Как позвонить титаник

Трагическая история знаменитого британского парохода «Титаник», отправившегося в свой единственный рейс в апреле 1912 года, и спустя сто с лишним лет волнует человечество. Об этом красноречиво говорит пользующаяся огромной популярностью путешествующая по миру выставка-сенсация «Титаник», где представлено практически всё, что можно было найти, связанное погибшим кораблем.

Недавно в центре Москве проявилась ещё одна вещь, имеющая отношение к легендарному кораблю. В новом столичном Музее истории телефона представлен аппарат, который специально создавался для «Титаника». Морской телефон Navyphone, стойкий к воздействию сильной вибрации, морской соли и угольной пыли, был изготовлен в 1912 году британской компанией Alfred Graham & Co, но на корабль именно этот экземпляр не попал. Рядом похожий аппарат, выпущенный той же фирмой, его достали с одного из затонувших кораблей.

Эти и другие раритеты представляют эволюцию развития телефонной связи. Музей обладает самой большой в Европе коллекцией телефонных аппаратов и аксессуаров конца XIX – середины ХХ веков, на примере которых можно проследить, как со временем менялся дизайн и функционал телефонных аппаратов, как из предмета роскоши телефон превратился в один из самых необходимых человеку атрибутов.

Побывав в музее, можно совершить увлекательное путешествие в прошлое. Здесь можно увидеть самые разнообразные аппараты, начиная с громоздких телефонных станций, корабельных и полевых устройств связи, аппаратов, использовавшихся в метро, на шахтах и железной дороге, до изящных и дорогостоящих изделий, выполненных из драгоценных пород дерева или металла с инкрустациями и гравировкой.

Дарья Афанасьева

Продолжение читайте в №8/2018 журнала «Чудеса и приключения»

