Как позвонить катушки зажигания мультиметром

Проверка сопротивления индивидуальных катушек зажигания тестером или мультиметром — это несложная диагностическая операция, с особенностями проведения которой следует разобраться каждому водителю. Неисправная бобина становится причиной многочисленных проблем, причем часть из них исправляется самостоятельно, без привлечения наемных мастеров сервисного центра.
свечи

Прерывистые холостые обороты, отсутствие детонации топливовоздушной смеси в цилиндрах, троящий двигатель, рывки автомобиля на разгоне, выстрелы выхлопной системы — все перечисленные неприятности вызваны вышедшим из строя повышающим трансформатором.

Содержание

Устройство катушки зажигания
Проверяем катушку зажигания тестером: виды бобин
Причины неисправности катушек зажигания
Симптомы неисправности катушки зажигания
Диагностика катушки зажигания мультиметром – принцип работы бобины
Индивидуальные
Двухвыводные
Сухие и маслозаполненные
Признаки неисправности КЗ
Причины дефектов
Проверка бобины
Проверка на искру
Визуальный осмотр
Как измерить сопротивление катушки мультиметром
Проверка питающего напряжения
Заключение

Устройство катушки зажигания

Деталь выглядит максимально просто — она состоит из ферромагнитного сердечника с двумя обмотками (первичной на 100 – 150 и вторичной на 30 000 – 50 000 витков медной проволоки). Некоторые модели предусматривают наличие материала-наполнителя в виде технического масла, залитого внутрь полости конструкции. Оно обеспечивает надежное охлаждение, а также добавляет изделию отменные изоляционные характеристики.

Основная задача блока — преобразование низкого 12-вольтового напряжения, подаваемого от аккумулятора в очень высокое. В результате его функционирования в зазоре свечи появляется искра, поджигающая горючее.
детали

Проверяем катушку зажигания тестером: виды бобин

Все существующие на современном рынке устройства подобного типа делятся на три большие группы:

  • индивидуальные — встречаются преимущественно в машинах с системами электронного поджига ТВС;

  • двухвыводные — отличаются наличием дополнительной пары выводов, исходящих от второй обмотки;

  • классические (сухие или масляные) — внутрь конструкции заливается техническая жидкость или особая эпоксидная смола.

Все варианты исполнения обладают своими характерными достоинствами и недостатками, находя применение в тех или иных областях нынешней автомобильной промышленности.
корзина

Причины неисправности катушек зажигания

Бобина на пустом месте не ломается — это простая в конструкционном плане деталь, выходящая из строя исключительно при появлении значительного повода:

  • внутренние короткие замыкания — скачки напряжения, вызывающие лишние перегревы;

  • сломанные участки цепи питания — увеличение времени зарядки, приводящее к преждевременному износу;

  • механические повреждения — полопавшиеся кабели, сорванная прокладка клапанной крышки, утечки масла и пр.

Представленный блок, как и любой другой повышающий трансформатор, способен выдерживать внушительные нагрузки. Вольтаж на первичной обмотке модуля колеблется в районе 300 – 400 В, а на вторичной составляет в сто раз больше — порядка 40 кВ. Однако его поломки регулярно заставляют водителей задумываться о том, как проверить бабину мультиметром.
перчатка

Симптомы неисправности катушки зажигания

Понять, что срок службы детали подходит к концу, можно по череде определенных прямых и косвенных причин:

  • силовая установка отказывается запускаться;

  • мотор пропускает момент старта;

  • автомобиль разгоняется с невероятной тяжестью;

  • машина потеряла прежнюю мощность;

  • блок управления ДВС сигнализирует о переходе на аварийный режим;

  • на индикационной панели загорелась контрольная лампа Check Engine;

  • компьютерные исследования показали код OBD2.

Дело в том, что все перечисленные критерии указывают не только на поломку КЗ, но и на целый набор других, не менее значимых повреждений. Отличить одну аварию от другой может только сервисный мастер или человек, обладающий схожими навыками.

Диагностика катушки зажигания мультиметром — принцип работы бобины

Основная задача рассматриваемой конструкции — это повышение напряжения. Она функционирует по принципу обыкновенного трансформатора. Модуль состоит из магнитопровода, первичной и вторичной обмотки, а также нескольких электрических соединений.

На первую деталь, предназначенную для усиления магнитного поля, намотано порядка 50 000 витков изолированного медного провода толщиной от 0,05 до 1 мм. Сверху расположен более толстый кабель (0,6-0,9 мм). Благодаря разнице сопротивлений (5-20 кОм и 0,2-0,3 Ом) создается коэффициент трансформации 1:100. Во внутреннюю полость системы, как правило, заливается масло или эпоксидная смола, играющая роль охладителя.

При запуске зажигания элемент повышает слабое (порядка 12 В) напряжение от аккумуляторного блока в 100 раз, позволяя появиться искре, поджигающей топливовоздушную смесь.
руки

Индивидуальные

Встречаются в автомобилях с электронной схемой детонации ТВС. Единственное отличие от обыкновенных моделей заключается в том, что первичная обмотка располагается под вторичной, а не наоборот. Кроме того, здесь есть два металлических ферромагнитных сердечника — внутренний и внешний соответственно. Конструкция предусматривает наличие особого диода, необходимого для отсечения высоковольтного тока. Основная функциональная черта таких устройств — синхронизация работы с распределительным валом силовой установки.

Двухвыводные

Конструкционное отличие — присутствие двух дополнительных выводов, исходящих от ВО. Благодаря такой особенности, аппарат способен генерировать искру одновременно на нескольких свечах — в момент сжатия ТВС и на этапе выпуска отработанного газа. Благодаря подобным системам автопроизводители научились выпускать максимально простые, но в то же время чрезвычайно надежные блоки старта без газораспределителей. Встречаются такие агрегаты, например, на 16-клапанных двигателях ВАЗ («Приора», «Гранта» и пр.).

