Предыстория такова, достался нам, от предыдущего хозяина, установленный карбюратор… Вроде бы Солекс, вроде бы 83й…но заколхоженный под газ. Потом его переделали обратно под бензин. Куча каких-то непонятных трубочек, куча заглушек… В общем мрак сплошной.
Начал, этот карбюратор нас раздражать, машина стала работать отвратительно. Так как с карбом дел не имели, стали изучать интернет, смотреть ролики про настройки. Но, на регулировки и настройки и промывку, карб не реагировал.
Пересмотрели кучу роликов с Наилем Порошиным, замечательный специалист и интересный человек. Рассказывает всё простым языком, очень доступно.
После неоднократных попыток регулировки, предприняли попытку найти специалиста по настройке в городе. Нашлись какие-то мутные «специалисты». После не долгих раздумий, решили купить новый карбюратор. Посмотрели цены в магазине и решили, что стоит немного переплатить и купить карб у Наиля Порошина, а заодно, попросить о доработке.
Всё оказалось просто. Зашёл в группу в вконтакте. vk.com/nail_poroshin
Выбрал карб 73й SOLEX и и высоковольтные провода, заказал. Заказы в интернете прорабатывает не сам Наиль, а Владимир Байдаков. Я этого не знал и по началу, это смущало, не кидалово ли…
Изложил свои «хотелки» по характеристикам, рассказал, в каких условиях будет эксплуатироваться автомобиль, рассказал о гонках. Владимир зарекомендовал 53й SOLEX и сказал, что навернут как надо!
Оплата по карте, непосредственно Наилю Мухаметовичу. Доставка транспортной компанией.
В скором времени получил посылку. Упаковка была капитальной
Через газеты и пакеты добрался до карбюратора. Внутри карба оказался пакетик со стандартными жиклерами и кулачком. Именно об этом, я договаривался. Просил все доработки установить сразу, а стандартные детали положить в комплект.
Карбюратор новый, все клейма и штампики присутствуют
Сразу бросилось в глаза наличие сеточек и двойного распылителя
Вот и тот самый пакетик. Стандартные жиклеры и кулачок. Это на случай, если захочется всё вернуть в сток.
Интересное отличие кулачков 5-го и 4-го резанного
Хватит крутить в руках, надо устанавливать. Но сначала надо снять старый. Вот он, этот «каварный тип»
Сняли. Еще покрутили, посмотрели, сравнили.
Доработки и изменения карбюратора 21053-20 следующие:
1. Большой плюс данного карбюратора, это заводской распылитель ускорительного насоса 45/40 (с двумя носиками в две камеры)
2. В первую камеру установлен топливный жиклер 110 (вместо 107,5), воздушный жиклер 150 без шарика, (вместо 140 с шариком)
3. Во второй камере установлен топливный жиклер 117 (вместо 110), воздушный жиклер 145 без шарика ( вместо 165)
4. Четвертый резанный кулачок (вместо пятого)
5. Сеточки от попадания грязи (2шт)
Вся доработка, это лишь замена одних жиклеров на другие, для более богатой смеси. Легко делается самостоятельно, при наличии всех деталей.
Помимо карбюратора, заказали высоковольтные провода нулевого сопротивления. Якобы чудо-штука.
Наиль Мухаметович делает их сам. Попробуем, что они из себя представляют.
Порадуем нашего «Дедульку» новыми ничтяками
Доработка очень простая. Из-за отсутствия в наших магазинах необходимы деталей, решили довериться профессионалу своего дела. И не пожалели об этом! Общительные, грамотные, сделали всё быстро, как и обещали. Покупка обошлась в 7100р. Из них 6000р-карбюратор (с доставкой), 200р- дополнительные жиклеры, 150р- 4й резанный кулачок, 100р- сеточки, 650р- высоковольтные провода. Пожелание удачи от Наиля Порошина – бесценно.
Пара видеороликов, в тему, с его канала
Сравнение 53го и 73го карбюраторов для нивы 21213
Навороченный 73й солекс для подписчика
Всем удачи, и полезных покупок!
