Другие имена, прозвища, названия: Джейсон Вурхис.
Главный злодей в серии фильмов «Пятница 13-е», серийный убийца, восстающий из могилы, чтобы расправляться с юными вожатыми в летнем лагере «Хрустальное озеро» и другими жертвами. Фирменное орудие убийства — мачете. На лице чаще всего носит хоккейную маску.
Впрочем, из фильма в фильм его облик подвергался значительным изменениям. Интересно, что в первой «Пятнице, 13-е», снятой в 1980 году режиссером Шоном С. Каннингэмом, Джейсон появлялся лишь эпизодически и выглядел как мальчик-утопленник с уродливой головой гидроцефала. Уже в следующей части франшизы он перевоплотился во взрослого мужчину с явным отклонением в умственном развитии. Скрывая свое чудовищное лицо, он носит мешок с прорезями для глаз. И наконец в третьей «Пятнице, 13-ого» Джейсон впервые примеряет хоккейную маску. В дальнейшем также становится понятно, что он — сверхъестественное существо, которое вынуждено возвращаться с того света, чтобы вновь убивать.
Согласно сюжету фильмов:
Джейсон родился с физическими отклонениями, поэтому другие дети избегали его. Памела Вурхиз, его мать, устроилась работать в лагерь «Хрустальное озеро» поваром. Сына она берет с собой. В итоге ребенок тонет в озере, и мать винит во всем вожатых, не досмотревших за Джейсоном. В итоге она начинает мстить. После гибели Памелы сын восстает из мертвых и в свою очередь начинает мстить за нее.
Роль Джейсона Вурхиза в разное время исполняли разные актеры. Первым стал юный Ари Леман. Затем в фильме «Пятница 13-е – Часть 2» 1981 года эту роль исполнил каскадер Стив Дэш, ставший первым взрослым Джейсоном на экране.
Забавно, что многие актеры, примерявшие маску Вурхиза, не хотели, чтобы их имя упоминалось в титрах, а другие, наоборот, гордились своим участием в франшизе.
Самым известным исполнителем роли Джейсона стал Кейн Ходдер, сыгравший в четырех частях, начиная с «Новой крови» и заканчивая «Джейсоном X».
Над дизайном персонажа работали разные специалисты. Самый весомый вклад внес Том Савини.
Кроме того, Джейсон Вурхиз не раз появлялся в комиксах, в книгах и компьютерных играх. Так в Friday the 13th: The Game представлены почти все образы культового злодея.
В этом году выходит новая видеоигра по классической хоррор-франшизе «Пятница, 13-е» (предыдущая всеми была разругана) и 13-й по счету фильм цикла в постановке Брека Эйснера (но это если повезет, релиз уже не раз откладывали). За почти 40 лет вокруг киносериала сформировалось большое количество мифов. RussoRosso решил развенчать часть из них, а также ответить на самые часто задаваемые вопросы о Джейсоне и его наследии.
«Пятница, 13-е» пришла из мира малобюджетного кинематографа, когда на рубеже 1970-х и 1980-х годов зарождалась популярность серийных хорроров, и сорвала настоящий банк: при бюджете в 500 тысяч долларов она собрала баснословные 60 миллионов. Приключения маньяка из «Хрустального озера», который утонул по недосмотру вожатых летнего лагеря, а потом вернулся в виде машины для убийства, так приглянулись зрителю, что в итоге было снято 12 фильмов, написано несколько книг и нарисована куча комиксов. Менялись эпохи, мода, прически, но одно оставалось неизменным: Джейсон в хоккейной маске, его окровавленное мачете и тревожная музыка, под которую злодей появлялся.
Став одним из самых узнаваемых слэшеров, «Пятница, 13-е» породила отдельную субкультуру джейсономанов (особенным уважением в этой среде пользуется актер Кэйн Ходдер, сыгравший Вурхиза три раза). Впрочем, у кинокритиков отношение к этой франшизе всегда было однозначное (и крайне негативное). И тут мы подходим к первому и, по сути, главному вопросу.
Говорят, «Пятница, 13-е» занимает то же место в истории хоррора, что «Хэллоуин» (1978) и «Кошмар на улице Вязов» (1984), но это не вполне справедливо. Правда?
Сложный вопрос. Фанаты франшизы, понятное дело, будут против, но, если быть объективными, придется констатировать, что «Пятница, 13-е» (1980) начинала если не как плагиат, то уж точно как последователь «Хэллоуина». Создатель хоррор-киносериала Шон Секстон Каннингем никогда не был большим автором, в отличие от своих выдающихся коллег с фамилиями, тоже начинающимися на букву «К»: Джона Карпентера и Уэса Крэйвена. Чтобы в этом убедиться, достаточно пристально вглядеться в его фильмографию: ни до, ни после он не породил ничего столь же значимого. При этом, не имея авторитета среди критиков, Каннингем бесконечно подвергался их нападкам: они громили его за то, что «Пятница, 13-е» до шаблонности упрощает «Хэллоуин», не имеет никаких «претензий на художественность», слишком акцентируется на кровавых спецэффектах, созданных Томом Савини, и, несмотря на то что образ Джейсона Вурхиза прочно вошел в поп-культуру, на деле он не такой интересный, как Майк Майерс или Фредди Крюгер. Защитники же франшизы пытаются реабилитировать ее за счет сравнения с фильмами итальянца Марио Бавы, прочитать ее не как копию «Хэллоуина», а как трэш-искусство, корнями уходящее в жанр джалло, представить как современный «Гран-гиньоль».