Тексты радиограмм

Время Судно Судоходная компания Текст сообщения Комментарий
0:14 Флаг Великобритании «Титаник» «Уайт Стар Лайн» CQD CQD CQD CQD CQD CQD DE MGY MGY MGY MGY MGY MGY 41,46 норд 50,24 вест  
0:18 Флаг Германии (1871—1918, 1933—1935) «Франкфурт» «Норддойче Ллойд» ОК. Оставайтесь на связи.  
0:19 Флаг Канады (1868—1921) «Маунт Тампль» «Кэнэдиан Пасифик Лайн» Вас поняли.  
0:19 Флаг Великобритании «Вирджиниан» «Аллан Лайн» Спешим на помощь.  
0:19 Радиостанция мыса Рейс   Сигнал получен и передан дальше на материк  
0:24 Флаг Великобритании «Карпатия» «Кунард Лайн» Доброе утро, старина. Знаешь ли ты, что на мысе Код для тебя есть сообщения? Радист «Карпатии» только что вернулся в радиорубку и не был в курсе произошедшего
0:25 Флаг Великобритании «Титаник» «Карпатии» «Уайт Стар Лайн» Немедленно идите на помощь. Мы столкнулись с айсбергом. Это CQD, приятель. Наши координаты 41,46 норд, 50,14 вест.  
0:25 Флаг Великобритании «Карпатия» «Титанику» «Кунард Лайн» Передать это капитану? Вам нужна помощь?  
0:25 Флаг Великобритании «Титаник» «Карпатии» «Уайт Стар Лайн» Да, приходите скорее.  
0:27 Флаг Великобритании «Титаник» «Уайт Стар Лайн» Требуем немедленной помощи. Столкнулись с айсбергом. Тонем в 41,46 норд 50,14 вест. Ничего не слышно из-за грохота паровых труб  
0:30 Флаг Великобритании «Карпатия» «Кунард Лайн» «Карпатия» находится в 58 милях и торопится на помощь изо всех сил.  
0:33 Флаг Великобритании «Титаник» «Франкфурту» «Уайт Стар Лайн» Вы идёте к нам на помощь?  
0:34 Флаг Германии (1871—1918, 1933—1935) «Франкфурт» «Норддойче Ллойд» Что с вами?  
0:34 Флаг Великобритании «Титаник» «Уайт Стар Лайн» 41,46 норд, 50,14 вест. Скажи своему капитану, чтобы скорее шёл к нам на помощь. Мы во льдах  
0:34 Флаг Германии (1871—1918, 1933—1935) «Франкфурт» «Норддойче Ллойд» ОК. Передам  
0:45 Флаг Великобритании «Титаник» «Уайт Стар Лайн» SOS SOS SOS CQD CQD MGY  
0:50 Флаг Великобритании «Титаник» «Уайт Стар Лайн» CQD Требую немедленной помощи. 41,46 норд 50,14 вест  
0:51 Флаг России «Бирма» «Русское Восточно-Азиатское общество» MGY, что с вами случилось?  
0:51 Флаг Великобритании «Титаник» «Бирме» «Уайт Стар Лайн» Столкнулись с айсбергом и тонем; пожалуйста, передайте капитану следовать к нам  
0:51 Флаг России «Бирма» «Титанику» «Русское Восточно-Азиатское общество» Мы в 100 милях от вас, идем на 14 уз., подойдем к 6:30. Наши координаты: долг. 40,48 норд, шир. 52,13 вест — SBA  
0:51 Флаг Великобритании «Титаник» «Бирме» «Уайт Стар Лайн» ОК, старик — MGY  
0:52 Флаг Великобритании «Карония» «Балтику» «Кунард Лайн» SOS MGY CQD в 41,46 норд, 50,14 вест. Требует немедленной помощи  
1:10 Флаг Великобритании «Титаник» «Олимпику» «Уайт Стар Лайн» Мы столкнулись с айсбергом. Мы погружаемся носовой частью. Придите как можно скорее. 41,46 норд, 50,14 вест.  
1:10 Флаг Великобритании «Титаник» «Олимпику» «Уайт Стар Лайн» Капитан просит вас приготовить шлюпки. Каковы ваши координаты?  
1:15 Флаг Великобритании «Балтик» «Каронии» «Уайт Стар Лайн» Просим сообщить «Титанику», что мы идём к нему полным ходом  
1:20 Флаг Великобритании «Карония» «Титанику» «Кунард Лайн» «Балтик» идет к вам на помощь.  
1:20 Радиостанция мыса Рейс   «Вирджиниан» идёт к вам на помощь, находясь в 170 милях севернее  
1:25 Флаг Великобритании «Олимпик» «Уайт Стар Лайн» 40,52 норд, 61,18 вест. Идёте ли вы нам навстречу курсом на юг?  
1:25 Флаг Великобритании «Титаник» «Олимпику» «Уайт Стар Лайн» Мы сажаем женщин в спасательные шлюпки  
1:27 Флаг Великобритании «Титаник» всем судам «Уайт Стар Лайн» Всем, всем, всем. Мы сажаем женщин в спасательные шлюпки  
1:30 Флаг Великобритании «Титаник» «Олимпику» «Уайт Стар Лайн» Пассажиры садятся в шлюпки  
1:35 Флаг Германии (1871—1918, 1933—1935) «Франкфурт» «Норддойче Ллойд» Находятся ли уже поблизости от вас другие суда? Вопрос был проигнорирован
1:35 Флаг Великобритании «Олимпик» «Уайт Стар Лайн» Какая у вас погода?  
1:35 Флаг Великобритании «Титаник» «Уайт Стар Лайн» Ясно и спокойно  
1:37 Флаг Великобритании «Балтик» «Уайт Стар Лайн» Спешим к вам  
1:40 Флаг Великобритании «Олимпик» «Уайт Стар Лайн» Спешно зажигаю топки всех котлов  
1:45 Флаг Великобритании «Титаник» «Уайт Стар Лайн» Приходите как можно скорее; машинное отделение затоплено по самые котлы Тем самым радист сообщал, что уже затоплено несколько котельных отсеков
1:48 Флаг Великобритании «Титаник» «Уайт Стар Лайн» SOS SOS SOS MGY  
1:50 Флаг Германии (1871—1918, 1933—1935) «Франкфурт» «Норддойче Ллойд» Что с вами случилось?  
1:50 Флаг Великобритании «Титаник» «Уайт Стар Лайн» Дурак, слушай и не мешай работать  
1:55 Радиостанция мыса Рейс «Вирджиниану»   Мы не слышим «Титаник» уже около получаса, возможно, у него уже отключилось электричество  
2:00 Флаг Великобритании «Титаник» «Уайт Стар Лайн» …тонем…вода…пассажиры… (нрзб) Из-за падения напряжения сигнал стал слабым, и радист «Карпатии» смог разобрать только несколько слов
2:05 Флаг Великобритании «Титаник» «Уайт Стар Лайн» MGY CQD SOS SOS SOS  
2:08 Флаг Великобритании «Титаник» «Уайт Стар Лайн» V V Радист Филлипс отбил два раза V для тестирования отрегулированного им сигнала в условиях низкого сетевого напряжения
2:20 Флаг Великобритании «Олимпик» «Вирджиниану» «Уайт Стар Лайн» Слышно что-нибудь от MGY?  
2:20 Флаг Великобритании «Вирджиниан» «Аллан Лайн» Нет. Строго слежу, но больше ничего не слышу от MGY. Он не отвечает

