم فيه غير معول عليه ثم رأيت الأصبحي أفتى بما ذكرته فإنه سئل هل ورد فيهما خبر عند ذلك فأجاب بقوله لا أعلم في ذلك خبرا ولا أثرا إلا شيئا يحكى عن بعض المتأخرين أنه قال لعله مقيس على استحباب الأذان والإقامة في أذن المولود وكأنه يقول الولادة أول الخروج إلى الدنيا وهذا آخر الخروج منها وفيه ضعف فإن مثل هذا لا يثبت إلا بتوقيف أعني تخصيص الأذان والإقامة وإلا فذكر الله تعالى محبوب على كل حال إلا في وقت قضاء الحاجة اهـ كلامه — رحمه الله — وبه يعلم أنه موافق لما ذكرته من أن ذلك بدعة وما أشار إليه من ضعف القياس المذكور ظاهر جلي يعلم دفعه بأدنى توجه والله سبحانه وتعالى أعلم بالصواب…[¹]
عبارة تحفة المحتاج: قيل وعند إنزال الميت لقبره قياسا على أول خروجه للدنيا لكن رددته في شرح العباب..[²]
_____________
[¹] См.: Аль-Фатава аль-фикхийя аль-кубра, т. 2, с. 17.
[²] См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 1, с. 461.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм:
t.me/fatawadag
↘️Ватсап:
https://wa.me/79898883527
🔁 Репост приветствуется.
✔№970
[СПОР ЗА МЕСТО, НА КОТОРОЕ ВСЕ ИМЕЮТ ОДИНАКОВЫЕ ПРАВА]
ВОПРОС:
Как разрешить спор, если на одно и то же место, на которое люди имеют равные права, претендуют несколько человек, будь это место на кладбище, рынке и т. д?
ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Если на одно и то же место, будь оно на кладбище или рынке, претендуют несколько человек, его уступают тому, кто раньше пришел или занял это место. А если несколько человек придут одновременно, и никто не готов уступить, то бросают жребий. Тому, кому выпал жребий, отдают предпочтение.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة المجموع والروض: [نص الشافعية] …على أنه لو سبق اثنان إلى مقبرة مسبلة وتشاحا في مكان قدم للدفن فيه الأسبق عند التزاحم وضيق المحل، فإن استويا في السبق قدم بالقرعة كما لو تنازعا في رحاب المسجد، ومقاعد الأسواق، لأن القرعة لتمييز ما أبهم. (بتصرف).[¹]
عبارة تحفة المحتاج :وعلم مما مر أنه لو استوى اثنان أقرع وأنهم لو ترتبوا لم ينح الأسبق المفضول إلا ما استثني… بل يجيب الأسبق فإن جاءا معا أجاب الأقرب رحما فدارا فإن استويا أقرع.[²]
________
[¹] См.: Аль-маджму’ шарх аль-Мухаззаб, т. 5, с. 283, Равдат ат-Талибин, т. 2, с. 142.
[²] См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 3, с. 174, т. 7, с. 428.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм:
t.me/fatawadag
↘️Ватсап:
https://wa.me/79898883527
🔁 Репост приветствуется.
✔№969
[ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ НАСЛЕДНИКУ ДОЛГА ПОКОЙНОГО]
ВОПРОС:
Должен ли наследник отдавать долг покойного с оставленного ему наследства, если после его смерти кто-то будет утверждать, что покойный был их должником?
ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
В каком порядке возмещаются долги покойного описано в фетве №789.
Если после смерти покойного кто-то будет утверждать, что покойный был их должником, и наследник не знает о долге, а у утверждающего нет шариатских оснований, то наследнику предоставляется возможность дать клятву, что он (наследник) не знает о долге наследодателя истцу.