–> –>
-> Главная »-> Статьи» КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ
-> В категории материалов: 1
-> Показанные элементы: 1-1
-> Сортировать по: дате · заголовку · рейтингу · комментариям · просмотрам
Не работает карбюратор или проблема с системой зажигания ?! Тогда вы обратились по нужному адресу. Наиль Порошин рассказывает и показывает на этом канале многие проблемы карбюраторных автомобилей. Все это Наиль Порошин знает не понаслышке. Имеет 30-летний опыт работы инженером-испытателем на ДААЗ, а также многолетний опыт ремонта карбюраторов и систем зажигания. Его видео поможет вам не только решить большинство ваших проблем, но и научиться правильно и грамотно ремонтировать свои и, возможно, чужие автомобили. Присоединяйтесь к нам.
Связаться с Наилом можно на страницах этого канала, а также через:
Удобный интерфейс, сортировка по брендам, наличие заметных рекламных акций, которые вы узнаете на этом портале, позволят вам приобрести товар по желаемой цене. Загляните на этот портал, вы можете купить карбюратор из порошинного гвоздя, выбрав из таких товаров как: по средней закупочной цене 1166 рублей в Hi-gear, Astrohim. Заказать можно в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Астрахани, Самаре и других городах России. Наслаждайтесь покупками.
Наиль Порошин: «Имя зарабатывается не деньгами»
Наиль Порошин из Димитровграда – настоящая звезда Youtube: почти 80 тысяч подписчиков на авторский канал и более 21 миллиона просмотров. Как Наиль достиг такого успеха? Чудеса SMM, SEO и другого интернет-маркетинга? Мы посмотрели десяток видеороликов из нескольких сотен размещенных на канале и поехали в Димитровград знакомиться и искать ответы.
Мы въезжаем в Димитровград, который постоянно сталкивается с провинциальным пафосом – это признак того, что Самара – это пригород Димитровграда, культурной столицы России, а сам город – центр инноваций и ядерной энергетики. Наверное, мир.
Однако, судя по роликам Наиля, в Димитровграде с новинками действительно все отлично. Если сделать геокоррекцию и посадить новинки в гараж видеоблогера, где снимаются практически все удачные ролики.
Найти бокс оказалось не так уж и сложно – он находился рядом с одним из важнейших источников местных ресурсов – руководством завода ДААЗ, во дворе местного технического института, у входа в который нас встретил сам Наиль: » Я останусь на улице в синем пальто».
Наиль переехал в Димитровград в начале 1980-х годов. На ДААЗ тестируют карбюраторы. Именно ему довелось испытать новые по тем временам «солексы», которые до сих пор по инерции называют «девяткой». Конечно, довольно быстро молодой инженер Наиль стал настоящим карбюраторным мастером и стал совмещать работу на заводе с частной практикой – ремонтом зажигания и карбюраторов: «начал ходить с чемоданом». Чемодан, кстати, еще жив и полон тех же инструментов, в основном самодельных.
«В моем деле меня сравнивают с вами, генералиссимус»
Еще по теме:
Гвоздь поселился в гараже в 2003 году, когда на заводе, где в то время он превратился в серьезное место, пахло жареным от активности СОК и других беспокойных движений. “Мне это надо?” – задает риторический вопрос Наиль, который к тому времени уже приобрел широкую популярность в Димитровграде.
После личного знакомства становится понятно, почему. «Почти все на заводе знали о карбюраторах», – говорит Наиль. По идее, проблем со специалистами мастерской в таких ситуациях быть не должно. Таких не было, но подход Наиль оказался качественно другим. Как он утверждает, деньги никогда не были для него главной мотивацией: «Я все объясню, я покажу, я помогу людям». Остальные работали по принципу «работа-деньги».
Однажды, по словам Наиля, к нему пришел полковник, человек из тех, кто всегда все осторожно недоволен. После ремонта, сопровождаемый потоками осторожной желчи, Гвоздь умело «вымыл» внезапно довольного покупателя – «в своем деле я генералиссимус по сравнению с вами».
Имя не заработано деньгами. Название заработано на опыте людей и их отношении к вам.