Единственное, что остается неизменным во франшизе, — Джейсон Вурхиз и его хоккейная маска?
Самое распространенное заблуждение. В первом фильме убийцей является не Джейсон, а его мать Памела. Лучше это выучить назубок, если вдруг какой-нибудь маньяк устроит вам киновикторину, как в первом «Крике» (1996).
Знаменитую хоккейную маску Джейсон надевает лишь в третьем фильме (во втором Вурхиз ходит с мешком из-под картошки на голове, совсем как убийца в «Городе, который боялся заката» (1976) Чарльза Б. Пирса). В пятой части главного злодея вообще нет — вместо него действует имитатор. При этом начиная с шестого фильма Джейсон больше похож на зомби, чем на человека: воскресает от удара молнией. В девятой картине, «Джейсон отправляется в ад: Последняя пятница» (1993), снятой в духе хорроров об одержимости демонами, маньяк обретает умение вселяться в чужие тела. А в десятом фильме «Джейсон X» (2001), названном так неспроста, кинозлодей не просто попадает в космос — наномуравьи (лучше не спрашивайте) модернизируют его тело таким образом, что он окончательно превращается в идеальную машину для убийства. Вот уж действительно мачете убивает в космосе!
«Пятница, 13-е» славится только тем, что там в каждой серии изобретательно убивают людей?
Действительно, это одна из отличительных особенностей киносериала, которую, однако, наименее интересно обсуждать, если вы, конечно, не страдаете различными девиациями, перверсиями и патологиями. Во всех фильмах франшизы так или иначе ставка делается на проверенную временем резню и кровищу. Но просто смотреть на то, как развратной молодежи выпускают наружу кишки, — крайне сомнительное удовольствие. Гораздо увлекательней наблюдать за интересной режиссерской концепцией, когда авторы пытаются переделать или переосмыслить канон, потому что самое скучное, что есть в хорроре (и в особенности в хоррор-франшизе), — это ритуал.
Неужели франшиза может похвастаться интересными режиссерскими концепциями и идеями?
Да, причем как хорошо, так и плохо реализованными. Сделать убийцей не Джейсона Вурхиза, а его имитатора в пятом фильме «Пятница, 13-е: Новое начало» (1985) было классной идеей, но только на бумаге. То же самое касается и седьмой картины «Пятница, 13-е: Новая кровь» (1988), где маньяк встречает достойного противника — владеющую телекинезом девушку Тину (изначально ее место должен был занять Фредди Крюгер, но Paramount и New Line Cinema тогда не договорились). Концепт «“Кэрри” встречает “Пятницу, 13-е”» провисает из-за плохо написанного сценария, зато по части «пыточного порно» эту ленту можно взять за образец.
Другое дело восьмой фильм «Пятница, 13-е: Джейсон штурмует Манхэттен» (1989). У режиссера и сценариста Роба Хеддена изначально было две идеи — «Джейсон на корабле» и «Джейсон в городе», но он не мог выбрать из них одну. Тогда студия посоветовала ему не мучиться и воплотить в жизнь обе задумки. Результат получился неравнозначным. Первая половина, «Джейсон на корабле», похожа на затянутое прибытие Дракулы в Лондон и одновременно на очень плохую версию «Титаника» (1997), в которой айсберг пробрался на корабль и начал всех убивать с помощью мачете (плохой айсберг). «Джейсон в городе», наоборот, блещет крайне неожиданными сценарными ходами и остроумием: когда герои убегают от Вурхиза и говорят, что их преследует маньяк, никто этому не удивляется: добро пожаловать в Нью-Йорк! При этом один из самых запоминающихся кадров фильма — Вурхиз на Таймс-сквер. Растворившийся в огнях неона и общегородском безумии маньяк теряет всю свою инфернальность, превращаясь в еще одного фрика, которых полно в «Большом яблоке».
Но самое неожиданное приключение Джейсон пережил в десятом фильме. После «Зубастиков», «Восставшего из ада» и «Лепрекона», побывавших в космосе, Вурхиз тоже должен был отправиться к звездам. «Джейсон X» — космический хоррор, который ближе к «Чужому» (1979), чем к фильмам из оригинальной франшизы, но хронологически его принято игнорировать.
В «Пятнице, 13-е» же одни статисты! Там, кроме Джейсона, никто не появляется больше одного раза?
Это неправда. Случается, что героиня, выжившая в замесе одного фильма, сразу же погибает в следующем, как Элис Харди. А бывает и так, что роль «последней девушки» и вовсе достается мужчине. Например, такой персонаж, как Томми Джарвис, появился сразу в трех фильмах франшизы: четвертом, пятом и шестом. При этом последние два вступают между собой в сюжетный конфликт (впрочем, не в такой дикий, как восьмая и девятая части, когда права на «Пятницу, 13-е» у Paramount выкупила New Line Cinema, а продюсером киносериала снова стал Каннингем). Из всех картин, в которых появляется Томми, лучшая шестая — «Пятница, 13-е: Джейсон жив» (1986). По духу она скорее ближе к «Зловещим мертвецам»: в ней почти такое же идеальное сочетание страшного и комичного, как в детище Сэма Рэйми. Сцена с погоней, когда голова Томми оказывается на коленках у лихой героини, вообще огонь.
Погодите, вы хотите сказать, что в «Пятнице, 13-е» есть ирония?