Сухие и маслозаполненные

Перед тем как правильно проверить сопротивление индивидуальной катушки зажигания тестером или мультиметром, владельцу транспортного средства следует окончательно разобраться с вариантами исполнения таких устройств. Внутри них, как и в случае с практически любым другим промышленным трансформатором, есть полость, заполненная технической жидкостью.

Основное назначение данного материала заключается в охлаждении системы и создании дополнительного слоя изоляции. Впрочем, на рынке встречаются и сухие версии изделий — вместо масла в модуль закачивается специализированная эпоксидная смола.
инструменты

Признаки неисправности КЗ

Любые дефекты бобины сказываются на качественном состоянии машины, причем в течение самых кратчайших сроков. Основными симптомами, указывающими на то, что рассматриваемый блок пришел в состояние эксплуатационной негодности, становятся:

  • отсутствие детонации топливовоздушной смеси в цилиндре;

  • неисправности, возникающие при запуске силовой установки;

  • прерывистые обороты на холостом ходу мотора;

  • значительные и максимально заметные рывки при наборе скорости;

  • громкие выстрелы из выхлопной трубы;

  • троящий и отказывающийся заводиться двигатель.

Корень всех бед — маломощная искра или ее полное отсутствие.
мужчина

Причины дефектов

Катушка зажигания на пустом месте не ломается — ее выходу из строя, как правило, предшествуют:

  • всевозможные механические воздействия — повреждение корпуса с последующими ударами и проникновением масла;

  • нарушение работоспособность контактных пар — появление классической межсезонной влаги, вызывающее окисления;

  • ненормированный перегрев — контролировать температуру устройства в летнюю жару или в условиях длительной поездки невозможно;

  • повышенная вибрация — сила, воздействующая на своеобразный трансформатор, и исходящая от ДВС.

Чаще всего модули ломаются из-за банальной старости, окончательно исчерпав свой эксплуатационный ресурс.

Проверка бобины

Любые профильные текстовые инструкции, ролики и видео о том, как прозвонить катушку зажигания мультиметром, способны дать полный расклад по методам диагностики рассматриваемого аппарата. Конструкция максимально проста — справиться с процессом ее предметного изучения сумеет даже человек, не обладающий особыми навыками. Если водитель придет к выводу о полной неисправности детали, ему придется отправляться в сервис для замены. Впрочем, выполнить такую работу можно и самостоятельно, предварительно купив подходящий блок в интернет-магазине PROavto.
капот

Проверка на искру

Способ, требующий от исполнителя определенного уровня навыков, а также находящегося под рукой высоковольтного разрядника. С его помощью легко имитируется процесс функционирования силовой установки. Мастеру остается только поменять зазоры между контактами прибора (выставив расстояние порядка 2-3 мм), а затем проинспектировать свечу на искрообразование.

Визуальный осмотр

Первое, с чего нужно начать процесс исследования КЗ — это, конечно же, банальный зрительный контроль. Специалисты проверяют агрегат в пошаговом режиме:

  • корпус — наличие или, наоборот, отсутствие заметных механических повреждений;

  • проводка — места, указывающие на перегревы, масляные потеки, неплотные контакты и окисления;

  • корректность подключения — возможно, что устройство банально не сидит в предназначенном для него пазу.

Если внешнее исследование не дало конкретных результатов — следует перейти к более внушительным и предметным диагностическим мероприятиям.
автомеханик

Как измерить сопротивление катушки мультиметром

Установить факт окончательной поломки классической автомобильной бобины можно с помощью тестера:

  • Переводим прибор в режим измерения параметров сопротивления, получая портативный оммер.

  • Подсоединяем щупы к минусовым и плюсовым клеммам КЗ. В зависимости от модели, оммаж должен варьироваться в промежутке от 0,4 до 2 Ом.

  • Если итоговое значение не совпадает с регламентированным — значит, устройство вышло из строя.

Перед началом инспекции следует ознакомиться с сопроводительной технической документацией (как минимум, для получения сведений о номинальных характеристиках).
устройство

Проверка питающего напряжения

Выполняется по шагам следующей, максимально простой инструкции:

  • Отключаем бензонасос путем выдергивания его предохранителя.

  • Вытаскиваем питающий разъем КЗ.

  • Берем канцелярскую скрепку и делаем из нее пару «проводников».

  • Вставляем металлические палочки в фишку.

  • Подключаем тестер, используя зажимы типа «крокодил».

  • Активируем режим DC.

  • Запускаем стартер.

Если прибор покажет 0 вольт — значит, все в порядке. При попытке завести ДВС по исследуемой детали должен пройти пульсирующий импульс — его характеристики отразятся на табло. Не произошедшее чудо укажет на неисправную проводку.

Заключение

Любые профильные ролики и видео о том, как прозвонить катушку зажигания мультиметром, могут дать зрителю полное представление о будущей диагностической операции. Бобина относится к классу обыкновенных малогабаритных повышающих трансформаторов, и разобраться в принципах ее функционирования сумеет каждый. Более того, замена неисправного модуля также производится своими руками, без привлечения наемных мастеров из сервисного центра. Правда, перед началом работы владельцу машины придется позаботиться о покупке новых свечей. Приобрести его можно на сайте PROavto.

Как мультиметром проверить катушку на работоспособностьКатушка зажигания является одним из важнейших модулей бензиновых силовых установок. Если она оказалась неисправной, то двигатель просто не стартует. При этом компьютерная диагностика не всегда позволяет точно определить наличие неисправности и в такой ситуации стоит провести проверку катушки зажигания мультиметром. На сегодняшний день этот метод продолжает оставаться весьма эффективным.