После клятвы ответственность за возмещение долга покойного с наследника снимается. Но наследник имеет право отказаться от клятвы и предоставить возможность принести клятву тому, кто утверждает о долге. Если последний принесет клятву, что наследодатель должен ему определенную сумму, долг возмещают с оставленного после смерти имущества.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة تحفة المحتاج مع حاشية الشرواني: (ويحلف على البت) …(في فعله) نفيا أو إثباتا لإحاطته بفعل نفسه أي: من شأنه ذلك، وإن كان ذلك الفعل وقع منه حال جنونه مثلا كما أطلقوه (وكذا فعل غيره إن كان إثباتا) كبيع وإتلاف وغصب لسهولة الوقوف عليه (وإن كان نفيا) غير محصور (فعلى نفي العلم) كلا أعلمه فعل كذا… والضابط أنه يحلف بتا في كل يمين إلا فيما يتعلق بالوارث فيما ينفيه.
__
См.: Тухфат аль-мухтадж (с Хашия аш-Ширвани), т. 10, с. 314-315.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм:
t.me/fatawadag
↘️Ватсап:
https://wa.me/79898883527
🔁 Репост приветствуется.
👍 72
❤ 15
❤🔥 5
🏆 2
🙈 1
✔№968
[ПРАВО НА ИМЯНАРЕЧЕНИЕ РЕБЕНКА]
ВОПРОС:
Кто имеет больше прав на имянаречение ребёнка: отец или мать?
ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
После рождения ребенка желательно (сунна) в день его рождения или на седьмой день дать ему хорошее имя. В хадисе, переданном от Абу Дарда, да будет доволен им Аллаh, говорится (смысл): «В день Суда вы будете призваны по вашим именам и именам ваших отцов, так пусть же ваши имена будут хорошими» (Ахмад, Абу Давуд).
Что касается имянаречения ребёнка, то в основном это право принадлежит тому, кому принадлежит опекунство, т. е. отцу, даже если он не в состоянии как положено обеспечить его, а при отсутствии отца дедушке и т. д.
Примечание:
Матери ребенка не следует препираться и ссориться с мужем по поводу имянаречения. Однако совместное обсуждение имени ребенка способствует компромиссу, укреплению любви и упрочнению связей между супругами.
Аргументация:
عن أبي الدرداء قال: قال رسول الله ﷺ: «إنكم تدعون يوم القيامة بأسمائكم وأسماء آبائكم، فأحسنوا أسماءكم». سنن أبي داود.
عبارة حاشية الشرواني: عبارة المغني ولا بأس بتسميته قبله وذكر المصنف في أذكاره أن السنة تسميته يوم السابع أو يوم الولادة واستدل لكل منهما بأخبار صحيحة وحمل البخاري أخبار يوم الولادة على من لم يرد العق وأخبار يوم السابع على من أراده قال ابن حجر شارحه وهو جمع لطيف لم أره لغيره اهـ. …(قول المتن ويسمى فيه) وينبغي أن التسمية حق من له عليه الولاية من الأب وإن لم تجب عليه نفقته لفقره ثم الجد.. [¹]
عبارة عمدة المفتي والمستفتي: الظاهر: أنّ التسميّة حقّ للوالد، فإذا اختلف مع الأمّ.. فهو أولى، على أنّه لا مانع أن يسمّي باسمين من الأبوين،[²]
_
[¹] См.: Тухфат аль-мухтадж (с Хашия аш-Ширвани), т. 9, с. 372.
[²] См.: Умдат аль-муфти ва аль-мустафти, т. 2, с. 413.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм:
t.me/fatawadag
↘️Ватсап:
https://wa.me/79898883527
🔁 Репост приветствуется.
✔️№967
[ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИИ]ВОПРОС:
Что желательно делать при землетрясениях?ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
При землетрясениях или других стихийных бедствиях каждому желательно с особым рвением обратиться к Аллаhу с мольбами уберечь и избавить от бед и болезней, просить Всевышнего о прощении грехов, совершать как можно больше благих дел. Также желательно совершить дополнительную молитву индивидуально (не коллективно), чтобы не быть из числа тех, кто пребывает в забвении.В хадисе, переданном от Умму Саляма, да будет доволен ею Аллаh, говорится что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Если любой раб (Аллаhа), которого постигнет несчастье, скажет: “Инна ли-Лляhи ва инна илайhи раджи’ун! Аллаhуммаъжурни фи мусыбати ва ахлиф ли хайран мин-hа“ (смысл:) „Поистине, все мы принадлежим Аллаhу, и непременно к Нему мы вернёмся! О Аллаh, вознагради меня в несчастье моём и даруй мне взамен нечто лучшее”,– Аллаh непременно вознаградит (такого человека) в его несчастье и дарует ему взамен нечто лучшее» (Муслим 910).