Конечно! Ни одна франшиза не обходится без иронии или самоиронии. Для этого ей просто надо накопить достаточное количество материала, чтобы его потом отрефлексировать и переосмыслить. Первые пять фильмов, как это часто бывает, страшно серьезные, но уже титры шестого пародируют открывающую заставку бондианы.
А в девятом, «Джейсон отправляется ад: Последняя пятница», вся открывающая сцена пронизана самоиронией: Вурхиз бежит за девушкой, приехавшей отдохнуть на базу «Хрустальное озеро», а оказывается в ловушке, устроенной агентами ФБР. Спецназ сначала долго и смачно расстреливает маньяка, а потом взрывает. Чтобы, очевидно, все сразу поняли, что это такой взрывной перезапуск франшизы.
В кроссовере «Фредди против Джейсона» (2003) сам дьявол велел, чтобы было много скабрезных шуточек, ведь, в отличие от Вурхиза, Крюгер никогда не страдал отсутствием чувства юмора. А в «Джейсоне X» общий настрой задает появляющийся в самом начале (правда, лишь в эпизоде) канадский режиссер и исследователь человеческих мутаций Дэвид Кроненберг.
Главный злодей тоже переживет мутацию, но помимо всевозможных штампов, которые можно обыграть в рамках концепта «Джейсон в космосе», в фильме есть шутливая автореференция, спрятанная в эпизоде с виртуальной реальностью. По сюжету эта виртуальная реальность воссоздает для Вурхиза лагерь «Хрустальное озеро», где он натыкается на двух глупых красоток, гротескные и пародийные образы которых высмеивают то, как авторы «Пятницы, 13-е» любят показывать женщин.
Но вот где совершенно нет намека на иронию, так это в прямолинейном и тупом ремейке 2009 года, поставленном клипмейкером Маркусом Ниспелом («Техасская резня бензопилой» (2003), «Конан-варвар», 2011). Фильм упивается собственной жестокостью и порнографичностью. Показателен в этом случае момент, когда одна из бесчисленных жертв Джейсона одновременно лишается мозга и показывает грудь — лучшего каминг-аута для этого слэшера просто не придумать.
Что делать, если «Пятница, 13-е» совсем не вкатывает?
Бывает (часто) и такое. У нас на этот случай прибережен следующий совет: в 2015 году вышел фильм «Последние девушки» Тодда Штрауса-Шульсона (не путать с «Последней девушкой» (2015) Тайлера Шилдса!), который хочется порекомендовать не только ценителям хорроров, но и вообще всем поклонникам хорошего кино. Его сюжет на языке хай-концепта звучит так: «“Пятница, 13-е” встречает “Последнего киногероя”».
По сюжету группа молодых ребят во время пожара на киносеансе проваливается в хоррор, а оказавшись по ту сторону экрана, пытается выжить. Но уникальность этого фильма не только в лихой задумке, но и в том, что это хоррор-деконструкция, которая по ходу действия превращается в конструкцию. На протяжении всего экранного времени создатели картины измываются над жанровыми клише: монстр сильный, но тупой, приманить его можно обнаженной женской плотью (сигнал: выпускайте зверя!), при этом, как бы герои ни пытались спастись, в конце выживет только девственница. Но все эти издевательства над штампами нужны в конечном счете для того, чтобы заставить их работать на драматургию, ведь «Последние девушки» — не столько хоррор, сколько семейная драма, помещенная в рамку фильма ужасов. Это история не про маньяка с мачете, перебившего развратную молодежь, а про мать и дочь, оказавшихся внутри этой переделки, чтобы сказать (или договорить) друг другу важные вещи. Ни одно мачете не режет так больно, как финал этого фильма. Катарсис обеспечен.
Главным антагонистом хоррор-франшизы «Пятница, 13-е». Грозного и неодолимого маньяка-убийцу зачастую сравнивают с белой акулой, с которой договориться нельзя, можно лишь надеяться на спасение. Монстр не обладает ярко выраженными личностными качествами, зато известен своими изощренными способами расправ над несчастными жертвами. В большинстве его орудием убийства является мачете.
Фактически неразрушим
Джейсон Вурхиз, фото которого украшают постеры каждого эпизода серии слэшеров, на протяжении своего экранного существования часто претерпевал внешние трансформации. Дело в том, что над созданием образа персонажа работали разные мастера грима и спецэффектов. Первоначальный дизайн Т. Савини стал основой для последующих вариаций. Отличительный знак злодея — хоккейная маска — обнаружилась только в третьем эпизоде. До этого без нее разгуливал Джейсон Вурхиз. Фото без маски можно лицезреть в репортажах со съемок первых двух частей «Пятницы, 13-е». С киноленты «Джейсон жив» создатели наделили и без того страшного монстра сверхъестественными способностями: скорой регенерацией и фактически полнейшей неуязвимостью.
В поп-культуре
Джейсон Вурхиз наделен непреодолимой жаждой убийства. Объяснения данному факту пытались отыскать многие кинокритики-обозреватели. Большинство согласилось с тем, что его неистовство объяснялось тем, что он выполнял карающую функцию, наказывая героев за ярко выраженное аморальное поведение. В том числе добрачный секс, распутство, злоупотребление психотропными и наркотическими веществами, алкоголем. Изначально он также мстил за свою трагическую скоропостижную кончину в раннем возрасте.
