Кабаян наталья владимировна агу номер телефона

История факультета

Факультет естествознания – один из старейших в АГУ, основан в 1960 году. Он начал функционировать как третий агробиологический факультет пединститута, созданный для подготовки учителей биологии и основ сельского хозяйства.

Первыми преподавателями факультета, были химик Д.С. Гоненков, ботаник Н.Е. Зеленгур, зоолог Т.И. Скляр, которые в 1960 году приняли на факультет 50 абитуриентов. Д.С. Гоненков, ранее работавший в учительском институте на естественно-географическом отделении, в первый год открытия факультета возглавил его в качестве декана.

В ноябре 1960 г. была организована первая кафедра – «Основы сельскохозяйственного производства», её возглавил профессор М.В. Фремд. В 1964 году на должность заведующего кафедрой основ с/х был назначен Б.В. Архипов.

В эти годы деканами факультета становятся В.Н. Зюзин (1964-1967), а потом С.Х. Бегидов (1967-1970).

В 1970 г. на должность декана факультета естествознания был избран Б.В. Архипов. Под его руководством была заложена агростанция, ныне ботанический сад АГУ в районе реки Курджипс.

Ноябрь 1963 года — дата рождения кафедры зоологии. Возглавляет кафедру Т.И. Скляр. Кафедре зоологии выделяется помещение для оборудования научно-исследовательской лаборатории, где под руководством опытных преподавателей: З.С. Донец, Н.Д. Джимовой ведется научно-исследовательская работа по зоологии беспозвоночных и гистологии (руководитель Т.И. Скляр). На факультете усилиями сотрудников кафедры зоологии создается зоомузей.

Кафедра объединяла, помимо зоологических наук, все учебные дисциплины по ботанике и физиологии. В 1965 году создается кафедра химии, которую возглавил доцент, кандидат химических наук, выпускник аспирантуры Ленинградского госуниверситета С.Х. Бегидов.

В 1966 г. от кафедры зоологии «отпочковалась» кафедра ботаники, заведующей которой стала доцент Н.Е. Зеленгур, затем доцент Е.Г. Крутенко. В 1973 г. кафедру возглавил доктор биологических наук М.Д. Алтухов, бывший сотрудник Кавказского заповедника.

В настоящее время на факультете работает 37 преподавателей, их них 32 кандидата наук, 5 докторов наук и профессоров. Более 20 преподавателей являются выпускниками факультета.

Преимущества обучения на факультете

Факультет естествознания даёт уникальную возможность получить качественное образование в области естественных наук, на всех ступенях высшего образования: бакалавриат, магистратура, и аспирантура. Наши выпускники востребованы как в России, так и за рубежом в следующих областях: 

  • научно исследовательские институты, исследовательские группы в университетах;

  • предприятия пищевой и перерабатывающей, микробиологической, биохимической, легкой, фармацевтической, косметической промышленностей, агропромышленного комплекса и др.;

  • селекционные станции, станции защиты растений, заповедники;

  • экологические организации;

  • экспертно-криминалистические центры;

  • заповедники, ботанические и зоологические сады, национальные парки;

  • система Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Гидромета;

  • учреждения образования (школы, колледжи, ВУЗы);

  • лечебные учреждения;

  • производственно-коммерческие организации

Специальности и направления подготовки

Бакалавриат

06.03.01. Биология (4 года бакалавр, очное).

Перечень испытаний: биология, русский язык, математика

44.03.05. Педагогическое образование (5 лет бакалавр, очное). Направленность «География и Биология».

Перечень испытаний: обществознание, русский язык, география,

44.03.05. Педагогическое образование (5 лет бакалавр, очное). Направленность «Химия и Биология».

Перечень испытаний: обществознание, русский язык, биология.

44.03.01. Педагогическое образование (4,5 года, бакалавр, заочное). Направленность «Биология».

Перечень испытаний: обществознание, русский язык, биология.

44.03.01. Педагогическое образование (4,5 лет бакалавр, заочное). Направленность «География».

Перечень испытаний: обществознание, русский язык, география.

Магистратура

44.04.01. Педагогическое образование, программа «Естественно-научное образование»

06.04.01. Биология, программы: «Физиология», «Экология», «Биохимия и молекулярная биология»

Аспирантура

  • Энтомология

  • Физиология

  • Экология

  • Науки о Земле

  • Биохимия

ДПО профессиональной переподготовки, на базе любого высшего образования, с получением новой специальности по программам (срок обучения 1 год):

  • «Педагогическое образование» химия;

  • «Педагогическое образование» биология;

  • «Педагогическое образование» география.

Деканат

Декан факультета: Кузьмин Андрей Александрович, доцент, кандидат биологических наук.