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة مغني المحتاج: ويسن لكل أحد أن يتضرع بالدعاء ونحوه عند الزلازل ونحوها كالصواعق والريح الشديدة والخسف، وأن يصلي في بيته منفرداً كما قاله ابن المقري لئلا يكون غافلا لأنه ﷺ كان إذا عصفت الريح قال: «اللهم إني أسألك خيرها وخير ما فيها وخير ما أرسلت به، وأعوذ بك من شرها وشر ما فيها وشر ما أرسلت به.
عن أم سلمة قالت: «سمعت رسول الله ﷺ يقول ما من عبد تصيبه مصيبة فيقول إنا لله وإنا إليه راجعون اللهم اؤجرني في مصيبتي واخلف لي خيرا منها إلا آجره الله في مصيبته وأخلف له خيرا منها» صحيح مسلم.
_______
См.: Мугни аль-мухтадж, т. 1, с. 601.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм:
t.me/fatawadag
↘️Ватсап:
https://wa.me/79898883527
🔁 Репост приветствуется.
✔️№966
[АРЕНДА В РАССРОЧКУ]ВОПРОС:
Можно ли заключить договор аренды или найма с условием о рассрочке платежа или в долг? И если договор найма был заключен с таким условием, имеет ли право работник требовать от работодателя произвести полную оплату сразу по завершении работы?
ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Найм имеет два вида:
1) иджара аз-зимма — заказ какой-либо услуги, не уточняя исполнителя или арендуемое имущество;
2) иджара аль-айн — наём определенного лица или аренда определенного имущества.
Согласно шафиитскому мазхабу, в долг можно заключить договор только иджара аль-айн, то есть при найме определенного лица или аренде определенного имущества и с условием, что в качестве оплаты не выступает конкретная вещь.
Если же оплатой становится конкретный предмет, например, машина которая принадлежит работодателю, то отсрочивание оплаты не разрешается.
Если договор найма или аренды был заключен в долг на определенный срок или в рассрочку, наемный работник или арендодатель не имеет права требовать от работодателя или арендатора рассчитаться с ним до наступления срока оплаты. Однако если работодатель или арендатор удовлетворит просьбу работника или арендодателя и произведет оплату досрочно, то это рассматривается как богоугодное дело.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة تحفة المحتاج: (ويجوز) في الأجرة (فيها) أي إجارة العين (التعجيل والتأجيل) للأجرة لكن (إن كانت) الأجرة (في الذمة) إذ الأعيان لا تؤجل، والاستبدال عنها والحوالة بها وعليها والإبراء منها مطلقا كما يأتي… (ويستثنى) من النهي عن بيع وشرط (صور) …كالبيع بشرط (الأجل) في غير الربوي لأول آية الدين وشرطه أن يحدد بمعلوم لهما كإلى العيد أو شهر كذا لا فيه ولا إلى نحو الحصاد كما يأتي في السلم بتفصيله المطرد هنا كما هو ظاهر… (ويشترط) في المؤجل (العلم بالأجل) للعاقدين أو لعدلين غيرهما أو لعدد التواتر ولو من كفار ولكون الأجل تابعا لم يضر جهل العاقدين به كما يأتي. أما إذا لم يعلم فلا يصح….
__
См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 6, с. 126.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм:
t.me/fatawadag
↘️Ватсап:
https://wa.me/79898883527
🔁 Репост приветствуется.