Когда «Титаник» отправился в свое первое и, как оказалось, последнее плавание в 1912 году, он был оборудован новейшей технологией связи — беспроводным телеграфом. В последние часы после того как «Титаник» столкнулся с айсбергом, радиосообщения, отправленные с легендарного тонущего корабля, вызвали спасательное судно, которое подобрало сотни людей, но также посеяло путаницу с конкурирующими сигналами бедствия и помехами. В ту роковую ночь погибло более 1500 человек.

Новейшая технология

Первоначально разработанный в конце 1800-х годов, телеграф Маркони (Гильермо Маркони, пионер в области телекоммуникаций и лауреат Нобелевской премии 1909 года по физике, изобрел первое устройство для облегчения беспроводной связи с использованием радиоволн) задействовал длинные радиоволны, которые не очень далеко распространялись и были подвержены помехам.

Примерно в то же время другие изобретатели радио разрабатывали более эффективные способы передачи голосов и непрерывных беспроводных передач на более коротких волнах. У Маркони, однако, была коммерческая монополия на его беспроводной телеграф.

Несмотря на ограничения телеграфа «Маркони» и тот факт, что он не предназначен для использования в качестве аварийного устройства, «Титаник» был оснащен радиотерминалом и телеграфным аппаратом, арендованным у Маркони. Два молодых оператора, нанятых в компании Маркони, главный телеграфист Джек Филипс и его помощник Гарольд Брайд, отправляли азбуку Морзе Marconigrams от имени клиентов «Титаника» двадцать четыре часа в сутки во время его единственного рейса в апреле 1912 года.

Монополия на роскошь

Технологическая монополия Маркони и поток личных сообщений, передаваемых через телеграф «Титаника», оказались роковыми в ту апрельскую ночь. Филипс был настолько ошеломлен очередью входящих и исходящих гостевых телеграмм — один из пассажиров «Титаника» хотел «уведомить всех заинтересованных» о предстоящей игре в покер в Лос-Анджелесе — что он не передавал сообщения о ледяной угрозе в окрестностях «Титаника». Когда соседнее судно, «Калифорния», телеграфировало, что оно уже окружено льдом, Филипс ответил: «Заткнись! Я занят».

Как только «Титаник» достиг айсберга, тон Филипса изменился, и он использовал сигнал бедствия Маркони: CQD.

Сложности с аббревиатурой

С 1899 года морские суда уже обращались за помощью по беспроводной связи, но международные операторы еще не придумали стандартизированный сигнал бедствия. В 1904 году операторы Маркони приняли общий позывной, используемый британскими телеграфистами: CQ «ищу тебя» и D для «бедствия или опасности».

Но к 1912 году, когда «Титаник» отплыл, появился еще один, конкурирующий сигнал бедствия: SOS. Существует распространенное заблуждение, что короткий сигнал бедствия значит «Спаси наш корабль» или «Спаси наши души», но буквы ничего не означали — это была адаптация существующего немецкого радиовызова. Сигнал состоял из трех точек, трех штрихов и еще трех точек — их легко вывести из кода Морзе во время чрезвычайной ситуации и понять даже в плохих условиях.

Международная группа, включая Соединенное Королевство, ратифицировала SOS в качестве официального международного сигнала бедствия четырьмя годами ранее, в 1908 году, но телеграфные операторы Великобритании и Маркони не торопились с принятием нового сигнала. Соединенные Штаты, которые сопротивлялись раннему международному регулированию радиосвязи, первоначально не подписывали соглашение по принятию единого сигнала SOS.

Первые призывы о помощи

В первых призывах к помощи от «Титаника» использовалась аббревиатура CQD — и Брайд был достаточно расслаблен, чтобы пошутить, что, возможно, Филипсу стоит попробовать SOS. Но судьба корабля не была шуткой. Когда один из первых судов, получивший сигнал бедствия «Титаника», «Франкфурт», поздно ответил на вызов CQD, помощник Маркони Брайд был уже достаточно напряжен, чтобы назвать оператора «Франкурта» «дураком».