Назначение и принцип работы

Катушка зажигания позволяет преобразовать низковольтный электроимпульс, поступающий от источника тока, в высоковольтный импульс, без которого невозможно получить искру. Она может иметь от 1 до 3 лепестков в затворе электрического пробоя. В зависимости от технических характеристик силовой установки, зазор пробоя может находиться в пределах 0,4−1,1 мм.

Чтобы обеспечить уверенное зажигание, напряжение электрического импульса должно составлять минимум 10 кВ. При этом следует помнить о возможном падении напряжении в проводниках и поэтому катушка должна вырабатывать импульс в 12−20 кВ.

Использование мультиметраТакое напряжение может представлять серьезную опасность для людей и особенно это касается тех, кто страдает различными сердечными недугами. Выполняя проверку неисправной катушки, необходимо проявить максимальную осторожность, ведь даже стандартные резиновые перчатки не могут гарантировать полную безопасность.

Принцип работы этого элемента напоминает автотрансформатор. Для создания первичной обмотки используется медный провод, покрытый изоляционным лаком. Чаще всего количество витков составляет 100−200. Вторичная обмотка состоит из более тонкого проводника, но имеет 2000−3000 витков.

Во время работы силовой установки вращается кулачковый механизм, расположенный в трамблере. Основной задачей этого элемента является размыкание контактов. Когда происходит короткое размыкание, через первичную обмотку проходит ток большой силы. Это приводит к появлению индукции во вторичной обмотке, и высоковольтный импульс передается на зазор свечи.

Такая схема зажигания использовалась в автомобилях длительное время. Основным ее недостатком можно считать подгорание контактов по причине прохождения через них большого тока. Зачастую владельцы автотранспортных средств дополняли заводскую схему простым электронным усилителем.

Сегодня ситуация изменилась и производители активно используют вместо прерывателей более надежные устройства, например, датчик Холла. Если пользователю нужно знать, как проверить катушку зажигания бензопилы мультиметром, то эта процедура проводится аналогично той, что выполняется для тестирования автомобильных свечей.

Рекомендации по проверке

Многим начинающим автолюбителям интересно узнать, как снять катушку зажигания, ведь проводить процедуру необходимо с демонтированным устройством. Стоит знать и об основных видах проблем, возникающих при работе этого модуля.

Основные неисправности

Как самостоятельно прозвонить катушкуВ старых машинах найти устройство довольно просто, ведь оно устанавливалось в поле видимости автолюбителя. Если начать поиски с центрального проводника распределителя зажигания, то проблем не возникнет. Также можно быстро отыскать и индивидуальные катушки, чаще всего расположенные над свечами.

Однако в некоторых моделях могут возникнуть сложности с их снятием, так как сначала необходимо демонтировать часть элементов конструкции силовой установки. Таким образом, в первую очередь необходимо определить местоположение нужного элемента, а уже затем понять, как проверить катушку зажигания тестером.

Среди основных признаков неисправности этого модуля следует отметить:

  • Как применить мультиметр для прозвона Отсутствует искра и двигатель не может стартовать.
  • Силовая установка троит во время работы и особенно это заметно при высокой влажности.
  • Во время компьютерной диагностики были обнаружены пропуски зажигания в некоторых цилиндрах.
  • Наблюдаются спады в тяге при нажатии на педаль акселератора.
  • Силовая установка с трудом заводится «на холостую» и в первую очередь — при низкой температуре воздуха.
  • Наблюдается серьезный перегрев устройства.
  • Подходящие к устройству проводники изменили цвет.

Зачастую владельцы автотранспортных средств частично сами виноваты в проблемах с этим элементом. Желая сэкономить, многие решают использовать нештатные запчасти. Если говорить о самых распространенных неисправностях, то можно отметить:

  • Переполюсовка АКБ.
  • Частый перегрев катушки.
  • Замыкание электрической проводки.
  • Механические повреждения устройства.
  • Резкие температурные колебания.

Проведение диагностики

Прозвон катушки зажганияНеобходимо ознакомиться и с информацией о том, как прозвонить катушку зажигания мультиметром, ведь эта информация будет полезна всем владельцам механизмов, оснащенных бензиновыми силовыми установками. Это измерительное устройство позволяет контролировать напряжение и сопротивление. Переключатель измерительного прибора необходимо установить в положение «200 Ом» и, прикладывая щупы к контактам «+» и «К», измерить показатель сопротивления первой обмотки катушки.

При этом он должен находиться в диапазоне 0,2−3 Ом. На следующем этапе переключатель мультиметра должен быть переведен в режим «20 кОм» и выполняется контроль сопротивления между центральным контактом высоковольтного проводника и клеммой «К». Прибор в такой ситуации должен показывать сопротивление 2−4 кОм.

Чаще всего трудности возникают при диагностике сдвоенных катушек, так как первичная обмотка в них соединена с разъемом. Для ее проверки использовать мультиметр можно только в том случае, если пользователь хорошо знаком со схемой катушки. Диагностика вторичной обмотки проводится между двумя высоковольтными проводниками.

Как проверить катушку зажигания мультиметромБез определенного набора знаний в области радиоэлектроники определить неисправность индивидуальных катушек будет достаточно сложно, так как необходимо собрать электросхему. Однако есть один способ, который всегда срабатывает. Если силовая установка троит, то следует начать последовательно отключать клеммы катушек во время работы движка.

Если после этого мотор начал двоить, то в этом цилиндре отсутствует искра. Для решения этой задачи можно провести и компьютерную диагностику. Но даже если во время проверки будет указан номер цилиндра без искры, это не позволяет однозначно говорить о неисправности катушки. Зная, как проверить сопротивление катушки зажигания мультиметром, можно достаточно быстро определить источник проблемы и провести замену вышедшего из строя элемента. Многие автолюбители меняют на иномарках фирменные катушки на устройства от ВАЗа, так как они стоят значительно дешевле.