Еще по теме:
И это действительно так: уровень знаний его Ногтевой профессии самый высокий, с чем, конечно, не поспоришь. И это позволяет ему правильно вести себя как настоящий гуру, что, конечно же, доставляет ему гораздо больше удовольствия, чем просто работа за деньги.
Осенью прошлого года Наиль взял другого ученика. На этот раз овладеть навыками приехал бородатый молодой человек из Дагестана Ваха, которому нужно прокормить семью. Я приехал специально. Наиль починил его, обучал в течение двух недель, дал ему все необходимые инструменты, купил билеты и, наконец, сказал ему на прощание: «Не груби с деньгами. К вам приедет старый аксакал, по «копейке», возьмите у него 100 рублей, к вам придет мальчик – возьмите у него 100 рублей. Вы учитесь, тренируетесь. Имя не заработано деньгами. Название заработано на опыте людей и их отношении к вам. Когда вы получите это – пожалуйста, будьте настолько грубыми, насколько хотите, вы можете попросить миллион – вы заслуживаете таких денег. Лучше сделать 10 машин за 100 рублей, чем одну за 1000… Ты не можешь сделать 1000, у тебя еще нет опыта. Но имя для себя вы опускаете».
Наиль обоснованно полагает, что он заработал себе имя. К тому же другие уже наживаются на его имени, превращая его в бренд. Но все это не смущает гуру: «Я мог бы сам порезать капусту, но зачем?» Важнее само имя, а точнее – уважение, признание и чувство востребованности, которое они вызывают. Да и «хамить сколько хочешь» уже можно.
Знакомый «мужской» бренд, компаньон по роликам и обращение ко всем о «себе», когда вы случайно смотрите видео Nail, смущает, но только на первый взгляд. Через несколько минут становится понятно, что хоть на какую-то обиду это никак не тянет: стоит поискать более открытого и доброжелательного человека. Сообщение также становится ясным: Наиль иногда обращается с клиентами как с неблагоразумными детьми, «самодетями», и видит себя не недостижимым гуру, а воспитательным «самодетем».
Собственно, активный интернет-бизнес Наиля начался с просвещения. В 2013 году сын показал ему видео с еще одним самозваным гуру по ремонту автомобилей, которое вызвало в Наилле настоящий негодование: «Ерунда!». Наиль решила ответить собственным видео. Сын запустил канал… Спустя год Наиль оставил далеко позади всех «конкурентов». «Мне сказали: ничего не получится, но там люди годами». Все оказалось не так: задушевные ролики без пафоса, но с понятным объяснением сложных вещей сразу стали хитами.
На сегодняшний день количество видеороликов на канале превысило 300, и каждый день Наилю звонят до 150 человек со всей страны. Рвется и скайп: «сейчас приду и отвечу по скайпу до 2». В наше присутствие Наилю позвонили из Оренбургской области: «машина не едет». Ответил, подошел к стойке, прочитал метки катушек, но наконец кончил – на другом конце “нити” засомневались в диагнозе. Это, кажется, невозможно – очевидно, что Наиль не может ошибаться, и сомневаться в его профессионализме или не уметь с первого раза понять очевидное – удар по главному: уважению.
Многие ради познания (под предлогом ремонта карбюратора) делают огромные зацепы.
Еще по теме:
Однако очевидно, что ведущий карбюратор России просто не может сердиться, поэтому на него тоже никто не сердится. Также, по словам Наиля, некоторые предполагаемые конкуренты того же Youtube, не стесняющиеся в выражениях. Но, видимо, это как раз тот случай, когда «мастер не знает»: псевдокритик уже не успевает за временем – имя Наиль заработало себя таким образом, что конкурентов быть не может.
Уважение к Гвоздю проявляется по-разному. Хозяин говорит, что не так давно получил посылку – мультиметр, электроинструмент и так далее. Где? Из Америки. Написал фанат канала с припиской: «Работай как хороший инструмент». Уважение выражается и лично: в Гвоздевой гараж активно приезжают люди из городов за 1000-2000 километров от Димитровграда. Многие ради познания (под предлогом ремонта карбюратора) делают огромные зацепы.