Франкфуртский телеграфист работал на немецкую телекоммуникационную компанию Telefunken. Историки задокументировали давнее соперничество между Маркони и Telefunken. Маркони изо всех сил старался изгнать немецкую компанию с морского рынка, а его операторам не рекомендовали или даже запрещали обмениваться телеграфными сообщениями с конкурентами.

Неуместное соперничество

Когда «Титаник» начал тонуть, телеграфные операторы Брайд и Филипс начали переключаться между SOS и CQD, но их призывы о помощи в случае бедствия были небрежно переданы или преуменьшены другими операторами. Филипс и Брайд могли отправлять или получать только одно сообщение за раз, и их линию неоднократно загружали другие операторы не относящимися к делу вопросами, такими как направлялся ли «Титаник» к кораблю, который находился на расстоянии 500 миль (800 километров).

Между тем ближайший корабль, «Калифорния», вообще не принимал сигналов бедствия «Титаника». Оператор беспроводной связи выключил свой приемник и лег спать после того как Филипс сказал ему заткнуться.

Радиолюбители также вмешивались в сообщения, не позволяя «Титанику» общаться.

Катастрофа послужила принятию закона о радио

Филипс пошел на дно вместе с «Титаником», спокойно посылая сигналы бедствия в его последние минуты. Трагедия привела к тому, что Маркони горько пожалел о своем монополистическом решении, об использовании радиоволн в море. «Теперь я осознал свою ошибку», — сказал он в речи 1927 года.

Брайд и Маркони минимизировали соперничество между конкурентами в области беспроводных технологий в показаниях перед расследованием Конгресса в 1912 году по поводу катастрофы на «Титанике».

Сенат пришел к выводу, что беспроводная связь на море должна функционировать 24 часа в сутки, и призвал к регулированию американской радиоиндустрии, что привело к принятию Закона о радио 1912 года. Он ограничил любительское использование длинноволновых частот и включил положение, посредством которого США приняли SOS в качестве стандартного сигнала бедствия.

SOS оставался международным сигналом бедствия вплоть до 1999 года, когда крупные корабли перестали использовать азбуку Морзе в пользу спутниковой Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности.

После выступления в конгрессе Маркони, лауреат Нобелевской премии, чье устройство было связано с роковой катастрофой, возложил венок к мемориалу телеграфиста «Титаника» Джека Филипса.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Создание азбуки Морзе в 1835 году положило начало новой эре в технике. В частности, благодаря этой азбуке появился самый известный сигнал бедствия SOS, годовщина выхода в эфир которого, по одной из версий, отмечается 10 июня. Правда, поначалу он звучал совсем иначе.

В 1904 году фирма «Marcony Int. Company» предложила ввести единый сигнал, извещающий о бедствии на судне. Он состоял из букв CQ («come quick» — «приходите быстро»). Потом была добавлена ещё одна буква D («danger» — «опасность»), и сигнал стал звучать как CQD — «приходите быстро, опасность». Он был утвержден 3 октября 1906 года на Моpской конфеpенции в Беpлине с участием представителей 29-ти стран.

Позже стало ясно, что сигнал CQD очень неудобен для передачи: в нем слишком много знаков. Поэтому в 1908 году было предложено заменить его на самое простое сочетание букв SOS. Такой сигнал представляет собой комбинацию «… — — — …» (три точки, три тире, три точки) и воспроизводится без пауз в отличие от других сигналов. Так и родился всемирно известный крик о помощи, который потом начал обрастать легендами и расшифровываться как «Save Our Souls» (спасите наши души) или «Save Our Ship» (спасите наш корабль) или «Stop Other Signals» («остановите другие сигналы»).

С этого времени 48 раз в сутки на три минуты в эфире прерывались все другие сигналы (2 раза в — с 15-й по 18-ю минуту и с 45-й по 48-ю). В это время обрывались на полуслове все сообщения, и радисты всего мира настраивались на частоту 500 кГц в ожидании сигналов бедствия.