Originally posted 2018-07-04 08:07:29.

Одним из основных элементов системы зажигания бензинового силового агрегата является катушка зажигания, а в более современных моторах – модуль зажигания.

Устройство катушки зажигания

Катушка представляет собой импульсный повышающий трансформатор. Именно она обеспечивает преобразование низкого напряжения, которое подается на нее от АКБ или генератора, в импульсы высокого напряжения.

Благодаря этим импульсам между электродами свечи проскакивает искра, которая и воспламеняет рабочую смесь в цилиндрах. Как и любой трансформатор катушка состоит из двух обмоток (первичной и вторичной), магнитопровода и корпуса.

Модуль же конструктивно несколько сложнее и включает он две катушки и коммутатор, но принцип работы у него – идентичен катушке.

Принцип работы

В основе работы катушки зажигания лежит принцип работы повышающего трансформатора, когда небольшое напряжение в 12 В преобразуется в несколько тысяч вольт.

Преобразование напряжения происходит благодаря двум обмоткам – первичной и вторичной про которые было упомянуто выше. В первой создается пониженное U, во второй повышенное.

В зависимости от типа устройств расположение обмоток и их конструкция отличаются.

  1. Прерыватель замыкает электрическую цепь и на первичную обмотку поступает напряжение. Благодаря этому в катушке генерируется магнитное поле.
  2. После размыкания цепи магнитное поле исчезает, но проходя через вторичную обмотку оно генерирует в ней высокое напряжение.

Наглядно принцип работы катушки зажигания представлен в видео.

Типы катушек:

  1. Обычная.
  2. Индивидуальная.
  3. Двухвыводная.

Обычная катушка зажигания

Здесь первичная обмотка представляет из себя металлический сердечник (для увеличения магнитного поля) вокруг которого намотано 150 витков тонкой изолированной медной проволоки концы которой выведены на корпус.

Вторичная обмотка высокого напряжения – представляет из себя намотанную вокруг металлического сердечника тонкую медную изолированную проволоку до 50 000 витков.

Вторая обмотка с первой соединены минусовыми проводами. Плюсовой провод обмотки высокого напряжения выведен на крышку и подключен к специальному выводу.

В качестве изолятора и с целью охлаждения в некоторых моделях катушек зажигания предусмотрено трансформаторное масло.

Индивидуальная катушка зажигания

Устройство их сложней чем обычные катушки, устанавливаются на двигатели с электронным впрыском.

Конструктивно в них тоже предусмотрены две обмотки, которые отличаются между собой не только количеством витков и толщиной проволоки, но и обратным порядком намотки.

Так в первичной обмотке сердечник расположен как обычно внутри, а во вторичной снаружи. Также во вторичной обмотке, с целью отсечения очень высокого напряжения, предусмотрен диод.

Также благодаря особым конструкторским решениям стало возможным подавать высокое U не на распределителя, как в случае с обычной катушкой, а сразу на свечи зажигания.

Двухвыводная

Такая катушка зажигания сразу подает напряжение на свечи двух цилиндров, т.е. на четырехцилиндровом моторе их будет две и объединены они будут в один блок, который по сути является четырехвыводной катушкой.

Причины неисправностей

Катушки зажигания относятся к надежным устройствам и к основным причинам ее поломки можно отнести: пробой изоляции, граничный период службы.

Ниже перечислим другие причины, по которым устройство может выйти из строя.

1. Старение и механические повреждения.

Во время эксплуатации материалы, из которых изготовлена катушка зажигания теряют свою прочность, начинают трескаться и разрушаться, также на устройство могут воздействовать различные жидкости (масло, тосол и т.д.), что негативно сказывается на сроке службы. Решение одно – замена.

2. Повреждение или окисление контактного соединения.

Проникновение влаги под капот, влажный климат, после преодоления брода, не правильной помывки мотора или машины, все это может повлиять на состояние контактов и их быстрого окисления.

3. Вибрации.

Индивидуальные катушки зажигания автомобилей с электронным впрыском очень сильно чувствительны к вибрациям. К примеру, если мотор троит, или вышла из строя одна из его опор, то сильно вибрирует. Также очень плохие дороги, что не редкость у нас, могут вызвать сильную тряску и повлиять на стояние катушек.

4. Перегрев.

Тоже относится к индивидуальным катушкам, которые расположены рядом с головкой блока цилиндров, где температура максимально высокая. В предусмотренном температурном режиме работы мотора ничего не произойдет, но если в результате не качественной ОЖ или по другим причинам двигатель перегреется, то это негативно повлияет на катушку зажигания в целом.  

Признаки поломки

Катушка обладает надежной конструкцией и ресурс ее эксплуатации значителен. И все же этот элемент тоже может выйти из строя.

Основными признаками того, что катушка зажигания работает не должным образом, являются:

  • Невозможность запуска силовой установки;
  • Появление надписи «Check Engine» на приборной доске (на машинах с ЭБУ), а при сканировании системы выводится код P0363, указывающий на неисправность модуля зажигания (на современных инжекторных авто);
  • Падение производительности силового агрегата;
  • Пропуски в зажигании, из-за чего мотор «троит» (со временем проблема проявляется сильней) ;
  • Провалы при достижении определенных оборотов коленчатого вала.

Поиск возникновения проблемы

Вначале нужно проверить работоспособность свечей, причем эта проверка может косвенно указать на неисправность катушки.

Если обнаружено, что какая-то свеча работает неправильно и искра в ней образовывается с перебоями, ее следует заменить, а на ее место установить заведомо исправную.