Фактически мы сделали то же самое, тем более, что ехали в Димитровград на потрепанном «классике» – Гвоздь передал нам карбюратор, отрегулировал зажигание, установил свой фирменный кулачок на тягу амортизатора, все как обычно рассказал и прокомментировал. Я провел с нами три часа. Сколько мы должны? Обескураженный ответ: «100 рублей, теперь мы кенты». Те же 100 рублей стоят у того же Гвоздя, установленного нами фирменного кулачка. Неудобно, предложили 500 рублей и услышали «давай, как ни жалко». Отдали все 200 рублей и пообещали написать эту статью на Гвозде. Мы кент, товарно-денежные отношения касаются не нас, а менеджеров среднего звена. В мире Nail ценность взаимного уважения выше, чем ценность денег. Мы прекрасно это понимаем. Наверняка даже подписчики канала поняли, оценив отсутствие интереса к предоставлению качественных знаний.
«Я плачу 7000 за бокс, зимой больше, а иногда зарабатываю всего 100 рублей в день», – говорит Наиль, говоря о «не гоняться за капустой». Вы продаете фирменные веб-камеры? Заработать 100 рублей на почте? Больше шума и суеты. Начать производство проводов нулевого сопротивления? За что? А где их найти – сам Наиль не представляет источник появления нити: «Покупаю у фермера в новом городе, где он их везет – не знаю».
Наиль уверен, что век карбюраторов продлится долго и ни одному поколению специалистов не хватит работы.
Еще по теме:
Однако одна из потенциальных учениц Наиль из Ульяновска утверждает, что она немного лицемерна. А потому понятно, что гуру не бедствует, и это не главное: в 60 лет мало кто может похвастаться такой же востребованностью своего опыта и знаний и, без сомнения, всероссийским уважением.
Изучив источники успеха Nail, вы можете вернуться к инновациям. В коробке много, и почти все они давно известны подписчикам канала: фирменное устройство для управления свечами от пьезоэлектрической кухонной зажигалки, пескоструйная камера с шаровым краном вместо автоматики, горстка кулачков для карбюратора обеспечивающие быструю реакцию на нажатие педали акселератора, высоковольтные кабели «Гвоздь» с действительно нулевым сопротивлением, легендарные сети Solex, делающие их вечными, и так далее. Анахронизм в эпоху форсунок, платиновых свечей зажигания и многоточечного впрыска? Неважно, как это! Наиль уверен, что век карбюраторов продлится долго и ни одному поколению специалистов не хватит работы. Только «классический» ВАЗ с карбюраторами на дорогу выходит за 10 миллионов.
ps По дороге в Димитровград нам не удалось проехать груженый грузовик на небольшом спуске: «классический» убитый не потянул ни на пятый, ни на четвертый. И это после замены всего, что можно заменить: бесконтактного зажигания, нового солекса, новых свечей зажигания, кабелей… Наверное, на этом отечественный автопром должен идти до конца. Гвоздь сотворил чудо: через секунду регулировки уха (!) И замены кулачка на фирменный стало просто неузнаваемо! После этого не выразить искреннее уважение к дяде Наилю просто невозможно!
При поддержке Фонда социальных исследований Хамовники”.
У карбюраторщика из города Димитровграда Ульяновской области Наиля Порошина почти 80 000 подписчиков на youtube. Его искрометные ролики вызывают интерес, смех, жаркие споры и никого не оставляют равнодушным. Казалось бы, как можно сделать так, чтобы видео про ремонт карбюраторов было интересно даже домохозяйкам? Дяде Наилю, как он сам себя называет, когда рассказывает байки, это удается.
– Держи! — говорит он мне, протягивая камеру. — Вот тут включать, так приблизить, отдалить. Давай.
«Внимание, подписчики! Внимание, Интернет!» — так Порошин начинает все свои видео.
Операторами его роликов выступают обычно клиенты, которые приезжают ремонтировать карбюратор.
«Тут сам крутись, как хочешь»
Он — бывший инженер завода. Окончил институт, приехал в 1981 году в Димитровград на Димитровградский автоагрегатный завод. Работал в отделе главного конструктора. Был молодым инженером, получил квартиру. Когда страна начала переживать трудности, завод стало лихорадить — пошли взаимные неплатежи. Порошин ушел на сборку испытателем, потом немного отработал дефектовщиком. Затем «немножко в политику поиграл»: был председателем производственного совета завода.