Заместитель декана по воспитательной работе: Бжецов Казбек Заурович.

Заместитель декана по учебной работе: Еднич Евгения Михайловна.

Методист: Нафисет Батмизовна Чуяко. estfakagu@mail.ru

Кафедра ботаники

Заведующая кафедрой: 

Чернявская Ирина Владимировна

кандидат биологических наук, доцент.

Кадровый состав 1 доктор наук и 8 кандидатов наук.

Преподаватели кафедры:

Тугуз Аминат Рамазановна – д.б.н., профессор

Читао Светлана Ильясовна – к.б.н., доцент

Панеш Ольга Аскарбиевна – к.б.н., доцент

Куашева Дахамиль Аюбовна – к.б.н., доцент

Бибалова Людмила Владимировна – к.б.н., доцент

Кабаян Наталия Владимирована – к.п.н., доцент

Кабаян Ольга Сергеевна – к.п.н., доцент

Муготлев Мурат Аскарбиевич – к.б.н., ст. преподаватель

Кафедра географии

Заведующая кафедрой:  

Теучеж Фатима Даутовна 

кандидат географических наук, доцент

Кадровый состав 6 кандидатов наук, доцентов

Преподаватели кафедры:

Туова Тамара Гиссовна – к.п.н., доцент

Варшанина Татьяна Павловна – к.б.н., доцент

Мельникова Тамара Николаевна – к.г.н., доцент

Тугуз Фатима Вячеславовна – к.г.н., доцент

Шадже Айдамир Ибрагимович – к.с/х.н, доцент

Кафедра физиологии

Заведующая кафедрой:

 Шаханова Ангелина Владимировна 

доктор биологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Республики Адыгея, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

Кадровый состав 4 доктора наук, 6 кандидатов наук

Преподаватели кафедры:

Шебзухова Эмма Адамовна – к.б.н., профессор.

Псеунок Аминет Аскеровна – д.б.н., профессор.

Агиров Аслан Хангиреевич – д.м.н., профессор.

Силантьев Михаил Николаевич – к.б.н., доцент.

Челышкова Татьяна Васильевна – к.б.н., доцент.

Шаповалов Максим Игоревич – к.б.н., доцент.

Кузьмин Андрей Александрович – к.б.н., доцент.

Гречишкина Светлана Станиславовна – к.б.н, доцент.

Сапрыкин Максим Александрович – к.б.н, доцент.

Еднич Евгения Михайловна — ст. преподаватель.

Кафедра химии

Заведующая кафедрой:

 Цикуниб Аминет Джахфаровна 

доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РА, выпускница факультета естествознания Адыгейского государственного педагогического института.

Кадровый состав 1 доктор наук 3 кандидата наук

Преподаватели кафедры:

Шорова Жанна Ибрагимовна – к.п.н., доцент

Очерет Надежда Петровна – к.х.н., доцент

Ожев Аслан Николаевич — ст.преподаватель

Бжецов Казбек Заурович ст.преподаватель

Демченко Юлия Александровна – к.т.н. ст.преподаватель

Гончанрова Светлана Андреевна, ассистент

Езлю Фатима Нурбиевна, ассистент

Дисциплины реализуемые на кафедре ботаники:

  • Ботаника

  • Анатомия растения

  • Систематика растения

  • Физиология растения

  • Избранные главы физиологии растений,

  • Охрана природы и природопользования

  • Растительный мир Адыгеи

  • Вирусология

  • Иммунология

  • Эволюция

  • Экология и рациональное природопользование

  • География растений

  • Селекция и семеноводство

  • Биологические основы сельского хозяйства

  • Введение в биотехнологию

  • Методика обучения биологии

  • Микробиология

  • Иммуногенетика

  • Естественно-научная картина мира

Направления подготовки:

06.03.01 «Биология»;

44.03.05 «Педагогическое образование», направленность «География и биология»

44.03.05 «Педагогическое образование», направленность «Химия и биология»;

44.03.01 «Педагогическое образование», направленность «Биология» (заочное).

Аспирантура

06.06.01 – Биологические науки, направленность Экология

Тематика научных исследований:

Научная работа ведется в рамках комплексной программы «Биологические основы рационального использования и охраны растительного мира Адыгеи» и включает следующие разделы:

  • Изучение и сохранение фиторазнообразия Северо-Западного Кавказа;

  • Изучение эколого-биологических особенностей редких и охраняемых растений в естественных условиях произрастания и в культуре;

  • Изучение морфо-физиологических, эколого-биологических и адаптационных особенностей интродуцентов в природно-климатических условиях предгорий Северо-Западного Кавказа на уровне родовых комплексов;

  • Совершенствование методической подготовки студентов к осуществлению непрерывного эколого-биологического образования в условиях модернизации отечественной школы;

  • Исследование наземных экосистем и экологических особенностей биоразнообразия Республики Адыгея;

  • Исследование иммунного статуса населения Республики Адыгея

Иммунно-генетическая лаборатория

Организована при НИИ КП АГУ в 2009 г. Руководитель – д.б.н., профессор А.Р. Тугуз. Сотрудники лаборатории: Муженя Д.В. – к.б.н., Руденко К.А. – к.б.н., Анохина Е.Н. – к.б.н., Шумилов Д.С., Смольков И.В., Татаркова Е.А. – аспиранты.