Если и исправная свеча работает с перебоями – проверяется провод высокого напряжения.

Если перебои сохраняются и при замененном проводе, то в карбюраторных авто следующим осматривается распределитель, а только потом – катушка.

В инжекторных же авто, оснащенных модулем, такого распределителя нет, поэтому можно сразу приступать к проверке модуля.

Проверить данные элементы не составит особых сложностей, а из оснащения потребуется только мультиметр с возможностью работы в режиме омметра, причем с диапазоном измерения до 200 МОм.

Чтобы было более наглядно, рассмотрим, как производится проверка этих элементов зажигания на разных автомобилях.

Читайте также:

Основной подход к проверке

Так как ключевую роль в работе катушек зажигания играют обмотки, первое, что нужно проверять вне зависимости от типа устройства – их сопротивление.

Так, показатели сопротивления первичной обмотки могут варьировать по разным данным:

  • от 0,6 до 4 Ом;
  • от 0,5 до 3,5 Ом.

Вторичной:

  • от 6 до 15 кОм;
  • от 3 до 11 кОм.

Показания разные потому, что для каждой модели авто они могут быть свои, поэтому важно изучить документацию к автомобилю и технические характеристики самой катушки.

Измерения выполняются мультиметром или обычным омметром.

В случае сильного отклонения от нормативных данных катушка зажигания скорее всего вышла из строя. Но спешить менять ее не стоит, есть и другие способы проверки.

4 способа проверки катушки зажигания

Специалисты рекомендуют применить четыре способа проверки на работоспособность катушку зажигания, оба метода получили следующие названия:

  1. На искру.
  2. «Искры в шприце».
  3.  Проверка на пробой.
  4.  Применение осциллографа.

1. «На искру»

Метод имеет свои плюсы и минусы. Главный положительный момент: возможность проведения диагностики в дороге.

Минусы:

  • не позволяет на 100% указать на причину проблемы, т.е. неисправность может быть в другом месте,
  • сложность выполнения для неопытного водителя.

Для диагностики потребуется:

  1. Исправная свеча.
  2. Свечной ключ.
  3. Плоскогубцы.
  1. Отключите зажигание.
  2. Осмотрите на целостность изоляцию высоковольтных проводов, катушки зажигания, выкрутите и осмотрите свечи. При наличии на них черного нагара выясните и устраните причину.
  3. Если ели нет запасной свечи выкрутите с помощью свечного ключа другую из последнего цилиндра.
  4. Снимите наконечник с высоковольтным проводом со свечи первого цилиндра и подключите его к подготовленной заведомо исправной свече.
  5. Включите зажигание и заведите автомобиль.
  6. Исправная катушка будет генерировать искру. Хорошая искра имеет ярко фиолетовый оттенок. Плохая – желтая. Если искра слабая, значит проблемы в проводе. Если ее нет – неисправна катушка. Вероятность обрыва провода под изоляцией минимальна.
  7. Проделайте такие же действия и для других катушек если они индивидуальные и идут для каждой свечи.
  8. Чтобы не повредить проводку старайтесь ее не трогать.

2. Метод «искры в шприце»

С помощью шприца и подручных материалов делаем тестер искры системы зажигания автомобиля с помощью которого можно проверить целостность свечного провода и модуль зажигания.

  1. Отсоедините свечной провод первого цилиндра и подключите его к нашем устройству.
  2. Крокодильчик подсоедините на массу.
  3. Заведите машину.
  4. Наблюдайте за состоянием искры постепенно отодвигая поршень, как будто втягивая жидкость.
  5. Чем большее расстояние держится стабильная искра, тем лучше. Как правило, до 2,5 см это хорошо, но если, к примеру, 4 см, то совсем отлично.

Данный способ проверки позволяет определить качество искры на всех цилиндрах сравнивая ее по длине и цвету.

3. Проверка сопротивления изоляции проводов в обмотках катушек

Порядок действий:

  1. Снимите катушку зажигания с машины.
  2. Возьмите мультиметр с поддержкой функции замера сопротивления. Для проверки его исправности в режиме сопротивления зажмите между собой щупы. Появление на экране цифры 0 указывает на исправность устройства.
  3. Найдите выводы первичной и вторичной обмоток катушки зажигания.
  4. Выставите значения замера 20 Ом и с помощью щупов замерьте сопротивление на первичной обмотке. Оно должно быть в пределах от 0,5 до 3.5 Ом (может отличаться, точные данные найдите в специализированной литературе).
  5. Для проверки сопротивления вторичной обмотки выставите значение замера на мультиметре 20 кОм. Точно также выполните замер – показания должны быть в приделах от 6 до 15 кОм (точные данные уточните). Важно: при замере красный провод мультиметра должен касаться стержня наконечника, а черный – массы (центрального вывода).

Значения

Причины

Меньше нормативных

Повреждение обмотки изоляции – межвитковое замыкание

Сопротивление слишком большое

Обрыв в обмотке – замените катушку. Перемотка нецелесообразна.

Для индивидуальных катушек:

  1. Первая обмотка – показания те же.
  2. Вторая обмотка – показания сопротивления будут одинаковыми на обеих выводах.

Для двоичных катушек замеры сопротивления обмотки делаются на всех выводах.

4. Проверка с помощью осциллографа

Осциллограф – специфический прибор, который есть далеко не у каждого, хотя приобрести его сегодня не проблема.

В особо тяжелых случаях, когда перечисленные выше способы не дают полную информацию и не позволяют выявить неисправность, осциллограф будет к стати.

С помощью устройства можно углубленно продиагностировать всю систему зажигания включая и катушки. Для выполнения диагностики потребуется специальный софт.

Выявление проблемы происходит по импульсах осциллограммы.