Существует несколько версий, кто первым воспользовался просьбой о помощи. По одной из них, впервые в эфире сигнал SOS прозвучал 10 июня 1909 года с пассажирского корабля «Кунард», потерпевшего катастрофу у Азорских островов. По другой — 14 апреля 1912 г. с печально знаменитого «Титаника». Радист тогда передавал оба сигнала — и SOS, и CQD. Но, увы, на другом корабле, проплывавшем в зоне действия сигнала, радист в тот момент отлучился.

С «Титаником» и сигналом SOS связана еще одна мистическая история. 15 апреля 1972 года американский линкор «Теодор Рузвельт» принял сигнал SOS с затонувшего 60 лет назад корабля. Радист, разумеется, удивился и запросил берег. Ответ был спокойным и странным: на сигнал SOS не реагировать, следовать прежним курсом.

Эта история не забылась. Радист «Теодора Рузвельта» постарался выяснить, откуда же доносился этот странный сигнал. В военных архивах он нашел донесения своих коллег о том, что и они получали странные радиограммы — якобы с «Титаника». Происходило это в 1924, 1930, 1936, 1942 годах — сигнал проходил раз в шесть лет. В 1978 году радист уже специально ждал сигнала, и уверял, что получил его. История с призраками «Титаника» довела его до клиники неврозов, но в апреле 1996 года в канадской газете «Сан» появилась заметка об очередном сигнале SOS с «Титаника», полученным канадским судном «Квебек».

Тогда уже ученые заинтересовались этим случаев. Гипотез выдвигалось несколько. Некоторые считают, что «в поле пространства-времени сформировался фантом радиосигнала». Другие полагают, что SOS с «Титаника» «пробил» время.

Некоторые исследователи-аномальщики уверены, что Эдвард Смит, капитан реального «Титаника», незадолго да катастрофы получил свой собственный сигнал SOS. Этим ученые объясняют его оцепенение и неожиданную попытку изменить курс. И то, что настоящий сигнал о помощи был передан примерно с двухчасовым опозданием.

Сигнал SOS передается лишь в случаях неминуемой угрозы для жизни людей или для судна. Иногда морякам приходится получать его в самых удивительных случаях. Например, однажды сигнал бедствия был пойман с нидерландского торгового судна, перевозившего диких зверей. По палубе спокойно разгуливал лев, каким-то образом выбравшийся из клетки. Команде пришлось запереться в каютах. Радист тогда отправил отчаянную просьбу о помощи: «Вызываю любое судно с оружием на борту!»

SOS вышел за пределы узко специализированной морской терминологии: сейчас каждый ребенок знает, что он обозначает. Говорят, что на затонувшем «Курске» выстукивали именно SOS (хотя у подводников существует свой сигнал — SSS).

Тем не менее, к концу XX века мир постепенно стал переходить на новую систему подачи сигналов бедствия ГМССБ (Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности, английский вариант — GMDSS, Global Maritime Distress Safety System), и с традиционными позывными SOS пришлось распрощаться.

До сих пор на судне азбуку Морзе и самый главный сигнал SOS обязан знать рулевой, потому что иногда информацию с корабля на корабль передают световыми сигналами.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

1 сентября 1985 года в Атлантическом океане обнаружили обломки затонувшего «Титаника». И с того дня копилка мифов, предположений и откровенных сказок о погибшем лайнере только пополнялась. Наш обозреватель Николай Гринько рассказал о самых интересных из них, а также о том, как ученые хотели поднимать судно на поверхность и что с ним происходит сегодня.

Фото: ТАСС/FA Bobo/PIXSELL/PA Images

В мире, наверное, нет ни одного человека, который бы не знал истории «Титаника» – трансатлантического лайнера, затонувшего в 1912 году в результате столкновения с айсбергом. Можно утверждать, что погибший пароход длиной почти в три футбольных поля – самое известное судно в истории. И причина такой известности – то самое крушение, во время которого ледяная глыба пропорола пять носовых отсеков из шестнадцати, что намного превышало предел непотопляемости корабля. Лайнер пошел ко дну, развалившись по пути надвое, и нашел последнее пристанище на глубине 3750 метров. Семьсот человек удалось спасти. Полторы тысячи – нет.

В августе 2019 года британская телекомпания Atlantic Productions после долгой и тщательной подготовки осуществила съемочную экспедицию к останкам лайнера. Миру впервые показали нынешнее состояние «Титаника» в сверхвысоком разрешении 4K. Конечно, никто не ожидал, что судно за 105 лет сохранится в первозданном виде, но то, что показали камеры, вызвало у некоторых членов группы настоящий шок. Океанские течения, коррозия в соленой воде и вездесущие бактерии делают свое дело: «Титаник» ржавеет, разлагается и постепенно исчезает из истории. Деревянных деталей на нем почти не осталось, а металл превращается в хрупкие ржавые сталактиты, которые рассыпаются в пыль от легкого прикосновения.