На базе лаборатории проводятся исследование иммуногенетических механизмов развития злокачественных новообразований, сердечно-сосудистых и аутоиммунных заболеваний у жителей Республики Адыгея (РА). Разработан патент «Способ ранней диагностики атеросклероза» для донозологической диагностики и профилактики атеросклероза. Направление исследования: молекулярная биология, профилактическая медицина.

Гербарный фонд

Гербарий Адыгейского государственного университета с 1962 г. существовал как учебная коллекция, статус научного гербария он приобрел в 1970 г. Гербарий включен в Международный каталог гербарных коллекций, имеет собственный акроним MAY. По предварительным подсчетам число гербарных листов более 17000 экземпляров.

Ботанический сад

Структурное подразделение Адыгейского государственного университета база экологического и эстетического воспитания студенческой молодежи республики. В настоящее время в структуре ботанического сада три отдела: интродукционный, естественной растительности, производственный. На территории сада имеется коллекция редких растений из 40 видов.

Дисциплины, реализуемые на кафедре географии:

Бакалавриат

  • Общая экономическая, социальная и политическая география

  • Научные основы школьного курса географии

  • Современные технологии обучения географии

  • Геология

  • Картография с основами топографии

  • Общее землеведение

  • Геоморфология

  • Метеорология и климатология

  • Гидрология

  • География почв

  • Ландшафтоведение

  • Физическая география России

  • Физическая география материков и океанов

  • Основы экономики и технологии важнейших отраслей хозяйства

  • География населения с основами демографии

  • Социальная, экономическая и политическая география России

  • Социальная, экономическая и политическая география зарубежных стран

  • Содержание и структура школьных учебников по биологии

  • Основы геоинформационных систем

  • Методы и методология педагогического исследования

  • География Адыгеи

Магистратура 

  • Общие вопросы методики обучения географии

  • Геофизические процессы Земли

  • Современные проблемы географии

Направления подготовки:

44.03.05
«Педагогическое образование», направленность «География и биология»

44.03.01
«Педагогическое образование», направленность «География»

44.04.01
Педагогическое образование. Магистратура. Программа «Естественнонаучное образование»;

Аспирантура

05.06.01
Науки о Земле.

Тематика научных исследований

·        «Региональные геоэкологические аспекты природных и социально-экономических исследований» Руководитель: к.г.н., доцент Тугуз Ф.В.

Центр интеллектуальных геоинформационных технологий (ЦИГИТ АГУ)

·        научно-исследовательские работы в области геоинформационных технологий:

·        разработка программных продуктов,

·        проектирование,

·        картографирование.

Геолого-минералогический музей

Основу музея составила личная коллекция его создателей: научного руководителя профессора И.Г. Волкодава и заведующей музея А.И.Волкодав. Экспозиция насчитывает 3000 экспонатов из разных регионов страны и из-за рубежа.

Дисциплины реализуемые на кафедре физиологии:

Бакалавриат

  • Зоология беспозвоночных

  • Зоология позвоночных

  •  Животный мир Адыгеи

  • Возрастная анатомия, физиология и гигиена

  • Молекулярная биология

  • Человек

  • Физиология человека

  • Физиология человека и животных

  • Цитология

  • Анатомия и морфология человека

  • Гистология

  • Гистология с основами эмбриологии

  • Генетика

  • Генетика и селекция

  • Биология размножения и развития

  • Высшая нервная деятельность

  • Особенности кровообращения у детей

  • Беспозвоночные животные (паразитология)

  • Систематика позвоночных животных (териология)

  • Избранные главы физиологии человека

  • География позвоночных животных

  • Физиология сенсорных систем

  • Развитие мозга и когнитивных способностей ребёнка

  • Физиология кровообращения

  • Биоритмы и адаптация

  • Биологическая этика

  • Физиология развития ребёнка

  • Экология позвоночных животных

  • Нейрофизиологические механизмы управления эмоциями и памятью

  • Общая и частная энтомология

  • Диагностика и коррекция психофизиологического состояния

  • Биогеография

  • Популяционная генетика

  • Энтомология

 Магистратура

  • Современные проблемы в биологии

  • Современные экологические и глобальные экологические проблемы

  • История и методология биологии

  • Общие принципы и механизмы физиологической регуляции координации и адаптации

  • Кардиореспираторная система как главный индикатор адаптационных и резервных возможностей целостного организма