✔️№965
[РАЗНИЦА МЕЖДУ ИДЖАРА И ДЖИ’АЛЯ]
ВОПРОС:
В чем принципиальные различия между сделками найма: иджара и джи’аля, и как определить, какую из этих двух сделок заключить в тех или иных обстоятельствах?
ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
В шариате четко прописано, какой вид сделки необходимо заключить при найме человека на работу. В каких случаях какую именно из двух вышеупомянутых сделок необходимо заключить разберем ниже.
Иджара и джи’аля схожи по многим пунктам, однако между двумя сделками есть ряд различий, исходя из которых человеку необходимо определиться по какой из двух сделок заключить договор найма.
Различия между сделками иджара и джи’аля:
— сделку джи’аля заключают для выполнения неопределенного объема работы в отличие от сделки иджара, в которой обе стороны должны знать объём работы, конкретно оговоренный в момент заключения сделки.
— при сделке джи’аля исполнительная сторона сделки может быть неопределенной в отличие от сделки иджары, в которой исполнительная сторона должна быть определенной.
— при заключении сделки джи’аля необязательно наличие согласия на предложение выполнить работу со стороны исполнителя в отличие от иджары, в которой при заключении сделки необходимо наличие предложения и согласия между сторонами сделки.
— при сделке джи’аля, плата за работу исполнителю полагается только по завершении работы. Если при заключении сделки джи’аля стороны оговорят предоплату за выполнение работы, сделка будет недействительной, а исполнителю полагается средняя стоимость за выполнение аналогичных работ.
— при сделке джи’аля исполнитель не имеет права отказаться передать результат выполненной работы заказчику до тех пор, пока заказчик не рассчитается с ним, в отличие от наемного работника по сделке иджара, который имеет право на удержание результата работы до расчета с ним.
Сделку джи’аля, как правило, заключают для выполнения работ, объем которых не имеет четких границ, а исполнитель в некоторых случаях может быть определен, а в некоторых — нет. К таким работам можно отнести поиск и возврат угнанной машины, взыскание задолженностей, привлечение финансирования в соответствии с принципами шариата, посредничество для достижения соглашений между сторонами сделки, научное открытие, изобретение и проектирование и т.д.
Для выполнения работ, где объем работы и исполнитель известны, как правило, заключают сделку иджара.
АРГУМЕТАЦИЯ:
عبارة تحفة المحتاج مع حاشية الشرواني: نعم تفارقها في جوازها على عمل مجهول وصحتها مع غير معين وكونها جائزة وعدم استحقاق العامل تسليم الجعل إلا بعد تسليم العمل فلو شرط تعجيله فسد المسمى ووجبت أجرة المثل. (قوله تسليم الجعل) أي تسليم الجاعل الجعل له ولو حذف لفظ تسليم هنا وفيما يأتي كما في النهاية لكان أولى (قوله فلو شرط تعجيله) ولو قال من رد عبدي فله درهم قبله بطل قاله الغزالي في كتاب الدرر اهـ نهاية قال ع ش قوله م ر قبله أي قبل الرد وقوله م ر.[¹]
عبرة روضة الطالبين: إذا رد الآبق، لم يكن له حبسه لاستيفاء الجعل، لان الاستحقاق بالتسليم، ولا حبس قبل الاستحقاق.[²]
_____
[¹] См.: Тухфат аль-мухтадж (с Хашия аш-Ширвани), т. 6, с. 363.