– Вот тут генеральный директор сидел, а рядом — я, — говорит Порошин. — Я с шашкой поскакал, а все остались. Мне один человек сказал: «Наиль, наймут киллера, вот тут (показывает на лоб — прим. авт.) зеленкой мазать не надо». Я бросил всю эту х… Какой смысл воевать? Вся страна бандитская. Годик поработал, понял, что с копьем на мельницу бесполезно, — улыбаясь, говорит дядя Наиль. — И ушел. Не жалею. Хотя все боялись уходить, я тоже боялся — там-то всегда жалованье. Обосрался — стой, жди, когда уберут. А тут сам крутись, как хочешь.
На заводе он занимался карбюраторами — был инженером-испытателем топливной аппаратуры, участвовал в испытаниях машин. В советское время устраивали многокилометровые заезды: юг, горы, 16 000 километров, пять машин, заряженных новыми карбюраторами. Работал и по частным вызовам — брал свой чемоданчик и приезжал по первому зову, куда бы не позвали. А в 2003 году ушел с завода и открылся в гараже, как предприниматель.
– А чего скрываться? — говорит дядя Наиль. — Заплатил налоги и спи спокойно. Этот бокс я арендую, он принадлежит стоянке. Хозяева тут были боксеры. Я плачу аренду, тут все по закону. Парковка есть, стоянка есть. Это центр города — машин много, завод рядом. Как-то прижился.
В гараже все посвящено карбюратору — на одной стене висит наглядный материал по устройству одного из агрегатов, рядом стоят стеллажи с инструментами, многие из которых дядя Наиль изобрел сам.
– Вот тут у меня инструмент, — показывает он на стеллаж. — У меня только самодельный. Причем, самый крутой, который можно придумать. А вот эти вещи мне бесплатно, верите-нет, прислал американец из Сакраменто. Он посмотрел ролики и сказал: «Наиль, у вас будет хороший инструмент». Коробку собрал с инструментами. Только батарейки нельзя было прислать.
Было у Порошина желание построить свой гараж. Об этом он рассказывает с сожалением. Были деньги, и было желание построить свой бокс, да вот не сложилось.
– Кто-то стал думать, стелить солому раньше, кто-то видел раньше, — жалеет он. — А я видел, что завод непотопляемый, все движется, все работает. Потом пошли мощные сокращения. Объемы стали падать, появился впрыск. Я понял, что карбюраторщиков мало, то есть рабочих много, но тех, кто соприкасался — мало. Но заниматься этим никто не хотел, и получилось так, что я один остался. Не только в области, но и в России. Ребята есть самоучки хорошие, не спорю, но вчера, например, ко мне приехал товарищ на «окушке» с Ленинграда. И второй товарищ на «копейке» приехал из Перми. Ульяновск, Тольятти, Самара, Казань, Уфа, Сызрань, Нижний Новгород… Из Чувашии вообще полно по дороге, начиная от Чебоксар. Я не к тому, что я такой крутой, но видать никто не может нигде сделать. У меня кредо такое: «Пока не сделаю, не отпущу».
«…смотрю только ваши ролики: с ними встаю, с ними ложусь»
Звонит телефон, из трубки раздается мелодия: «Наиль Мухамедыч, трубку возьми! Ютуб звонит». Кому-то из подписчиков нужна помощь.
– Сейчас я выключу, — извиняясь, говорит Порошин. — Верите-нет по 150-200 звонков в день. Много это или мало? Я прихожу без голоса домой. То есть спрос есть на мою профессию, на мои знания. Получается из десяти звонков, девять доход цели: «Ура! У нас все получилось». Прихожу домой — там в скайпе сидят человек 200-300. И они сидят там годами. А я три года всего в сети.
– А мотивация у вас основная какая: людям помочь, денег заработать? — интересуюсь я.