  • Физиология функциональных систем

  • Современная экология и глобальные экологические проблемы

  • Морфофункциональное и адаптивное развитие организма в процессе онтогенеза

  • Теоретические аспекты физиологии высшей нервной деятельности

  • Морфофункциональные основы мышечной силы, физической работоспособности и выносливости организма

  • Методы экспериментальной физиологии и функциональной диагностики

  • Физиологические механизмы полового развития

  • Закономерности индивидуального развития. Сенситивные и критические периоды развития

  • Сенсорная физиология

  • Прикладная антропология

  • Экологическая физиология

  • Функциональное состояние организма в условиях информационной среды

  • Фундаментальная и прикладная хронобиология

  • Физиология спорта

  • Физиологические механизмы психофизиологической деятельности

  • Функциональная анатомия нервной системы

  • Дисциплины аспирантуры

  • Узловые вопросы теории функциональных систем

  • Теоретические и прикладные аспекты адаптации к умственным и физическим нагрузкам

  • Экологическая физиология человека

  • Актуальные проблемы физиологии

  • Нейроэндокринные механизмы адаптации к умственным и физическим нагрузкам

  • Методика преподавания биологических дисциплин в высшей школе

  • Экология насекомых

  • Общая энтомология

  • Экология водных насекомых

  • Физиология насекомых

  • Региональные аспекты охраны насекомых

Направления подготовки:

Очная
форма образования

06.03.01
Биология. Бакалавр.

44.03.01
Педагогическое образование. Бакалавр. Направленность «География» и «Биология»;

44.03.01
Педагогическое образование Направленность «Химия» и «Биология»;

44.03.01
Педагогическое образование. Бакалавр. Направленность «Билогия»;

44.03.01
Педагогическое образование. Бакалавр. Направленность «География».

44.04.01
Педагогическое образование. Магистратура. Программа «Естественнонаучное образование»;

06.04.01
Биология. Магистр. Программы:

  1.  «Физиология»;

  2.  «Экология»;

  3.  «Биохимия и молекулярная биология».

Аспирантура

06.06.01
– Биологические науки:

Специальности

03.02.05
– Энтомология;

03.03.01
– Физиология.

Тематика научных исследований

  • Изучение фауны, биологии и экологии беспозвоночных животных Северо-Западного Кавказа, охрана редких видов;

  • Исследование биологического разнообразия и биологических ресурсов позвоночных животных Адыгеи;

  • Изучение теоретических и прикладных аспектов адаптации обучающейся молодёжи к спортивным и умственным нагрузкам;

  • Разработка физиологических технологий формирования, развития и сохранения функций систем организма обучающейся молодёжи в условиях различных двигательных режимов.

На базе кафедры функционируют 2 научно-исследовательские лаборатории и зоологический музей, входящие в состав НИИ комплексных проблем АГУ.

Лаборатория «Физиология развития ребёнка»

Направление НИР «Технологии живых систем».

Цель:
Разработка физиологических технологий формирования, развития и сохранения функций систем организма обучающейся молодёжи в условиях различных двигательных режимов.

·        «Научные основы охраны здоровья обучающейся молодёжи».

·        «Физиологические технологии оптимизации морфогенеза и адаптогенеза обучающейся молодёжи, занимающейся и не занимающейся спортом».

Лаборатория биоэкологического мониторинга беспозвоночных животных Адыгеи

  • оптимизация научно-исследовательской деятельности в области фундаментальной и прикладной экологии, зоологии, гидробиологии, энтомологии

  • подготовка высококвалифицированных научных кадров в Адыгее.

  • изучение биологического разнообразия беспозвоночных животных региона. оценка биологического разнообразия беспозвоночных животных Республики Адыгея (научный руководитель: А.С. Замотайлов. Исполнители: М.И. Шаповалов, М.А. Сапрыкин). С

  • система комплексного гидробиологического мониторинга водных экосистем Северо-Западного Кавказа в условиях антропогенной трансформации (Научный руководитель: М.И. Шаповалов. Исполнители: М.А. Сапрыкин). 

Зоологический музей

Зоологический музей Адыгейского государственного университета занимается учебной, научной и просветительской деятельностью в области зоологии. Музей располагает следующим коллекционным фондом по следующим типам:   

  • Кишечнополостные — 72 экземпляра, 12 видов;

  • Черви — 18 экземпляров, 5 видов;

  • Моллюски — 500 экземпляров, 150 видов;

Членистоногие:   

  • Отряд Полужесткокрылые – 30000 экземпляров, 400 видов;

  • Отряд Жесткокрылые – 60000 экземпляров, 4500 видов;

  • Отряд Чешуекрылые – 6500 экземпляров, 200 видов;

  • Отряд Перепончатокрылые – 5000 экземпляров, 180 видов;

  • Отряд Двукрылые – 4000 экземпляров, 130 видов.