[²] См.: Равдат ат-талибин, т. 4, с. 341.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм:
t.me/fatawadag
↘️Ватсап:
https://wa.me/79898883527
🔁 Репост приветствуется.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة حاشية الشرواني: السحر لغة صرف الشيء عن وجهه يقال ما سحرك عن كذا أي ما صرفك عنه واصطلاحا مزاولة النفوس الخبيثة لأفعال وأقوال يترتب عليها أمور خارقة للعادة.[¹]
عبارة المنهاج شرح صحيح مسلم: قال الإمام المازري رحمه الله مذهب أهل السنة وجمهور علماء الأمة على إثبات السحر وأن له حقيقة كحقيقة غيره من الأشياء الثابتة خلافا لمن أنكر ذلك ونفى حقيقته وأضاف ما يقع منه إلى خيالات باطلة لا حقائق لها وقد ذكره الله تعالى في كتابه وذكر أنه مما يتعلم وذكر مافيه إشارة إلى أنه مما يكفر به وأنه يفرق بين المرء وزوجه وهذا كله لا يمكن فيما لا حقيقة له وهذا الحديث أيضا مصرح بإثباته وأنه أشياء دفنت وأخرجت وهذا كله يبطل ما قالوه فإحالة كونه من الحقائق محال ولا يستنكر في العقل أن الله سبحانه وتعالى يخرق العادة عند النطق بكلام ملفق أو تركيب أجسام أو المزج بين قوى على ترتيب لا يعرفه إلا الساحر.[²]
عبارة فتح الباري: روى الشيخان عن النبي ﷺ أنه قال: اجتنبوا السبع الموبقات -يعني: المهلكات- قلنا: وما هن يا رسول الله؟ قال: الشرك بالله، والسحر، وقتل النفس التي حرم الله إلا بالحق، وأكل الربا، وأكل مال اليتيم، والتولي يوم الزحف، وقذف المحصنات الغافلات المؤمنات. قال النووي عمل السحر حرام وهو من الكبائر بالإجماع وقد عده النبي صلى الله عليه وسلم من السبع الموبقات ومنه ما يكون كفرا ومنه ما لا يكون كفرا بل معصية كبيرة فإن كان فيه قول أو فعل يقتضي الكفر فهو كفر وإلا فلا وأما تعلمه وتعليمه فحرام فإن كان فيه ما يقتضي الكفر كفر واستتيب منه ولا يقتل فإن تاب قبلت توبته وإن لم يكن فيه ما يقتضي الكفر عزر.[³]
عبارة تفسير ابن كثير: أنفع ما يستعمل لإذهاب السحر ما أنزل الله على رسوله ﷺ في إذهاب ذلك وهما المعوذتان، وفي الحديث: «لم يتعوذ المتعوذون بمثلهما» وكذلك قراءة آية الكرسي فإنها مطردة للشيطان.[⁴]
__
[¹] См.: Хашия аш-ширвани, т. 9, с. 62.
[²] См.: Аль-минхадж шарх Сахиху Муслим, т. 14, с. 174.
[³] См.: Фатх аль-Бари, т. 10, с. 224.
[⁴] См.: Тафсир Ибн Касир, т. 1, с. 372.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм:
t.me/fatawadag
↘️Ватсап:
https://wa.me/79898883527
🔁 Репост приветствуется.
✔️№964
[КОЛДОВСТВО И МАГИЯ]
ВОПРОС:
Реальны ли колдовство и магия и насколько? И как Ислам относится к колдовским и оккультным практикам?
ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Колдовство – система магических приёмов, с помощью которых (по суеверным представлениям) можно воздействовать на людей и природу, принося либо пользу, либо вред.
Согласно священным аятам из Корана и хадисам Пророка ﷺ колдовство и магия реальны, и они могут причинить вред человеку, его психическому или физическому состоянию, привести к раздору между близкими людьми, например, мужем и женой и их разводу.
В суре «Аль-Бакара» приводятся аяты:
(смысл): «И последовали они [те, которые отбросили Тору] за тем [за колдовством], что читали [рассказывали] шайтаны во время царствования (пророка) Сулеймана. Но не становился неверным Сулейман и (не обучался колдовству), а шайтаны (сами) стали неверными, обучая людей колдовству. И еще иудеи также последовали за тем, что было ниспослано (как испытание от Аллаhа) двум ангелам в Вавилоне, которых звали Харут и Марут. Но они оба [те два ангела] не обучали никого (колдовству), пока не говорили: «Поистине, мы – искушение, не становись же неверным (изучая колдовство и подчиняясь шайтанам)!» И (люди) учились от них [от тех двух ангелов], чем разлучать мужа от жены. Но они [колдуны] не смогут навредить этим никому без дозволения Аллаhа (на то). И обучались они [колдуны] тому, что наносило вред им (самим же) и не приносило пользы им. (И шайтаны принесли колдовство иудеям, и это распространилось среди них настолько, что они предпочитали колдовство даже больше, нежели книгу Аллаhа.) И они [иудеи] знали, что тому, кто приобретал [выбирал] это [колдовство], нет в Вечной жизни никакой доли (блага). И, конечно же, как скверно [плохо] то [колдовство и неверие], за что они продали свои души – если бы они знали!