– Мотивация такая: сейчас мне уже ничего не надо, дети уже поднятые, все в Москве, — он достает телефон из кармана. — Когда в гараж уходил, было боязно. Мы же ведь люди коммунистической закваски. Семья вообще мне никогда ничего не препятствовала. Трое детей у меня, все в Москве. Всем дал хороший импульс. У меня жена такая женщина понимающая – учитель английского языка. На пенсии уже, но работает. Семья замечательно относится, потому что все в доме завязано на моей работе. Около моих карбюраторов в семье все завязано. Прямо все-все-все. Тимур – старший сын, был далек от карбюраторов, но он ролики выкладывал, так что теперь больше меня в них соображает. Уже такие вещи делает, например, схему: как топливо бежит. Открывается там, пошло туда – это анимация. А я дома компьютер сутками не выключаю, общаюсь с подписчиками. У меня в скайпе по 450 человек сидит. И звонки постоянные. Тимур говорит: «Папка, славу нести тяжело». Но я ведь не предполагал, что когда-нибудь такое случится со мной. Надо людям, я иду навстречу. Даже по скайпу ремонтирую машины: клиент во Владивостоке, а я – тут. Помочь людям — это… Вот я вам прочитаю, если хотите — море смсок. Вчера мне звонил один парень с Евпатории: «Дядя Наиль!» И говорит, говорит, говорит взахлеб. Я ему: «Вы кто?» Он мне: «Меня звать Акрам. Пожалуйста, приезжайте. Я смотрел много ваших роликов. У меня «двойка», ей сорок лет. Я так люблю ее». У него пятеро детей, ему 34 года. Крымский татарин, наверное. Вот от него веет позитивом. Он говорит: «Дядя Наиль, я посмотрел ролики. Почему я сам не сделаю? У меня машина жрала 15 литров, теперь жрет 6» Я ему не верю, конечно, но он ведь говорит это! Пусть она жрет 7,8,9 литров. Но это «двойка»! Там стоит карбюратор «Вебер», еще итальянского производства. Это ли не приятно? Ради этого стоит жить?
В этот момент глаза дяди Наиля блестят, голос дрожит. Рукавом синего халата он вытирает набежавшую слезу. Приходит сосед по гаражу — тоже механик.
– Вот Борис, мой коллега, — представляет его Порошин. — Точно такой же бомжара, как и я. Ничего, нам это не мешает. Бомжара почему? Мы все открытые.
Борис молча берет инструмент и уходит в свой бокс, а мы возвращаемся к разговору о клиентах.
– Мужики пишут: «Спасибо, Наиль Мухамедыч, за вашу оперативность, за ваши золотые руки и вообще за то, что вы есть Я очень рад, что приобрел в вашем лице такого друга», — зачитывает он смс из телефона. — «Спасибо большое! Вы самый лучший специалист, которого я встречал». Здесь не то, это не то… Ну, и так далее. «Раньше я боялся карбюраторов, а сейчас я с ним на ты, чего хочешь могу сделать!» «Дядя Наиль, два часа ночи, я не могу оторваться». «Дядя Наиль, я давно уже езжу на иномарке, но смотрю только ваши ролики: с ними встаю, с ними ложусь. Как блокбастер смотрю». Верите-нет, до слез трогает. «Вы — первый!», «Вы — полубог!», «Вы — гений!» Приятно же.
Дядя Наиль включает пескоструйный аппарат и начинает очищать свечу от нагара: каждые десять секунд он вытаскивает ее и осматривает, затем снова ставит на очистку.
– Я — простой мужик, инженер с завода, — сквозь шум пытается докричаться Порошин. — Просто вот как-то залез в интернет. А залез так: попросил сына показать, чего там про карбюраторы пишут, а там столько х… нарисовано. Я стал печатать, а как показать? Один парень тут меня снял на регистратор, выложил и началось: «Мужик, куда ты лезешь? Здесь все места заняты!» Я второй, третий, десятый ролики разместил. Восемнадцать, тридцать просмотров. Десять подписчиков записалось, двадцать. Сейчас у меня 78 000 подписчиков. Ролики сын делает. Он там вешает музыку, картинки, мат-перемат удаляет. Он еще тот цензор.
Свечи доведены до идеальной чистоты. Самое время проверить наличие искры с помощью чудо-прибора на основе пьезо-зажигалки для газовой плиты.