На второй свече видно напряжение пробоя

Дело в том, что исправная катушка зажигания во вторичной обмотке накапливает энергию, которая обеспечивает формирование качественной искры на свечах.

При ее пробое формирование такой искры не возможно, так как энергия быстро покидает обмотку.

Как итог – пропуски зажигания, особенно это ощущается на больших оборотах двигателя.

На рисунке выше отображен график формирования искры на осциллографе:

  1. Момент открытия силового транзистора. Ток проходит через первичную обмотку, а во вторичной, за счет электромагнитного поля, начинает накапливаться энергия.
  2. Момент закрытия силового транзистора. Ток перестает проходить через первичную обмотку, а во второй, за счет накопленного электромагнитного поля, происходит резкий скачек напряжения в несколько киловольт. В этот момент в свече происходит искра.
  3. Отображение время горения искры.
  4. Затухающие колебания, происходит уменьшение напряжения.

Проверка катушки на ВАЗ 2101-2110

Сначала рассмотрим последовательность действий по проверке на автомобилях ВАЗ. Причем проверка на ВАЗ-2101 и ВАЗ-2110 карбюратор не отличается, разница только в показаниях.

Далее сам процесс проверки:

  1. Тестировать катушку лучше, когда она демонтирована с авто. Перед началом снятия отключаем «минусовую» клемму с АКБ. От катушки отсоединяем провода с боковых выводов, а также центральный провод. Провода от боковых выводов лучше пометить, чтобы при установке их не перепутать.
  2. Послабляем крепление катушки и извлекаем ее. Перед проверкой мультиметром, очищаем ее от пыли и грязи, особенно уделяя внимание выводам. Затем осматриваем ее на наличие внешних повреждений. Если таковые имеются, дальнейшая проверка бессмысленная, ее лучше сразу заменить;
  3. Проверяем первичную обмотку. Для этого мультиметр переводим в режим омметра и его щупы подсоединяем к боковым выводам. На разных моделях ВАЗ применялись различные типы катушек, поэтому нужно знать, какие показания сопротивления для них являются правильными. Так, для модели Б-117А, использовавшаяся на классически моделях (ВАЗ-2101-2107) сопротивление первичной обмотки составляет 3,07-3,5 Ом. А на классических моделях с бесконтактной системой используются катушки с маркировкой 27.3705 данный параметр составляет 0,4-0,5 Ом. На автомобилях ВАЗ-2108-21099, а также ВАЗ-2110 карбюратор используются модели с номерами — 3122.3705 и 8352.12. Для первой из них нормальным считается сопротивление первичной обмотки в диапазоне 0,39-0,47 Ом, а для второй – 0,37-047 Ом;
  4. Следующий проверяется вторичная обмотка. Для этого мультиметр переводим в режим измерения в кОм, один из его щупов оставляем на боковом выводе, а второй подключаем к центральному выводу. Для исправной катушки Б-117А сопротивление вторичной обмотки должно составлять 7,4-9,2 кОм. У модели 27.3705 данный параметр должен находиться в районе 5,0 кОм, у 3122.3705 – 0,4 кОм, а у 8352.12 – 1,0 кОм;
  5. Последним проверяется сопротивление изоляции. Чтобы замерить этот параметр мультиметр переводим в режим измерения в МОм. Для измерения один щуп подсоединяем к корпусу катушки, а второй подключаем к каждому выводу поочередно. При замерах этого параметра на всех указанных моделях мультиметр должен показывать не менее 50 МОм;
  6. Если хоть какой-то из параметров не совпадает с указанными значениями, значит, катушка неисправна и подлежит замене.

Тестирование модуля зажигания на ВАЗ-2110 инжектор

На инжекторных авто, к примеру, ВАЗ-2110 проверка модуля производятся несколько иначе.

Последовательность проверки такова:

  1. Осматриваем модуль на наличие повреждений. Даже мелкие трещины могут стать причиной выхода модуля из строя если и не сейчас, то в ближайшем будущем. Поэтому такой модуль можно и не проверять, а сразу заменить.
  2. Отсоединяем колодку проводов, подходящих к модулю. Сначала проверяем подачу напряжения на модуль. Для этого мультиметр переводим в режим вольтметра, подсоединяем один его щуп на вывод «А» (буквы выбиты на колодке), а второй – к «массе» и включаем зажигание. При исправной проводке вольтметр должен показывать 12 В или близкое к этому значение.
  3. Затем берем контрольную лампочку на 12 В и подсоединяем ее к выводам «А» и «Б» на колодке. После включаем в работу стартер и смотрим на «контрольку», при работе стартера она должна мигать.
  4. Переводим мультиметр в режим омметра с параметром измерения в кОм и замеряем сопротивление вторичной обмотки катушки на парных выводах. Для этого один щуп подключаем к выводу, обеспечивающим подачу импульса на 1 цилиндр, а второй – на вывод 4 цилиндра. У исправного модуля сопротивление должно составлять около 5,4 кОм.
  5. Выполняем еще один замер, но теперь на выводах 2 и 3 цилиндров. Показания на этих выводах должно соответствовать нормальному. Сильное расхождение в сопротивлениях на парных выводах указывает на неисправность модуля и надобности в ремонте или замене.

Читайте также:

Проверка на Lanos, Таврия, Reno Megane

Разница в проверке модуля зажигания на Daewoo Lanos ничем не отличается от тестирования модуля ВАЗ-2110.

Отличия сводятся только к сопротивлению вторичной обмотки на выводах модуля. У Lanos сопротивление вторичных обмоток исправного модуля должно находиться в диапазоне 5,0-6,0 кОм.

Что касается такого автомобиля, как Таврия, то на модели 1102 применяется бесконтактная система, поэтому проверка катушки идентична проверке на автомобилях ВАЗ 2108-21099.