Джейсон Вурхиз (фото без маски в том числе) часто появляется на страницах юмористических печатных изданий, его имя упоминается в различных телесериалах и кинофильмах, комических шоу пародий. Персонаж даже вдохновил музыкантов на создание одноименной панк-группы. Отдельные версии внешнего облика были произведены в виде сувенирной продукции и игрушек, а хоккейная маска считается одним из всем известных атрибутов современной мировой кинокультуры.
Начало
Джейсон Вурхиз появился в киноиндустрии в 1980 году после выхода в прокат фильма ужасов «Пятница, 13-е». Не многим известно, что маньяк в этом шедевре выступал далеко не в ключевой роли. Он появился лишь в качестве ночного кошмара главного персонажа, а злодеяния вершила его мать миссис Вурхиз. Из первой картины зрителю стало известно, что Вурхиз с ранних лет был очень уродлив из-за заболевания гидроцефалией. В этой же части ребенок тонет в озере из-за недосмотра вожатых лагеря на озере Кристал-лейк, а его мать Памела, не справившись с горем, убивает окружающих. Хотя главной героине ленты удается оборвать жизнь полоумной женщины, создатели дают однозначный намек на то, что Джейсон жив и намерен продолжать дело покойной.
Бесконечный кошмар
Далее Джейсон Вурхиз (названия фильмов — тому подтверждение) выступает ключевой фигурой во всех эпизодах эпопеи. В 1981 году выходит сиквел «Пятница, 13-е. Часть 2», в котором кошмар героини оригинальной ленты становится явью. Джейсон не только расправляется с убийцей своей матери, но и решает уничтожать всех пришельцев, находящих пристанище на озере Кристал-лейк. В этой серии Джейсон Вурхиз (фото с постера — тому подтверждение) скрывает свое обличье обычной мешковиной. В конце картины маньяка якобы побеждают, но, как водится, не окончательно. И буквально через год в кино «Пятница, 13-е. Часть 3 в 3D» он, оправившись от увечий, продолжает кромсать тинэйджеров. Именно в этом фильме маньяк снимает с одной из жертв маску, ставшую его легендарной особенностью. Конечно, и в этой части выжившей героине его удается уничтожить, но торжество оказалось временным.
В последующей, четвертой, части «Последняя глава» события разворачиваются по проверенной схеме, а вот в пятой, под названием «Новое начало», сам Джейсон в образе настойчивой галлюцинации выступал в качестве вдохновителя своего подражателя, убивавшего молодых людей.
Подобно Фениксу
В «Джейсон жив» виновным в очередном возрождении психопата нечаянно становится Томми Джарвис, персонаж 4 и 5 частей. Он решает наверняка убедиться в смерти своего мучителя, поэтому протыкает его труп штырем из стали. В это время в штырь попадает разряд молнии и пробуждает Джейсона. Маньяк становится еще более сильным, опасным и неудержимым.
Последующие эпизоды в сценарном плане также не отличаются многообразием. Монстр каждый раз возвращается к жизни, чтобы неизменно быть истребленным в конце фильма. В «Новой крови» его оживляет наделенная способностью телекинеза главная героиня, а устранить дорвавшегося душегуба несчастной девушке помогает призрак ее покойного отца. «Джейсон штурмует Манхэттен» отличается тем, что восставший убийца умудряется пробраться на корабль с выпускниками, направляющимися в Нью-Йорк. Там его кровавое пиршество прекращают токсичные воды канализации, превращающие маньяка в маленького ребенка, который, как когда-то, снова тонет. В эпизоде «Джейсон отправляется в Ад» монстр вроде как окончательно оказывается поверженным, его душа попадает прямиком в Чистилище.
Не вписываясь в контекст
Задумываясь о том, кто такой Джейсон Вурхиз, все фильмы (список по порядку представлен в данной публикации) пересматривать не стоит, так как отдельные картины могут сбить с толку несведущего синефила. К примеру, лента «Джейсон Икс» (2002 г.) переносит персонаж в 2455 год. Среди футуристических декораций ему противостоят не недалекие подростки, а астронавты, которые избавляются от пережившего не один век в криогенной заморозке убийцы, выбросив его в открытый космос.
Могут вызвать недоумение хоррор «Фредди против Джейсона» и короткометражка «Джейсон Вурхиз против Майкла Майерса», в которых выдающиеся кинозлодеи сходятся в смертельной схватке.
Ремейк
Согласно голливудской моде на ремейки культовых картин, в 2009 году появился подобный проект и о первоначальных злоключениях Джейсона. Практически ничего новаторского в первую версию ремейк не привносит. Единственным дополнением считается то, что по замыслу создателей Джейсон Вурхиз не является жертвой беспечного поведения воспитателей. Повзрослевший будущий кровавый маньяк похищает девушку, похожую на свою мать, и удерживает ее некоторое время в заточении. Через определенное время на поиски пропавшей приезжает ее брат. Тут и начинается противостояние. Джейсона отправляет на тот свет его же пленница: использовав злосчастное сходство с Памелой, она подманивает убийцу и лишает жизни его же мачете.
Но про фильм «Пятница 13-е» вам наверняка доводилось слышать. Так вот, именно так зовут главного героя. Почему он начал убивать и кто такой на самом деле Джейсон Вурхис? Маска хоккеиста после появления в этом фильме навсегда останется чем-то зловещим и тревожащим. Впрочем, не стоит бояться, сценаристы и режиссеры утверждают, что от и до выдумали данного персонажа и его историю.