– Вот все показал, все тонкости и секреты, — рассказывает во время тестов Дядя Наиль. — Я бескорыстно отдаю знания. А люди многие говорят: «Ты иди в сторонке погуляй, а я сделаю». А чего было, не говорит. Я же разжевываю. Мои ролики все можно проверить, можно все испытать. Вы у себя дома проверьте, все получится. Мне говорят: «Да чего ты, козел, тут шаришь?» Знаете сколько шишек?!
Свечи дают хорошую искру — можно устанавливать. Впрочем, кажется, что Порошин и сам наэлектризован.
– Вот найдите, есть такой Сергей Светлов — это враг №1 мой, — горячится он. — И еще Травников есть, может, помните, с бородой такой. У меня с ними терки начались. Я уже 200 роликов выпустил, 300, и находится такой человек, завистник. Он выходит: «Слушайте, я таких дураков не видел никогда». Ну, там ему, конечно, рта не дали раскрыть. За меня шашки, копья стали ломать. Вот он в открытую говорит: «Я смеюсь над этими дураками. Это же убожество, это не карбюраторщики». Ему кажется, что он великий. Живет в Ростове, высшее образование у него — это такое большое качество. Да у нас, куда ни плюнь, попадешь в инженера. А ролики вы сравните: там смотреть нечего. Зато я у него баран, осел, ничего не смыслю в карбюраторах. Я могу столько графиков нарисовать, загрузить, но я делаю так, чтобы было доступно, разжевываю.
«А я перед вами в этой области генералиссимус»
Разжевывать Наиль Порошин действительно может настолько хорошо, что от учеников нет отбоя. Много и реальных, и виртуальных.
– Приезжают, знаешь сколько? — рассказывает дядя Наиль. — Лет пятнадцать назад, когда на Украине все ухудшилось, приехал кандидат физико-математических наук. Он работал где-то в Донецке преподавателем в институте, а здесь у него родственница жила. Он вооружился диктофоном: «Наиль, мне ни денег, ничего не нужно, я только буду перенимать опыт». Он ходил за мной по пятам: мат-перемат, все записывал. Я чего-нибудь делаю, он говорит: «Дай, я сам!» Мужики, верите-нет, к нему очередь записывалась за месяц вперед. Ко мне так никогда не записывались.
Он достает из шкафа набор ключей для ремонта карбюратора на очередной машине, и быстрыми, привычными движениями выбирает нужные.
– Приехал я как-то в гости в Сочи, у одной бабушки поселились по знакомству, — продолжает Порошин. — Сын пришел с армии, нигде не работает. А я вечером, когда сидели, закусывали, говорю: «Ольга Васильевна, я вашего Ромку заберу к себе, научу его». Она смикитила это дело. А я-то утром протрезвел. «Наильчик, ты обещал моего внучка забрать». Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Я его забираю к себе, он у меня живет месяц. Теперь к нему не за месяц, к нему вообще за три месяца вперед записываются. Я ему оставил все приборы, инструмент. Не знаю, какая его судьба, потерялись связи.
Под капотом «семерки» популярный карбюратор «Солекс» — таких Порошин за свою жизнь собрал и разобрал тысячи. Он быстро откручивает винты и разбирает его.
– Из училища брал учеников, с техникума приходили, — делится он. — Всем рад. У меня много учеников. Директор училища говорит: «Наиль, посмотри, пожалуйста». У нас тут готовят автомобилистов, то есть автомастеров, а кто их куда берет? Практики-то нет. И где они ее возьмут? А есть такие — мама послала сына, договорилась со мной, а он еще инструмент в руках не держал, а уже говорит: «Дядя Наиль, вы мне как платить будете: ежедневно или по недельно?» Я ему: «Браток, скажи спасибо, что не я с тебя деньги беру». Парень один пишет с Сибири: «Дядя Наиль, я приехал домой с армии. Работы нет, ничего нет. Тут случайно нарвался на ваш канал. У меня была «шоха». Закачал все ваши ролики и сел в гараже. Сделал карбюратор себе, другу, родственникам. А теперь, дядя Наиль, меня по ночам вызывают, я до ночи сижу. Отец, мать ругаются. Дядя Наиль, я скоро к вам на иномарке приеду». Как приятно! До слез. Просто мороз по коже. Есть смысл жить-то! Не зря хлеб жру! Вот в чем дело.