Хордовые:     

  • надкласс Рыбы — 706 экземпляров, 74 вида;

  • класс Земноводных – 752 экземпляра, 13 видов;

  • класс Пресмыкающихся

  • класс Птиц – 540 экземпляров, 115 видов;

  • класс Млекопитающих – 406 экземпляров, 51 вид

Дисциплины, реализуемые на кафедре химии:

Бакалавриат  

  • Общая химия

  • Неорганическая химия

  • Органическая химия с основами супрам. химии

  • Аналитическая химия

  • Физическая химия

  • Коллоидная химия

  • Биохимия

  • Прикладная химия

  • Химия ВМС

  • Строение молекул и основы квантовой химии

  • История и методология химии

  • Химия координационных соединений

  • Методы и методология педагогического исследования

  • Химический эксперимент в курсе химии средней школы

  • Методика решения расчетных задач по химии

  • Иммунохимия

  • Современные технологии обучения химии

  • Содержание и структура школьных учебников химии

Магистратура      

  • Метаболическая биохимия

  • Биохимия органов и тканей

  • Методы функциональной и клинической биохимии

  • Биохимические основы нутрициологии

  • Биохимия и физиология адаптаций

  • Возрастная биохимия

  • Биохимические методы анализа пищевых продуктов

  • Биохимия антиоксидантов

  • Биохимия спорта

  • Биохимические основы здорового образа жизни

  • Микроэлементы в биохимических процессах

  • Биотехнология ферментов

  • Биохимическая экология

  • Биохимия микроорганизмов

  • Молекулярная биотехнология

  • ДНК-диагностика 

Направления подготовки:

06.03.01
Биология. Бакалавр.

44.03.05
Педагогическое образование, профили «Химия» и «Биология»,

06.04.01
Биология(магистратура). Программа «Биохимия и молекулярная биология».

Аспирантура

06.06.01
«Биологические науки», специализация 03.01.04. Биохимия.

Тематика научных исследований

  • Физиолого-биохимические механизмы и эколого-гигиенические проблемы оптимизации нутриционного статуса различных групп населения» — научный руководитель, д.б.н., профессор А.Д.Цикуниб.

  • Совершенствование профессиональной подготовки учителя химии- научный руководитель к.п.н., доцент Ж.И. Шорова.

  • Химия и экология в системе экологического образования в средней школе — научный руководитель к.х.н., доцент Н.П. Очерет.

Лаборатория нутрициологии и экологии

 Направления научной работы

  • физиолого-биохимические механизмы, эколого-гигиенические проблемы

  • биотехнологические аспекты оптимизации нутриционного статуса различных групп населения

Основные направления и задачи научно-исследовательской деятельности  

  • Фундаментальные основы нутрициологии

  • Формирование культуры здорового питания обучающихся

  • Экологический биомониторинг

Республиканская естественно-математическая школа

Личный кабинет | Карта сайта | Контакты

Математика

Информатика

Физика

Биология

Химия

История и культура адыгов

Общая информация

Чему учат в РЕМШ

Поступай в РЕМШ

Новости и события

История и достижения

Преподаватели и сотрудники

СМИ о нас

Фотогалерея

Видео

Сведения об образовательной
организации

Реализация концепции
развития математического
образования

Контактная информация

Учеба в РЕМШ

Олимпиадные группы

Кружки 5-6 классов

Учебные группы

Астрономическая страничка

Наши проекты

Летняя математическая школа
в Адыгее

Летняя школа по
программированию

Летняя школа по биологии

Смена «Юный математик»

Южный математический
турнир

Форум «Наука будущего»

Весенняя школа в Орленке

Олимпиады и конкурсы

Олимпиада младших
школьников

Олимпиада по математике
«Ступенька»

Олимпиада по экономике
«Рост»

Новогодняя математическая
Pегата

Научно-исследовательская
конференция школьников

II этап Всероссийской
олимпиады школьников

III этап Всероссийской
олимпиады школьников

Региональная олимпиада
РЕМШ

Олимпиада им. Л. Эйлера

Олимпиады и конкурсы наших
партнеров

Дистанционное обучение

Центр дистанционного
образования

Личный кабинет

Дистанционные занятия

Научно-популярные спецкурсы
для 5-7 классов

Конкурсы для учителей

Творческие конкурсы для
учителей математики

Республиканская олимпиада
по математике для учителей
начальных классов

Олимпиада по геометрии
для учителей математики

Кабаян Наталья Владимировна

Кабаян Н.В..JPG

Круглый стол

20 июня в научной библиотеке Адыгейского государственного университета (конференц зал). Майкоп, ул. Пионерская, 260., состоится круглый стол «Восстановление переднеазиатского леопарда на территории Кавказа в целях сохранения биоразнообразия».