Биография Джейсона
По сюжету фильма Памела Вурхис родила своего сына Джейсона в 1946 году, когда ей самой было 15 лет. Ребенок появился на свет с тяжелым диагнозом — гидроцефалия — и соответствующим для него уродством — увеличенной из-за скопления жидкости головой неправильной формы. Отец семейства вскоре оставил жену и сына. Памела растила мальчика в полной изоляции, боясь конфликтов со сверстниками. Когда Джейсон Вурхис (маска у которого появится намного позже) отпраздновал свое 11-летие, мать привезла его в лагерь «Хрустальное озеро», располагающийся на берегу одноименного водоема. Впервые столкнувшись с обществом сверстников, мальчик стал объектом регулярных насмешек, и однажды после ссоры с обидчиками он случайно упал в озеро, после чего его сочли утонувшим, а тело так и не нашли. Памела Вурхис начала мстить обидчикам сына за его гибель, но впоследствии ее саму убили, и тогда появились первые намеки на то, что Джейсон мог выжить или воскреснуть из мертвых для того, чтоб отомстить за смерть своей матери.
Все фильмы из цикла «Пятница 13-е»
Первый фильм про Джейсона был снят в 1980 году. В нем ужасный убийца должен был стать лишь второстепенным персонажем, его действительно мало в кадре, но при этом основная сюжетная линия посвящена именно ему. Фильм стал невероятно популярным практически сразу после выхода в прокат, и через год любители ужастиков смогли посмотреть его продолжение — «Пятница 13-е. Часть 2» (1981 год). В 1982 году на экраны выходит «Пятница 13-е. Часть 3 в 3D». Следующий фильм датируется 1983 годом, это «Пятница 13-е. Последняя глава». Стоит заметить, что уже тогда главный злодей обретает свой привычный вид. А именно то, благодаря чему узнаваем Джейсон Вурхис. Маска хоккейного вратаря досталась ему от очередной жертвы, и больше он с ней не расставался.
В 1985 году зрители уже не ожидали возрождения Джейсона, но он вернулся в фильме «Пятница 13-е. Новое начало». Далее были фильмы «Пятница 13-е. Джейсон жив» (1986 год) и «Пятница 13-е. Новая кровь» (1988 год). В 1989 году в прокат выходит фильм «Пятница, 13-е: Джейсон штурмует Манхэттен», а затем, в 1993 году — «Последняя пятница. Джейсон отправляется в ад». Казалось бы, история закончена, но в 2000-х годах появилась мода на ремейки успешных старых фильмов. Благодаря чему в 2002 году было снято очередное продолжение истории — «Джейсон X», а в 2003 году — «Фредди против Джейсона» (где главный герой встретился с легендарным Фредди Крюгером). В 2009 году был снят ремейк первой части, вышедший в прокат под оригинальным названием «Пятница 13-е».
Как выглядит Джейсон Вурхис? Маска, наводящая ужас
Классический образ убийцы из фильма «Пятница 13-е» прост — обычная рабочая одежда, невыразительные брюки и куртка, хоккейная маска и мачете. Однако в таком виде Джейсон предстает перед зрителями только в 3-й части киноповествования. Ранее он иногда носил на голове пакет, а легендарную маску забрал у одного из убитых. А как же выглядит Джейсон Вурхис без маски? Это создатели фильма некоторое время скрывали, считая, что маньяк с неизвестным лицом добавляет фильму напряженность и мистику. Однако разгадка оказалась проста — из-за врожденного заболевания главный герой обладает физическим уродством. В поздних частях фильма можно увидеть лицо Джейсона Вурхиса без маски после воскрешения, он становится еще безобразнее, так как является ожившим мертвецом.
Где взять маску, как у маньяка с мачете?
Джейсон Вурхис сегодня — персонаж настолько же популярный, как Фредди Крюгер или У серии фильмов тысячи поклонников по всему миру, в продаже можно найти разнообразную атрибутику — коллекционные фигурки маньяка и даже его полный карнавальный костюм. И действительно, это отличная идея — примерить на себя образ любимого героя на Хэллоуин или какую-то тематическую вечеринку. Популярный вопрос среди поклонников: Джейсона Вурхиса своими руками? На самом деле в этом нет ничего сложного, следует найти основу — обычную пластиковую маску с ровной поверхностью и любым рисунком и с ее помощью сделать форму в технике папье-маше. Далее вам остается дождаться полного высыхания и проделать в заготовке отверстия, после чего можно раскрасить маску, ориентируясь на кадры из фильма. Важная деталь — прорези для глаз следует затянуть с обратной стороны черным капроном или мелкой сетчатой тканью, благодаря этому глаза не будут видны. Не забудьте приделать резинку, и можно смело перевоплощаться в одного из самых страшных злодеев современности.
Кино – всеобъемлюще. Поэтому каждый зритель находит для себя то, что придется по вкусу, будь то сентиментальная любовь главных героев или кровавый хоррор, который создан, чтобы вселить в заядлых киноманов страх и ужас. Действительно, любители пощекотать нервы с наслаждением наблюдают за льющимся кукурузным сиропом и алым красителем, а также проделками , Призрачного лица, Майкла Майерса и Джейсона Вурхиса – главного героя фильма «Пятница, 13-е». Этот маньяк пугает своих жертв до дрожи в коленях, а также придумывает оригинальные способы расправы.