Это звучит немного странно, но жизнь на «Титанике» все же процветает. По подсчетам биологов, на корпусе корабля живут 24 вида беспозвоночных, половина из которых с удовольствием поедает металл и древесину. Вокруг места крушения постоянно обитают как минимум четыре вида рыб. Разнообразие водорослей и кораллов подсчету не поддается. Экологи заявляют, что последние свидетельства существования гигантского корабля полностью исчезнут к концу 21 века.

Вокруг «Титаника» всегда витало множество мифов. Больше всего, разумеется, было догадок о причинах крушения: от желания капитана поставить мировой рекорд скорости до египетской мумии на борту, которая привела к сумасшествию команды. Но лайнер и до своей гибели давал пищу для слухов.

Поговаривали, что его строительство велось в страшной спешке, и поэтому несколько рабочих остались замурованными между герметичными слоями корпуса. По ночам они якобы стучали в борт, взывая о помощи, и этот стук был слышен и до спуска корабля на воду, и даже некоторое время после катастрофы в Атлантике. Но это еще не самая бредовая история. Ходили разговоры о том, что «Титаник» сгубил его серийный номер, так как в нем был заложен антихристианский код! Номер корпуса корабля – 3909 04. Если написать этот номер от руки на бумаге и посмотреть в зеркало (!), то там будут отражаться слова No Pope (в приблизительном переводе – «Нет Папе Римскому»). Соответственно, корабль настигло божественное возмездие, отправившее его на четырехкилометровую глубину кормить рыб и беспозвоночных.

А уж после кораблекрушения мифы множились в геометрической прогрессии: то кто-то до сих пор принимает сигнал SOS, отправленный радистом «Титаника», то находят в океане спасшихся пассажиров, одетых по моде столетней давности и утверждающих, что сейчас 1912 год.

Фото: ТАСС/Hendrik Schmidt/DPA

Поскольку на борту «Титаника» находилось множество ценностей, после катастрофы многие люди предлагали свои идеи по подъему со дна всего лайнера. Варианты были самые разные. В 60-х годах американский инженер Дуглас Уолли предлагал обложить корпус судна пластиковыми контейнерами с водой и пропустить сквозь них электрический ток, чтобы полученные путем электролиза газы подняли судно. План Уолли был признан несостоятельным. Британский транспортный подрядчик Артур Хики выдвинул и вовсе парадоксальную идею: он предложил превратить «Титаник»… в айсберг. По замыслу Хики, следовало охладить корпус судна изнутри, так, чтобы вокруг него намерз толстый слой льда. Поскольку лед легче воды, корабль должен был всплыть на поверхность. Правда, о том, как доставить на четырехкилометровую глубину морозильные установки такой мощности, автор идеи почему-то не задумался.

Планов было множество – в разные годы предлагалось заполнить корпус корабля миллионами шариков для настольного тенниса и даже залить внутрь «Титаника» почти 200 тысяч тонн расплавленного воска. Но ни один из этих проектов не был осуществлен, и сегодня «Титаник», по выражению участников экспедиции телеканала Atlantic Productions, «воссоединяется с природой».

Нам же от самого большого на тот момент трансатлантического парового лайнера останутся около пяти тысяч предметов, поднятых с борта разными экспедициями, оскароносный фильм Джеймса Кэмерона, да, пожалуй, неизвестный ранее вид океанских бактерий Halomonas titanicae, обнаруженный на личных вещах пассажиров.

Последние радиограммы «Титаника»

Холодной апрельской ночью 1912 года в эфире Атлантического океана пронеслись тревожные сигналы бедствия с «Титаника».

Как уже рассказывалось в первой главе, этот крупнейший в то время в мире лайнер водоизмещением 66000 тонн, имея на борту тысячу триста шестнадцать пассажиров и восемьсот девяносто одного члена экипажа, 11 апреля 1912 года вышел из Куинстауна в Нью-Йорк в свой первый океанский рейс.