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КРУГЛОГО СТОЛА

— Реинтродукция переднеазиатского леопарда в пределах его исторического ареала в целях восстановления устойчивой популяции и поддержания биоразнообразия на территории Российской части Кавказа.

— Влияние природо-экологического и антропогенного факторов на сохранение биологического разнообразия

— Роль экологического образования и экологического просвещения в реализации Программы реинтродукции переднеазиатского леопарда на территории Российской части Кавказа.

— Фотовыставка работ учащихся «ПО СЛЕДАМ ЛЕОПАРДА».

Место проведения.

Научная библиотека Адыгейского государственного университета (конференц зал). Майкоп, ул. Пионерская, 260.

Участники:

— представители Регионального отделения «Российский Кавказ» WWF России, Адыгейского государственного университета, Кавказского государственного природного биосферного заповедника, Природного парка «Большой Тхач», Института экологии горных территорий им. А.К. Темботова РАН.

— научная общественность Республики Адыгея, Краснодарского края Кабардино-Балкарской Республики РФ.

студенты, магистранты, аспиранты АГУ.

учащиеся и преподаватели образовательных учреждений Республики Адыгеи.

ОРГКОМИТЕТ:

Хунагов Р.Д., д.с.н., профессор, ректор Адыгейского государственного университета, председатель.

Шмунк В.О., директор регионального отделения «Российский Кавказ» WWF России, сопредседатель.

Шаханова А.В., д.б.н., профессор, проректор по научной работе Адыгейского государственного университета.

Шеуджен И.Р., руководитель государственного казенного учреждения РА природный парк РА «Большой Тхач».

Силантьев М.Н., к.б.н., доцент, декан факультета естествознания Адыгейского государственного университета.

Шебзухова Э.А., к.б.н., профессор, зав.отделом эколого-биологического образования ИЭГТ им. Темботова РАН

Шаповалов М.И., к.б.н., доцент, эксперт-эколог лаборатории биоэкологического мониторинга беспозвоночных животных Адыгеи НИИ комплексных проблем Адыгейского государственного университета.

Сапрыкин М.А., к.б.н., доцент, эксперт-эколог лаборатории биоэкологического мониторинга беспозвоночных животных Адыгеи НИИ комплексных проблем Адыгейского государственного университета.

Еднич Е.М., старший преподаватель, зав. зоологическим музеем Адыгейского государственного университета.

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ

9.00-9.30 – регистрация участников круглого стола.

9.00-9.30 – кофе-брейк.

9.30-12.00 – работа круглого стола.

12.00-12.40 – кофе-брейк.

12.40-15.00 – работа круглого стола, подведение итогов, принятие резолюции

Модератор: Михаил Клименко, пресс-секретарь регионального отделения «Российский Кавказ» WWF России.

Вступительное слово:

Керашев А.А., министр образования и науки Республики Адыгея.

Хунагов Р.Д., д.с.н., проф., ректор Адыгейского государственного университета.

Колесников С.В., начальник Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея.

Ческидов И.М., Председатель комитета Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея по туризму, экологии и природопользованию.

Доклады:

Просветительская работа как один из ключевых компонентов Программы восстановления переднеазиатского леопарда на Кавказе.

Шмунк Валерий Олегович, директор регионального отделения «Российский Кавказ» Всемирного фонда дикой природы (WWF) России.

Деятельность кавказского биосферного заповедника в рамках реализации Программы реинтродукции переднеазиатского леопарда.

Ескин Николай Борисович, заместитель директора по научной работе Кавказского государственного природного биосферного заповедника имени Х.Г. Шапошникова.

Леопард на Западном Кавказе: исторический ареал и перспективы восстановления.

Трепет Сергей Алексеевич, к.б.н., старший научный сотрудник ФГБОУН Институт экологии горных территорий им. А.К. Темботова РАН.

Мониторинг переднеазиатских леопардов на Западном Кавказе в рамках Программы реинтродукции.

Пхитиков Алим Бесланович, к.б.н., зав. лабораторией горного природопользования Института экологии горных территорий им. А.К. Темботова РАН.

Природно-экологический каркас в системе сохранения биологического разнообразия Республики Адыгея.