История создания
Жанр «хоррор» – это не ноу-хау для киноиндустрии. Чтобы понять это, стоит обратиться не только к кинолентам, но и к литературе. Наверняка все знают сказку про , где маленькая девочка шла в гости к бабушке и наткнулась на опасного волка. Так вот, на самом деле писатель не придумал, а лишь переработал эту историю, а те люди, которые прочитали оригинал, увидели экшен с подробностями не для слабонервных.
Помимо прочего, в начале 70-ых король ужасов заявил что люди обожают, когда их пугают. Ведь недаром дети в летнем лагере собирались вместе с вожатым возле костра и рассказывали друг другу пугающие истории о приведениях, вампирах, вурдалаках и прочих мистических чудовищах. А в 1980 году в вымышленных рассказах начал фигурировать Джейсон Вурхис, орудующий мачете.
В действительности первый фильм о безумном маньяке вышел в 1980 году. Причем тогда маньяк появился без знаменитой хоккейной маски. Режиссером проекта выступил Шон Каннингем, а сюжет фильма рассказывал о летнем лагере «Хрустальное озеро», где началась череда жестоких убийств.
Так как дебютное появление Джейсона Вурхиса привело в восторг зрителей, за фильмом «Пятница, 13-е» последовали спин-оффы. В дальнейшем психопат перекочевал в комиксы и компьютерные игры, а также его образ воссоздали в игрушках. Так что по популярности Джейсон не уступает другому психопату – Фредди Крюгеру.
Примечательно, что Вурхис должен был появиться на экранах телевизора мимолетно, но получилось так, что мистический персонаж приобрел толпы поклонников. Над образом киногероя поработал не только Шон Каннингем, но и Том Савини – тот самый режиссер, переснявший «Ночь живых мертвецов» на цветную пленку.
Биография и сюжет
Кинодеятели не стали окутывать биографию Вурхиса ореолом таинственности. Известно, что дата рождения будущего маньяка – 13 июня 1946 года. Его мать Памела забеременела в пятнадцатилетнем возрасте от Элиаса Вурхиса. А когда героине исполнилось 16, она родила нездорового мальчика, больного гидроцефалией – заболеванием, которое характеризуется избыточным скоплением жидкости в желудочковой системе мозга.
Впоследствии этот недуг изуродовал лицо главного героя: его глаза расположены на разной высоте, причем один постоянно косит в сторону. Так как родители Джейсона стали жить порознь, ребенок воспитывался Памелой, которая проявляла чрезмерную заботу о сыне. Мальчику не разрешалось ходить в школу, поэтому он сидел на домашнем образовании, а Памела не отказывала ему в материнском внимании и ласке.
Так как болезнь Джейсона прогрессировала семимильными шагами, он перестал усваивать учебный материал, поэтому так и не получил серьезного образования. В 1957 году Памела, которая до сих пор носила на безымянном пальце подаренное мужем кольцо, получила должность повара в детском лагере «Хрустальное озеро».
Маленького сына не с кем было оставить, поэтому мать-одиночка брала Джейсона с собой, надеясь на то, что юноша найдет себе друзей. Неудивительно, что в лагере Вурхис чувствовал себя белой вороной: другие дети не хотели идти с ним на контакт не только из-за странной внешности, но и из-за отчужденного поведения.
В роковую пятницу – 13 июня 1957 года – Джейсону надоело мириться со своим одиночеством. Поэтому, чтобы полюбиться сверстникам, мальчик хотел доказать, что умеет плавать не хуже других детей, и тем самым проявить храбрость. Вурхис пробрался к озеру, но заплыл слишком далеко и утонул, а рядом не было никого, кто оказал бы помощь.
Памела была потрясена случившимся и в смерти мальчика винила вожатых. Дело в том, что в тот день женщина была занята на работе и не присматривала за сыном. После вести о том, что тело ее единственного ребенка лежит на дне озера, Памела начала сходить с ума. У нее развилась шизофрения, женщина начала слышать голос сына, который приказывал убивать. Ровно через год после случившейся трагедии миссис Вурхис жестоко расправилась с вожатыми, которые якобы не доглядели за Джейсоном.
В 1962 году Памела устроила на территории «Хрустального озера» пожар и отравила всю питьевую воду, тем самым предотвращая открытие лагеря. Полиция не нашла преступницу, так как Памела мирно жила в своем лагерном домике и не оставила после себя улик.
В 1979 году Стив Кристи и его команда вновь попытались открыть лагерь, поэтому миссис Вурхис снова взялась за старое и начала убивать ни в чем не повинных людей. После расправы с жертвами Памела встретила подругу Стива и рассказала об убийствах. Между Элис и Вурхис произошла схватка: девушка, пытаясь защититься, схватила мачете и обезглавила безумную женщину.
Этим она пробудила настоящее зло. Ведь реальная история маньяка заключается в том, что Джейсон не утонул, а все это время жил в лесу. Преступник нашел убийцу своей матери и расправился с ней в ее же доме. С тех пор Вурхис стал проливать кровь обычных людей, а количеству его жертв позавидуют даже самые отпетые маньяки.
Внешность и способности
Стоит отметить, что у Джейсона обезображены не только глаза, но и все лицо. Челюсть убийцы сдвинута в сторону, нос «украшает» кривизна. Помимо прочего, в кинолентах показано, что Вурхис был лысым даже в детстве. В первой части франшизы маньяк появляется только в воспоминаниях матери, а во второй, которая вышла в 1981 году, Джейсон ходит в мешке с прорезью для одного глаза, так как второй деформирован и практически не видит.