Колдовство и оккультизм в любой форме являются запрещенными в Исламе и считаются одними из семи больших губительных грехов.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллаh) передаёт, что Пророк ﷺ сказал: «Избегайте совершения семи губительных грехов». Люди спросили: «О Посланник Аллаhа, а что это за грехи?» Он сказал: «Поклонение другим наряду с Аллаhом, колдовство, убийство человека, которого Аллаh запретил убивать, кроме как по праву [Шариата], ростовщичество, присвоение имущества сироты, отступление в день наступления [то есть бегство с поля боя] и клевета в прелюбодеянии на целомудренных и даже не помышляющих о подобном верующих женщин».
Занятие колдовством, несмотря на то, что оно является большим грехом, само по себе не является неверием, если только не содержит в себе актов неверия или если человек не считает его дозволенным.
Также необходимо знать, что колдовство может повредить лишь с соизволения Всевышнего, и Он вместе с колдовством дал верующим защиту от любых его видов.
Это такие суры и аяты из Корана, как суры «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас» и аят «Аль-Курси», молитвы-поминания (азкары), а также другие методы, раскрытые в книгах исламской медицины. Запрещено обращаться к самим колдунам с просьбой избавить от колдовства, порчи и т.д. Для этого следует использовать лишь дозволенные шариатом способы.
👍 112
❤ 22
👀 4
❤🔥 3
🏆 2
🤗 1
✔️№963
[ЗАКРЫТИЕ МЕЧЕТИ ВНЕ ВРЕМЕНИ НАМАЗОВ]ВОПРОС:
Можно ли закрывать мечеть ночью или в другое время?ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Во времена намазов закрывать мечеть без уважительной причины не разрешается (запрещено).Разрешается закрывать мечеть вне времени намазов для сохранности самой мечети и того, что в нем находится, если есть предположение пренебрежительного отношения к мечети, возможность кражи имущества и т. п. и нет необходимости оставлять ее открытой.Если же вышеупомянутые обстоятельства отсутствуют и в оставлении мечети открытой есть польза для людей, то желательно не закрывать ее и вне времени намазов.АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة حاشية الشرواني: ولا بأس بإغلاقه في غير أوقات الصلاة صيانة له وحفظا لما فيه ومحله كما في المجموع إذا خيف امتهانه وضياع ما فيه ولم تدع حاجة إلى فتحه وإلا فالسنة عدم إغلاقه ولو كان فيه ماء مسبل للشرب لم يجز غلقه ومنع الناس من الشرب.[¹]
عبارة المجموع: قال الصيمري وغيره من أصحابنا لا بأس بإغلاق المسجد في غير وقت الصلاة لصيانته أو لحفظ آلاته هكذا قالوه وهذا إذا خيف امتهانها وضياع ما فيها ولم يدع إلى فتحها حاجة: فأما إذا لم يخف من فتحها مفسدة ولا انتهاك حرمتها وكان في فتحها رفق بالناس فالسنة فتحها كما لم يغلق مسجد رسول الله صلى الله عليه وسلم في زمنه ولا بعده.[²]
_________
[¹] См.: Хашия аш-Ширвани), т. 1, с. 168.
[²] См.: Аль-маджму’ шарх аль-Мухаззаб, т. 2, с. 172.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм:
t.me/fatawadag
↘️Ватсап:
https://wa.me/79898883527
🔁 Репост приветствуется.