Варшанина Татьяна Павловна, к.б.н., доцент, зав. Центром интеллектуальных геоинформационных технологий НИИ КП АГУ; Шаповалов Максим Игоревич, к.б.н., доцент, эксперт-эколог лаборатории биоэкологического мониторинга беспозвоночных животных Адыгеи НИИ КП АГУ;

Гетманский Михаил Юрьевич, инженер-картограф Центра интеллектуальных геоинформационных технологий НИИ КП АГУ; Сапрыкин Максим Александрович, к.б.н., доцент, эксперт-эколог лаборатории биоэкологического мониторинга беспозвоночных животных Адыгеи НИИ КП Адыгейского государственного университета.

Поддержка Программы восстановления переднеазиатского леопарда на Западном Кавказе через организацию эколого-просветительской работы с обучающимися образовательных организаций Республики Адыгея.

Валуева Наталья Николаевна, заместитель директора по естественнонаучному направлению ГБОУ ДО РА «Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея»;

Роль эколого-биологического образования в формировании знаний о биоразнообразии у обучающихся Республики Адыгея.

Кабаян Наталия Владимировна, к.п.н., доцент кафедры ботаники Адыгейского государственного университета;

Кабаян Ольга Сергеевна, к.п.н., доцент кафедры ботаники Адыгейского государственного университета.

Силантьев Алексей Николаевич, к.б.н., учитель биологии МАОУ СОШ № 5 г. Курганинск.

Перспективы организации экологических туров по наблюдению за переднеазиатским леопардом с целью развития экологического туризма на территории Республики Адыгея.

Ожева Светлана Борисовна, к.п.н., доцент кафедры социальной работы и туризма Адыгейского государственного университета.

Природный парк «Большой Тхач» – перспективная территория восстановления переднеазиатского леопарда в Республике Адыгея.

Шеуджен Инвер Русланович, руководитель ГКУ Республики Адыгея природный парк Республики Адыгея «Большой Тхач».

Прикрепленный файл Размер
Информационное письмо (Pdf) 493.26 кб

Партнёр: Адыгейский государственный университет

УДК 378.02 : 372.8 ББК 28.0 р 30 К 12

Н.В. Кабаян, О.С. Кабаян

Дисциплина «Общая биология» в системе профессионального естественнонаучного образования

Аннотация:

В статье обобщается опыт реализации технологии освоения содержательного и процессуального компонентов дисциплины «Шщая биология» на основе акмеологического подхода при использовании элементов адаптивной системы обучения, что позволяет более эффективно пройти этап адаптации учащихся к вузовскому образованию.

:

Общая биология, общебиологические знания, пропедевтическое значение, адаптация, модуль, самостоя-.

В условиях нарастающего демографического спада, конкуренции за привлечение абитуриента для продол, -замена перед высшими учебными заведениями ясно обозначилась проблема необходимости включения в учебные ,

и способствующих адаптации студентов к успешному освоению основной образовательной программы высшей

.

является курс общей биологии.

В Государственном образовательном стандарте для специальности 011600 «Биология» дисциплина «Общая биология» выделена как одна из ведущих среди других дисциплин цикла ЕНФ. На отделениях, готовящих учителей биологии, пропедевтический курс общей биологии вводится в цикле ДДС.

Курс общей биологии для высших учебных заведений имеет общеобразовательное значение; является идейно-теоретической базой для изучения других биологических дисциплин; призван обеспечить обобщение и переход знаний студентов младших курсов на более высокий уровень. Это достигается путем формирования системы наиболее общих фундаментальных понятий, законов, теорий. Кроме того он в значительной степени обеспечивает профессиональную подготовку будущих специалистов в области биологии, а также учителей биологии, как элемент ее содержательного компонента.

Многолетний опыт преподавания курса «Общая »

работы со студентами технологию освоения содержательного и процессуального компонентов дисциплины на основе акмеологического подхода при использовании элементов адаптивной системы обучения. Это позволяет более эффективно пройти этап адаптации учащихся к ву.

образования кроме сообщения новой информации во , -дентов приемам самостоятельной работы, исследователь, -личных источников, обобщать и делать выводы, определять и фиксировать основные понятия в содержании тек. —

ского содержания имеет дозирование учебного материала и алгоритмизация видов деятельности при подготовке к .

, —

чают сведения по общим вопросам биологии: о разнообразии и уровнях организации биологических систем,

,

,

стратегии охраны природы.