Зрители увидели знаменитую маску Вурхиса, которая и отличает его от остальных безумцев, только в 1982 году в третьей части киноэпопеи. Кстати, во всех частях хоррор-лент, которых насчитывается двенадцать, Джейсона сыграли разные актеры. Например, с жертвами на съемочной площадке расправлялись Тед Уайт, Си Джей Грэхэм, Кейн Ходдер, Кен Кирзингер и другие лицедеи.
Если говорить о костюме неудержимого маньяка, то он предстал перед глазами киноманов в синей рубашке и комбинезоне. Позже главный герой фильмов ужасов сменил гардероб, отдав предпочтение брюкам и рубашке синеватого оттенка. В девятом фильме под названием «Джейсон отправляется в ад: Последняя пятница» бессмертный Вурхис носит одежду черного цвета, а его оружие – топор, мачете и бензопила.
Что касается способностей, то Джейсон, который в прошлом был слабым и больным ребенком, вымахал в здорового мужчину. Примечательно, что у маньяка высокий болевой порог, он может бороться с жертвами даже с отсеченной рукой или пробитой топором головой.
Кроме того, мужчина лишь изредка издает нечленораздельные звуки, так как имеет проблемы с речевым аппаратом. Иногда перед убийством главный герой любит «поиграть» со своей жертвой. Вурхис любит притворяться, что не знает о планах своих преследователей, и когда те настигают маньяка, у него приготовлен сюрприз – сокрушительный ответный удар.
- Кроссовер – излюбленная тема режиссеров, авторов компьютерных игр, песен и графических романов. Так что с кем только не сражался Джейсон в вымышленных сюжетных линиях. Он выступал против , против и даже против .
- В фильме «Джейсон против Фредди Крюгера» присутствуют отсылки к «Алисе в стране чудес», «Кэрри», «Кошмару на улице Вязов» и т.д.
- По слухам, по первоначальному сценарию Джейсона звали Джошем.
- Лагерь «Хрустальное озеро» появлялся в первой, шестой и седьмой частях, а сам Вурхис бывал в аду, на Манхеттене и даже в космосе.
В фильмах ужасов убийцы надевают макси, как правило, по двум причинам: либо они скрывают свою личность, либо они невероятно уродливы (и стесняются, хе-хе). Джейсон Вурхис в Пятнице, 13-е свою знаменитую хоккейную максу носит явно из-за внешнего уродства, ибо, черт побери, он среди убийц суперзвезда и не из тех парней, что прячутся от кого бы то ни было. Да и уродство Джейсона доказанный факт еще со времен самой первой Пятницы, даром что в том фильме убивал не он сам, а его сумасшедшая мамаша.
В разных частях франчайза Джейсон несколько раз светил мордочку, но далеко не всегда зрителям удавалось толком разглядеть красавца. Так, например, без маски он появляется в одном из самых безумных слэшер-сиквелов всех времен, фильме . Напомним, что в том кино нашего хоккеиста отправляли в открытый космос, а после еще и апгрейдили до состояния убер-терминатора. В самом фильме есть сцена, где нам показывают парня без маски, но снято так, что детали остаются не различимы.
Однако! Мастер по спецэффектам Дэймон Бишоп (Damon Bishop), трудившийся над Джейсоном X, намедни выложил в Инстаграм серию шикарнейших фото со съемок. На этих фото запечатлен (во всей красе!) Джейсон X без маски. Художник уточнил, что саму скульптуру Джейсона создал Стефен Дюпуи (Stephen Dupuis), сам же Дэймон это чудо раскрашивал и доводил до ума.
Ранее эти фото не видел НИКТО. Так что любуйтесь!
16.12.2015 в 01:53 Отрицательный
Не ужасы, но арт-хаус…
«Пятница 13» это, пожалуй, одна из наиболее печально известных и жестоко пострадавших жертв экспериментов кучки амбициозных, но абсолютно безмозглых и бесталанных людей, мечтающих прославиться и заработать себе имя на знаменитой серии ужасов. «Джейсон Х» не ждал никто. Причин на то было сразу несколько. Первая из них это, конечно же, обещанный в те далёкие годы «Фредди против Джейсона», который всё никак не мог добраться до большого экрана, но уже кое-как начавший вяло маячить на горизонте. Вторая — железобетонно не отрицаемый факт, что космическое пространство для героев малобюджетных культовых ужастиков категорически не подходит и в лучшем случае впоследствии низводит их до видео-формата, как некогда «Восставшего из Ада», а в худшем — так и вовсе уничтожает без всякой возможности на воскрешение, как небезызвестных «Зубастиков». Ну и наконец, третья — это наличие уже подпортивших репутацию сериалу 8 и 9 фильмов, которые, как и сие творение, пытались взять отличное от первоисточника направление. А потому для 10 фильма серии было бы куда логичнее и правильнее вернуться к проверенной и отработанной годами формуле «Джейсон + тёмный лес + весёлая компания подростков + немного саспенса и много крови». Однако всё случилось в корне наоборот. Авторы юбилейного фильма серии увели своё детище в настолько далёкую и расхожую с первоисточником среду, что, по сути, сняли едва ли не авторское кино, не имеющее с предыдущими фильмами франчайза вообще ничего, ровно, как и с самим жанром ужасов.