А вот на Таврия Славута используется модуль, который проверяется, как и на Daewoo Lanos. Порядок проверки модуля зажигания на многих иномарках идентичен указанным способам. На том же Reno Megane модуль тоже проверяется замером сопротивления вторичных обмоток.

Коротко можно подвести итог. Катушку зажигания проверить не сложно при условии, что есть определенные навыки и необходимые диагностические приборы.

Самый доступный способ, который целесообразно применить на первом этапе диагностики, измерение сопротивления изоляции на двух обмотках.

Дальше уже идите от простого к сложному, вплоть для использования осциллографа, но к этому делу лучше подключить специалиста.

  • 1. Принцип работы агрегата
  • 2. Устройство и виды
    • 2.1. Общие
    • 2.2. Двухвыводные
    • 2.3. Индивидуальные
  • 3. Признаки неисправности
  • 4. Причины выхода из строя
    • 4.1. Механические повреждения
    • 4.2. Перегрев
    • 4.3. Поломка контактного соединения
    • 4.4. Вибрация
    • 4.5. Неисправность проводки
  • 5. Способы проверки катушки
    • 5.1. На искру
    • 5.2. Искра в шприце
    • 5.3. Проверка мультиметром
  • 6. Выводы

Порой в работе двигателя возникают неполадки. Мотор начинает «троить», снижаются обороты, если резко нажать на педаль газа. Причина часто кроется в неисправности системы зажигания. Расскажем о том, как проверить катушку зажигания и найти неисправность. До перехода к практике постараемся дать читателям теоретическую информацию. Так будет проще в «полевых условиях» использовать измерительные приборы и методы диагностики.

Принцип работы агрегата

Агрегат похож на повышающий трансформатор. Он преобразует низкое напряжение в высокое. Аккумулятор способен выдать не больше 12 В. Этого мало для воспламенения топлива в цилиндрах. Искра на электроде свечи будет слишком слабой. Поэтому нужен узел, который может создать напряжение вплоть до 35 кВ. Тогда сжатый бензин загорится.

Схема работы катушки зажиганияПринцип работы катушки

Катушки используют на всех системах зажигания:

  • контактных;
  • бесконтактных;
  • электронных.

Наглядно принцип показан на видео:

При повороте ключа в автомобильном замке ток поступает на первичную обмотку катушки, состоящую из 100-150 витков проводов большого сечения. Возникает электромагнитное поле. Затем прерыватель отключает напряжение и «активируется» вторичная обмотка. На ней несколько тысяч витков из тонкого провода. Электрический импульс идет на свечной электрод. Бензин детонирует, поршень совершает рабочий ход. Затем цикл повторяется.

Устройство и виды

Автомобильная отрасль не стоит на месте. Конструкция систем зажигания непрерывно меняется. Катушки становятся надежнее. Их работоспособность перестает зависеть от качества металлических контактов трамблера. Разберем основные виды.

Общие

Устройство общей катушки зажиганияУстройство общей катушки

Одни из первых модулей зажигания. За подачу искры отвечает одна катушка. Электрический импульс распределяется между цилиндрами при помощи механического прерывателя. Бегунок вращается и поочередно замыкает контакты. Устройство состоит из корпуса, металлического сердечника и двух обмоток. Питающее напряжение поступает на боковую клемму, а ток высокого напряжения выходит из центральной.

Двухвыводные

Устройство двухвыводной катушки зажиганияУстройство двухвыводной катушки

В сдвоенных системах нет трамблера. Это увеличивает надежность на порядок. Не нужно постоянно менять бегунки, чистить контакты. Распределением занимается блок управления двигателем. У катушки два выхода для высокого напряжения. Каждый из них вырабатывает импульс для двух цилиндров. Но есть слабое место. Если в одном цилиндре идет такт сжатия, а в другом выпуска, то вторая искра не нужна. Электрический импульс тратится вхолостую.

Индивидуальные

Устройство индивидуальной катушки зажиганияУстройство индивидуальной катушки

Благодаря установке индивидуального модуля, инженеры смогли убрать из системы зажигания трамблер и жгут высоковольтных проводов. Конструкция стала надежнее. В каждом цилиндре стоит по одной катушке. Импульс распределяет ЭБУ — электронный блок управления. Сейчас на новых автомобилях ставят компактные катушки. Сердечник и обмотки находятся в верхней части корпуса. Такое расположение позволяет провести визуальный осмотр без демонтажа.

К сведению. На смену индивидуальным модулям приходят секционные или реечные, объединенные в одну «батарею», состоящую из 3–4 единиц. Логика инженеров проста: чем меньше соединений и клемм, тем выше отказоустойчивость.

Признаки неисправности

Мы знаем, что есть признаки, которые с большой точностью указывают на выход из строя катушки зажигания. Основные «симптомы» таковы:

  1. Силовой агрегат не запускается. Особенно во влажную погоду.
  2. Двигатель «троит» все сильнее. А на морозе это происходит при прогреве.
  3. Провал в работе мотора после резкого нажатия на педаль газа.
  4. Регулярные пропуски зажигания под нагрузкой и на холостом ходу.

В современных автомобилях легко распознать проблему с помощью осмотра приборной панели. Характерный показатель — постоянно включается лампа Check Engine. Еще можно докопаться до истины после диагностики сканером OBD2. Электроника покажет код ошибки. Обычно это P0363 — пропуск зажигания в одном из цилиндров.

Причины выхода из строя

У катушек зажигания большой ресурс безотказной работы. Они способны проходить 60–80 тысяч километров. Но многое зависит от условий эксплуатации, внешних факторов.

Механические повреждения

Со временем материалы разрушаются. На пластмассе и резине появляются микротрещины. Нарушается изоляция. Особенно часто это происходит из‐за попадания масла на поверхность катушки.