Целью изучения дисциплины является освоение студентами фундаментальных знаний в области биологических наук о единстве и эволюционном характере развития живых систем, естественнонаучной картине мира; получение сведений о состоянии современной биологии и перспективах ее развития; формирование у студентов убежденности в познаваемости естественных процессов ; . Образовательные задачи курса:

• усвоение основных положений и обобщений биологической науки (ететочная теория, особенности строения клеток про — и эукариот, общность растений и животных на примере единства химического состава и строения

,

и энергообмена);

• —

ности и изменчивости;

ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом;

и неживой природы; о диалектической связи энергетического и пластического обмена как единства и борьбы про;

в процессе обмена веществ и энергии и др.;

• овладение методами анатомических, морфологи,

объектов (^иготовление объекта к исследованию, фиксация, окраска, микроскопия, зарисовка и др.);

• освоение приемов самостоятельной работы, иссле-

,

знания из различных источников, в том числе используя современные образовательные технологии;

• —

ласти будущей профессиональной деятельности специи-алиста-биолога и учителя биологии.

Возможность решения образовательных задач дисциплины определяется основной образовательной про,

практической подготовки, личностно-деятельностного подхода при организации преподавателем самостоятельной работы студентов. Лекционный курс определяет теоретическую основу содержания дисциплины, знакомит студентов с исходными, фундаментальными положениями и общими закономерностями биологии, с методологией исследования в данной образовательной области. В логике построения и содержания лекционного курса предусмотрено их соответствие основным принципам обучения, в том числе фундаментальности, междисциплинар-, ,

уровнях ее организации, закономерностях эволюции; отражение в курсе биологии современных достижений науки, методов исследования. Учитывая обобщающее, миро,

нами использован модульный принцип построения лек.

Модуль 1. Биология как наука о жизни. Развитие взглядов о сущности жизни. Свойства и уровни организации жизни на Земле. Современные концепции и методы , . Познаваемость биологических процессов.

Модуль 2. Уровни организации жизни. Молекулярный уровень — качественный переход от неживой к живой природе. Уровни организации наслед-.

. —

ки. Поток вещества и энергии в клетке.

.

.

Основные закономерности передачи наследственной . . Популяционно-видовой уровень. Структура вида — . -люционные процессы в популяциях.

.

. —

ние энергии в экосистемах. Биосфера — глобальная экоси-. — -.

Модуль 3. Происхождение и эволюция жизни. Взгляды, гипотезы, теории происхождения жизни. Движущие факторы и закономерности эволюции.

Модуль 4. Биосфера и человек. Эволюция биосферы. Глобальные и региональные проблемы экологии. Стратегия охраны природы.

Система практических занятий курса общей биологии обеспечивает связь теоретических знаний с практи-

кой. Целью лабораторно-практических занятий является освоение методов биологических исследований методики (приготовление объекта к исследованию, фиксация, окраска, микроскопия, зарисовка, работа с гербарием и коллекционным материалом и др.). Содержание заданий, изложенных в инструктивных материалах, отражает с одной стороны деятельностный компонент дисциплины, что обеспечивает решение основной задачи практических занятий. С другой стороны — организует поэтапное выполнение самостоятельной работы студентами при подготовке к занятию. На первом этапе студенты самостоятельно готовятся к занятию по разделам: «Вощюсы для самоподготовки» и «омашняя контрольная работа». Выполняя ,

информацию из различных источников, заполняют таб, , . -ется фронтальное обсуждение выполненной домашней работы. Второй блок заданий выполняется во время практической работы и направлен на овладение методами проведения исследований биологических объектов (приготовление объекта к исследованию, фиксация, окраска, микроскопия, зарисовка и др.). На третьем этапе осваиваются контролирующие материалы, идет подготовка к

« ». На каждом этапе происходит непрерывное управление работой студентов со стороны преподавателя при осуществлении полной контролируемости результатов всех видов самостоятельной деятельности. Комплексный контроль включает текущую проверку выполненных до, -ние вопросов для самоподготовки, письменные контрольные работы во время занятий, самоконтроль с использованием тестов на электронных носителях. В период промежуточной сессии проводится предварительный итог достижений студентов, которые имеют свободный доступ к тестам, предлагаемым на бумажных и электрон. -лизуемых на практике элементов адаптивной системы обучения позволяют значительно повысить качество зна-. -водимый анализ результаты входного и итогового кон,

достижений при использовании традиционной вузовской и внедряемой нами системы обучения.

Примечания:

1. Васильева П.Д. Кузнецова Н.Е. Обучение химии. — СПб.: КАРО, 2003. — 128 с. «

2. Мерегукова З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения. — Майкоп: Изд-во АГУ, 1994. — 228 с.

3. Пономарева ИЛ. Соломин В.П. Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: Учеб. Пособие для студентов пед. вузов. — М.: Издательский центр «^адемия», 2003. -272 с. ‘

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кабанская црб приемный покой номер телефона
  • Кабаново такси номер телефона
  • Кабаковская врачебная амбулатория регистратура номер телефона
  • Кааз канаш номер телефона
  • Ка телеком номер телефона невьянск