Он продувает форсунки и собирает карбюратор обратно — здесь все в порядке. Но, вообще, очень часто попадаются поддельные запчасти. Когда завод производил большое количество продукции, было и большое количество «несунов» — тех, кто тащил с завода детали и собирал продукцию в гаражах.
– И раньше карбюраторов поддельных много было, и сейчас это процветает. Есть спрос, тут же — предложение. Только все сделано на коленке, в гараже. Скажем, брали литье, сверлили, что могли. Собирали бензонасосы, собирали замки зажигания, ручки. Те, кто хоть вскользь, косвенно соприкасался с заводом, все разрослись айда-ушел.Как-то у меня был ролик: я поставил наконечники — резинки на трамблер. Я ставлю, и шьет дуга! С резинки! Я в ролике говорю: «Мужики, не покупайте это г… — балаковское производство». Сколько потом мне претензий было: «Наиль, что ты говоришь? Это не в Балаково делают, а около Балаково, в гаражах». А чего, резины мало, наверное, сажи кладут. Как разговаривать с людьми, если я взял запакованную вещь? Все на коленке: насосы делают на коленке, клапан магнитный — на коленке. Там, где должно быть 100 витков, там 50. А он горит — его включи, он сразу кипяток. Назавтра он сгорел.
Дядя Наиль разбирает зажигание, смотрит провода и контакты, что-то подкручивает.
– Меня просят порекламировать продукцию, провода те же самые, — говорит он. — Я рекламирую: «Так внимание, подписчики, я нахожусь на фирме, они делают то-то, у них хорошие провода». И валом берут. С этого надо капусту иметь, а я же лошара, чего я понимаю в этом деле? «А нас порекламируйте, а нас покажите!» «А что ты можешь?» «Я ботинки шью». «Какое отношение карбюратор имеет к ботинкам? Как вы себе это представляете?» Но я снял ролик: «Так, мужики, вот тут карбюратор чиню — парень один позвонил, отличные ботинки шьет. Я в них работаю целый день, и ноге ничего, и карбюраторы ремонтирую».
Подъезжает еще один клиент. Время уже позднее, так что Дядя Наиль не настроен принимать сегодня клиентов.
– Мужики, спокойно умереть дадите?» — после приветствия говорит им Порошин.
– Ты сначала машину сделай, а потом помирай, — отвечают гости, но все-таки договариваются на завтра.
– Вот как-то звонят 31 декабря в десять часов и говорят: «Слюшай, ты давай машин почини мне, в Тольятти ехать», — начинает очередную историю Дядя Наиль. — Я говорю: «Давай в 12 часов?» «Ха, ты что, дурак, что ли, в 12 часов? Я же буду за стол сесть». Я говорю «А я уже за столом сижу! Да ты брось машину. Тебе может денег дать до Тольятти?» Или очень часто бывает, звонят: «Слушай, ты далеко от МКАДа живешь? Сейчас я к тебе приеду». Я говорю: «Да, недалеко, тысяча километров всего». «Ты чего, б…, это далеко».
Все, ремонт закончен. Закончен и рабочий день: Дядя Наиль снимает очки, красную бандану с надписью «Cuba», синий идеально чистый халат и закрывает гараж, рассказывая свою последнюю историю.
– Приезжает полковник милиции в отставке: «Наиль, у меня машина дергается». «У вас свечей нет» — отвечаю. «Что ты мне говоришь! Не хочешь делать, так и скажи». Она пых-тых. Я говорю: «Хорошо, берем ключи, едем в магазин — у меня нет свечей». Психует: «Не хочешь делать карбюратор, так и скажи!» Покупаем свечи, я ему кручу, он нервничает. Ставим — она летит. Я клапан завернул, у него улыбка до ушей. Спрашиваю его: «А вы почему сейчас не ругаетесь? Ругайтесь дальше, продолжайте». Говорю: «Вы кто по званию?» Он: «Полковник». «А я перед вами в этой области генералиссимус».