Английская компания «Уайт Стар», построившая этот гигантский пароход, надеялась установить новый рекорд скорости при пересечении Атлантического океана. «Титаник» вышел из Ла-Манша…

А спустя пять дней мир облетела весть, что в районе мыса Рас «Титаник» столкнулся с айсбергом и затонул, унеся с собой тысячу пятьсот человек пассажиров и команды.

Утром рокового дня 14 апреля, когда произошла эта чудовищная катастрофа, на «Титаник» поступила радиограмма с предостережением об айсбергах от капитана английского лайнера «Карония»:

«Идущие на запад пароходы сообщают ледяные горы и поля 42° северной широты и 51° западной долготы».

Следует упомянуть, что «Титаник» в это время находился около широты 43°35? северной и долготы 43°50? западной, так что изменив курс к югу только на несколько миль, он избежал бы опасного района и лишь не намного удлинил бы плавание.

Предостережение по радио от капитана «Каронии» было не единственным. В 13 часов 42 минуты пароход «Балтик» сообщал об айсбергах в районе широты 41°51? северной и долготы 49°52? западной. Спустя три минуты подобное же сообщение было получено с парохода «Америка». Однако «Титаник» продолжал идти прежним курсом со скоростью 22,5 узла.

В 19 часов 30 минут об айсбергах предупреждал пароход «Калифорниан», а в 21 час 40 минут в радиорубке «Титаника» было принято следующее сообщение:

«От «Месаба» «Титанику» и всем идущим на запад судам. Сообщаю о льде от 42° до 41°25? северной широты и от 49° до 50°30? западной долготы, видел массу тяжелого набивного льда и большое количество айсбергов, также ледяные поля. Погода хорошая, ясная».

В этот день радист «Титаника» Джон Филиппе и его помощник Гарольд Брайд с самого утра занимались передачей частных радиограмм на мыс Рас, откуда их телеграфировали в США. Радисты были заинтересованы в этой работе, так как многие богатые пассажиры за быструю посылку давали чаевые, что вполне устраивало радистов при их небольшом заработке.

Наступил вечер, а ворох частных радиограмм на столе не уменьшался. Многим пассажирам «Титаника» хотелось известить своих близких в США о скором и благополучном прибытии… Радистам некогда было относить на мостик полученные служебные сообщения об айсбергах и ледяных полях. Последняя радиограмма, полученная Филиппсом с парохода «Месаба», так и не была передана капитану…

За час до столкновения с айсбергом, когда Филиппсу удалось наладить хорошую связь с мысом Рас, в эфире появилось еще одно сообщение об айсбергах. Радиостанция парохода «Калифорниан» отчетливо передавала:

— Мы остановились, окружены льдом…

Но на это последовал грубый ответ радиста «Титаника»:

— Заткнитесь. Я занят. Я работаю с мысом Рас.

Филиппе даже не удосужился дослушать сообщение до конца и записать координаты, где был встречен лед. На мостике «Титаника» об этом также не узнали…

Прошел час, и в 23 часа 40 минут вахтенный матрос на фор-марсе, ударив три раза в гонг, сообщил по судовому телефону на мостик:

— Ледяная гора прямо по носу!

Вахтенный помощник капитана дал команду:

— Стоп машина. Полный назад. Лево на борт.

Скорость «Титаника» в это время равнялась 22,5 узла. Ровно через тридцать семь секунд громадное судно ударилось о подводную часть айсберга. Удар показался несильным, пассажиры даже не ощутили толчка, а лишь услышали довольно громкий скрип. Капитан, находившийся в момент столкновения в своей каюте, тотчас же выбежал на мостик, одобрил все распоряжения вахтенного помощника и лично вступил в управление судном. Столкновение с айсбергом произошло в широте 41°46? северной и долготе 50°14? западной в районе, указанном утром пароходом «Карония».

Оказалось, что «Титаник», коснувшись айсберга, получил почти стометровую пробоину — от форпика до носового котельного отделения, в которую, по сообщениям кочегаров, вода била тонкой, как из брандспойта, струей.

Через несколько минут после столкновения всего в шести милях к северу от «Титаника» среди ясной звездной ночи показались огни парохода. Это был «Калифорниан», тщетно пытавшийся предупредить «Титаник» об опасности.