Перегрев

Высокие температуры опасны для индивидуальных модулей зажигания, ведь они напрямую контактируют с двигателем. Неисправность системы охлаждения, утечка тосола — вот главные причины перегрева.

Поломка контактного соединения

Летом на катушки попадает влага. Особенно во время езды по лужам. Зимой в подкапотное пространство проникают реагенты. Агрессивная среда вызывает разрушение материала.

Вибрация

Главный источник вибрации находится в ГБЦ — головке блока цилиндров. Чтобы снизить уровень негативного воздействия, нужно следить за исправностью подушек двигателя, не допускать детонации.

Неисправность проводки

Катушки подключены к источнику питания далеко не напрямую. В контактных системах зажигания есть трамблер, в бесконтактных — блок управления. На любом участке цепи может возникнуть разрыв.

Способы проверки катушки

Первым делом советуем исключить повреждения других элементов системы зажигания. Сначала следует провести проверку свечей, потом осмотреть провода высокого напряжения. На карбюраторных автомобилях необходимо убедиться в работоспособности трамблера. В инжекторных вместо распределителя установлен блок управления. Он редко выходит из строя. Если диагностика не дала результатов, можно переходить к проверке катушек.

На искру

Проверка катушки зажигания на искруПроверка на искру

Метод диагностики хорош тем, что его можно применить во время поездки. Для этого понадобится исправная свеча. Лучше всего новая. Проверку выполняют так:

  1. Выключают зажигание автомобиля.
  2. Надевают наконечник провода первого цилиндра на свечу.
  3. Замыкают корпус свечи на массу.
  4. Поворачивают ключ в положение II.
  5. Наблюдают за появлением искры.

Если искра проскакивает регулярно, а ее цвет ярко‐фиолетовый, значит катушка исправна. Нет искры или она желтого оттенка? Неполадки налицо.

Кстати. Диагностику удобнее проводить вдвоем. Напарник включает зажигание ключом, а владелец автомобиля смотрит на искру.

Искра в шприце

Схема сборки самодельного тестера проверки катушки зажиганияСхема сборки устройства

Для этого метода придется собрать импровизированный тестер. Его «анатомия» показана на рисунке. Обрезаем коннектор для иглы и вставляем в него винт на 4 мм. Фиксируем гайкой, прикручиваем наконечник от свечи. Вдоль поршня пропускаем медный провод и выводим его облуженный конец наружу. Останется закрепить на наконечнике высоковольтный провод, а крокодил зафиксировать на массу и включить зажигание поворотом ключа.

Процесс сборки и тестирования есть на видео:

Тестирование. Внутри корпуса шприца между винтом и концом провода появится искра, чем дальше отводить поршень, тем длиннее она будет. Идеальный размер — 4 см. Если меньше 2,5 см с тусклым цветом, значит катушка пришла в негодность.

Проверка мультиметром

Проверка катушки зажигания тестеромПроверка с помощью тестера

Теперь расскажем, как проверить катушку зажигания тестером. У каждого модуля в спецификации указаны значения сопротивления первичной обмотки. Обычно это диапазон 0,6–4 Ом. Для вторичной обмотки значение находится в пределах 3–15 кОм. Этот показатель и будем сверять с реальным. Выполним замеры по шагам:

  1. Снимаем катушку с двигателя.
  2. Включаем мультиметр в режим проверки сопротивления.
  3. Замыкаем щупы, если ноль — значит прибор исправен.
  4. Прижимаем щупы к контактам первичной обмотки.
  5. Делаем то же самое для вторичной обмотки.

Результат. Если значения меньше паспортных, значит произошло межвитковое замыкание изолированных проводов. Сопротивление больше нормы? Произошел обрыв.

Диагностика вторичной обмотки катушек с диодом

Устройство катушки зажигания с диодомУстройство катушки с диодом

В катушках со встроенным высоковольтным диодом нельзя измерить сопротивление вторичной обмотки традиционным способом. Необходимо перевести тестер в положение DC — проверка постоянного напряжения. Щупы мультиметра следует подключить между контактами вторичной обмотки и аккумуляторной батареей. Если батарея соединена по направлению к диоду, тестер покажет напряжение. При смене полярности на дисплее мультиметра не должно высвечиваться напряжение.

Нет напряжения в обоих направлениях? Во вторичной обмотке обрыв. Напряжение есть при любой полярности? Вышел из строя высоковольтный диод.

Измерение питающего напряжения

Алгоритм измерения питающего напряжения катушкиАлгоритм измерения

Чтобы провести диагностику питающего напряжения, нужно первым делом отключить предохранитель бензонасоса. Так мотор не будет заводиться во время теста. Затем снимаем штекер питания с катушки зажигания и вставляем в фишки пару скрепок. Подключаем к ним щупы мультиметра в режиме измерения постоянного напряжения. Поворачиваем ключ в замке зажигания. Дисплей прибора покажет скачки напряжения от 0 до 12 В.

Если мультиметр не отображает никаких показаний в момент поворота ключа, значит питающий разъем неисправен. Нужно убрать с контактов следы ржавчины.

Выводы

Неисправную катушку зажигания нужно просто заменить. Но не так легко провести диагностику самостоятельно. Для этого необходимы навыки работы с мультиметром и начальные знания по электротехнике. Специалисты автосервиса справятся с задачей быстро и без ущерба для проводки автомобиля. После работы электриков двигатель перестанет «троить» и плавать при резком нажатии на педаль газа.

На видео автор наглядно продемонстрировал процесс диагностики индивидуальных катушек зажигания:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как позвонить кармане
  • Как позвонить карлсону
  • Как позвонить карине кросс
  • Как позвонить карену шахназарову
  • Как позвонить караулову андрею викторовичу ведущему передачи момент истины