Вместо всего этого авторы предложили нам перегруженное генитальными шутками, камерное кино, чей сюжет повествовал о группе умственно неполноценных гуманоидов далёкого будущего, которые прилетели на планету Земля с другой планеты и случайным стечением обстоятельств откопали там замороженного много лет назад Джейсона Вурхиза. Уже на открывающих титрах авторы прямолинейно говорят, что страшно при просмотре не будет. Затем сюжет фильма идёт по совершенно своей колее, благополучно забыв обо всём, что было создано до этого, взамен предлагая целую кучу элементов, взявшихся абсолютно из ниоткуда. Тут и закадровая гибель всего человечества, которая никак не объяснена, и чудом открывшаяся Земля-2, где теперь обитают остатки упокоенной цивилизации, и непонятно зачем летающие на мёртвую планету озабоченные подростки, у которых явно серьёзные проблемы с умственным развитием. Всё это настолько сильно не похоже не только на оригинальную «Пятницу 13», но и на сам жанр слэшера, что тебе в итоге становится ясно: никакой это не сиквел культового хоррора. Это совершенно самостоятельное кино. Есть даже моменты, в которых фильм уходит чуть ли не в глубокий авторский арт-хаус, понятный исключительно режиссёру и сценаристу. Как вам момент, в котором Джейсон, встретив совокупляющуюся парочку, ограничился только убийством парня, при этом пощадив его не менее озабоченную подружку? С каких это пор безжалостный Джейсон Вухиз стал щадить сексуально озабоченную молодёжь и главное почему он стал этот делать? Нет ответов.
Полагаю, режиссёр Джеймс Исаак и сценарист Тодд Фармер планировали удивить зрителя своим собственным проектом, где культовый хоккеист первоначально и не фигурировал, однако, впоследствии осознав, что их арт-хаусный фильм окажется настолько непонятным для зрителя, что тот просто откажется нести в кинотеатр свою тяжело заработанную зарплату, и поэтому наспех вписали в уже готовый сюжет Джейсона Вурхиза. Может, я, конечно, что-то упустил, но, сколько не пересматривал предыдущие 9 фильмов, так и не обнаружил ни в одном из них ни единого упоминания о научно-военном объекте, находящемся где-то на территории злополучного озера, также как и не обнаружил никаких упоминаний о желании правительства заковать убийцу в цепи. За весь фильм имя легендарного киллера произносится всего раза три, при этом из его биографии мы знаем лишь то, что он когда-то убил 200 человек. Нет ни одного слова, ни про роковое утопление, ставшее выстрелом стартового пистолета для кровавой олимпиады голкипера, ни про несчастную, обезумевшую от горя мать, впоследствии вставшую на преступный путь. Наконец, само решение полнейшего отказа от любимого фанатами и финансово стабильно успешного образа жуткого прогнившего зомби в хоккейной маске, в пользу малобюджетного результата совокупления Робокопа и Лорда Зеда, уже сам по себе никоим образом не может состыковаться с мифологией одного из самых успешных страшных франчайзов современности- а больше напоминает авторскую находку в духе свиньи, родившей поросят от фермера в «Свадебной вазе». Кстати, это ещё не всё, только в «Джейсоне Х» можно увидеть: космических морпехов, которые разыскивая опасного убийцу, ходят спиной вперёд- огонь, горящий в открытом космосе при взрыве корабля- лечебную машину, способную собрать человеческое тело по мелким кусочкам, но неспособную восстановить сломанную шею или пробитый живот, и многое тому подобное. В общем, если «Джейсон Х» это не ничто иное, как глубокое авторское кино, то я тогда даже не могу понять, что же это.
Не имея возможности угодить любителям классической серии и оригинального сюжета, создатели, тем не менее, всё ещё смогли бы угодить любителям простого и банального мяса, щедро политого кровушкой, всё-таки формат сериала не только позволяет, но и располагает. Печально, что даже на этом фронте у авторов произошёл полный провал. С убийствами здесь и вправду тотальная беда. Почти не одна из смертей не показана на экране, как того требует заявленный рейтинг R. Едва ли не все эпизоды жестоких расправ режиссёр строго держит за кадром, лишь иногда давая вялые намёки на некое бедное подобие резни, но и по этой части всё катастрофически плохо. Неплохо удалась разве что разбитая о стол замороженная голова в самом начале фильма, но только одно-единственное жестокое убийство на два десятка дичайше лажовых — как-то маловато для нормального слэшера и уж совсем провально для «Пятницы 13».
Меня действительно очень сильно удивило решение режиссёра создать слэшер с рейтингом R, но при этом практически без крови и женской наготы. Это равносильно тому, как если бы кто-то решил снять полнометражный фильм о черепашках-ниндзя, в котором за весь хронометраж есть только одна двухминутная кулачная сцена. Здесь нет саспенса, нет увлекательного сюжета, нет отсылок в адрес оригинальной классики, даже нет положенной франчайзу графической жестокости. Зато есть куча непонятных, нелепых и ненужных сцен, в которых творится откровенная авторская ахинея, никоим образом не сочетающаяся с идеями и мотивами классического кино цикла. Я даже скажу больше: это единственный фильм о Джейсоне Вурхизе, который я вообще никому не советую смотреть. Даже неудачные 8 и 9 серии наверняка сумеют найти свою зрительскую аудиторию, так как там, несмотря на общую скудность постановок, всё-таки есть некоторые достойные внимания эпизоды. Но вот как может понравиться такое кино как «Джейсон Х» я абсолютно себе не представляю.