Рисунок очевидца, сделанный, в момент гибели «Титаника»

Вахтенный помощник капитана «Калифорниан» заметил ракеты и фальшфейеры. Странное положение огней свидетельствовало о том, что на «Титанике» творится неладное. Об этом вахтенный доложил своему капитану, который со сна не разобрал в чем дело и даже не потрудился подняться на мостик. «Калифорниан» прошел мимо…

В 0 часов 45 минут 15 апреля по распоряжению капитана «Титаника» Смита старший радист Филиппе передал по радио сигнал бедствия и позывные «Титаника»:

— CQD… CQD… CQD… MGY…

Первым на сигнал откликнулся немецкий пароход «Франкфурт», находившийся в ста пятидесяти милях от «Титаника». Потом на призыв о помощи ответили канадский пароход «Темпл», английский пароход «Виргиниан» и грузовой пароход «Бирма» Русско-восточноазиатского общества.

Спустя некоторое время после этого радист английского лайнера «Карпатия» Томас Коттам, который еще ничего не знал о случившемся, спросил по радио Филиппса, почему последний прекратил прием частных сообщений с мыса Рас. Радист «Титаника» ответил:

«Подходите немедленно. Мы столкнулись с айсбергом. Это «CQD», старина. Наше место — 41°46? северной широты, 50°14? западной долготы».

Когда с «Титаника» была спущена на воду первая шлюпка, помощник старшего радиста Брайдт посоветовал Филиппсу начать передавать в эфир «SOS», утвержденный конвенцией новый сигнал бедствия:

— Передай теперь «SOS», это новый сигнал, и может тебе больше никогда не придется его посылать.

В 0 часов 45 минут радиостанция «Титаника» первый раз передала сигнал: SOS… SOS… SOS…

Спустя час вода уже заливала машинное отделение гибнущего лайнера. Филиппс передавал на «Карпатию»:

«Идите по возможности быстрее. Котельное отделение залито до топок котлов».

В 2 часа 05 минут, когда последняя шлюпка отошла от «Титаника», а на его борту все еще оставалось почти тысяча шестьсот человек, в радиорубку вошел капитан Смит. Спокойным, но твердым голосом он произнес:

— Вы выполнили ваш долг до конца. Больше вы ничего не сделаете. Оставьте радиорубку. Сейчас каждый сам за себя.

Через пять минут подача электроэнергии на передатчики прекратилась, и на аварийной станции работать уже было невозможно. Филиппе и Брайд вышли на охваченную паникой палубу…

Ровно в 2 часа 20 минут «Титаник» пошел ко дну. Помощь прибыла через два часа, но спасти удалось только семьсот пять человек.

Эта катастрофа наглядно продемонстрировала всему миру, какую роль играет радио. Трудно сказать, как бы сложилась судьба находившихся в шлюпках людей, если бы на «Титанике» не было радио.

С одной стороны, действия радистов обеспечили спасение оставшихся в живых людей, но в то же время очевидным остается факт, что, если бы радисты «Титаника» не увлекались передачей частных радиограмм и доложили на мостик все полученные предупреждения об айсбергах, эта трагедия не произошла:

Больше года после катастрофы на страницах газет всего мира мелькали слова «Титаник» и «SOS». Теперь уже судовые радисты Перестали применять сигнал «CQD». Сигнал «SOS» окончательно вошел в практику и стал единым международным радиотелеграфным сигналом бедствия.

Спустя полтора года после гибели «Титаника» 29 сентября 1913 года на английском грузовом пароходе «Темплмор» вспыхнул пожар. В трюме ЭТОГО судна произошло самовозгорание хлопка. Скоро огонь перекинулся в соседний грузовой трюм, где были лес и масло. Радист «Темпломора» успел только передать «SOS» и сообщить координаты судна.

Вскоре на охваченном пламенем пароходе — вышло из строя рулевое устройство, остановилась машина, прекратилась подача электроэнергии.

Ночью, экипаж вынужден был покинуть свое судно. В открытом океане, в восьмистам милях от берега, в небольших спасательных шлюпках осталось пятьдесят четыре моряка. Они были буквально поражены, когда на рассвете прибыла помощь. Оказалось, «SOS» приняла радиостанция английского парохода «Аркадиан», который находился в пятидесяти милях от горящего «Темплмора».

Спасенных доставили в Балтимору. Своим спасением английские моряки были обязаны радио.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как позвонить телеоператору теле 2
  • Как позвонить тиристорный модуль
  • Как позвонить телеоператор
  • Как позвонить телеком сервис воронеж
  • Как позвонить тиристор ку 202