Гасанов Магомед Магомедович — проректор по учебной работе, доктор
исторических наук
- Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
- Заслуженный деятель науки Республики Дагестан
Окончил Дагестанский государственный университет в 1979 году по специальности «История»
Контактная информация
367001, г. Махачкала, ул. М.Гаджиева, 43а (2 эт., каб. 26)
Телефоны: гор. (8722) 68-23-16, внутр.3-17, факс. (8722) 68-23-16
Часы приема: Понедельник – Пятница с 13.00 по 16.30
В административном подчинении проректора по учебной работе находятся:
gaziza1@rambler.ru
Iglinaz@yandex.ru
plan_upravlenie@rambler.ru
buhdgu@mail.ru
elyaram80@mail.ru
uis.05@mail.ru
unirdgu@mail.ru
г. Махачкала, ул. Дзержинского, 21
iko6161@mail.ru
uvisr.dgu@mail.ru
г. Махачкала, ул. Батырая, 2а
dir_dgu@mail.ru
г. Махачкала, ул. Батырая, 2а
murad2005@mail.ru
г. Махачкала, ул. Коркмасова, 8
pataali.muhtarov@gmail.com
г. Махачкала, ул. Дзержинского, 12
iccdgu@mail.ru
mutalov@gmail.com
pravupravlenie@mail.ru
kanc@mail.ru
г. Махачкала. ул. Батырая 1
ivan@dgu.ru
г. Махачкала.
ул. Батырая 1
larisalib_dgu@mail.ru
k5k@mail.ru
(8722) 56-21-18
dgupress@mail.ru
Уже ровно год, как студенты первых курсов ДГУ сдают зачетно-экзаменационную сессию в форме компьютерного тестирования, и это стало нормой для университета. Но в сентябре 2011 года Даггосуниверситет ждут еще нововведения: вуз полностью должен перейти на двухуровневую систему обучения студентов. О том, как прошла зимняя сессия 2010/2011 года и о том, что нас ждет в сентябре, мы решили поговорить с начальником учебно-методического управления ДГУ Азизой Гусейновной Гасангаджиевой.
Настоящее
– Азиза Гусейновна, первый вопрос о сессии: как она в этом году прошла?
– В отличие от прошлого года, в этом году мы внедрили сетевое компьютерное тестирование не только на первом курсе, но и на втором. Планируем распространение в будущем и на остальные курсы университета данной формы проведения зачета и экзамена. Наравне с этой формой обучения мы совмещаем и традиционные. От них, конечно, никуда не денешься, когда дело касается творческих специальностей или, скажем, некоторых языковых предметов.
– То есть года через три, когда нынешние второкурсники будут на 5 курсе, мы получим 5 курсов, сдающих зачеты и экзамены в форме компьютерного тестирования?
– Нам бы этого очень хотелось. Я думаю, что это вполне возможно, и надеюсь, нам это удастся реализовать.
– Какова основная цель перехода к форме компьютерного тестирования?
– Самая главная цель – нам очень важно добиться качества образования. Таким образом мы пытаемся привести в порядок соответствие тестовых баз по нашим учебным программам с государственно-образовательными стандартами, т.е. чтобы уровень наших знаний действительно соответствовал тем требованиям, которые заложены государственным стандартом к уровню подготовки специалистов с высшим образованием.
Ну и вторая немаловажная сторона – это возможность исключить вмешательство в саму процедуру зачета или экзамена сторонних лиц и сторонних факторов. При компьютерной форме тестирования студент непосредственно имеет возможность продемонстрировать в полной мере свои знания и сам же видит результат, нет никакого вмешательства со стороны, т.е. минимизирован человеческий фактор, а вместе с ним и те самые негативные моменты в учебном процессе, которые не исключены и по сей день.
– Нет ли в планах перевода и промежуточных контрольных работ в формат компьютерного тестирования?
– Я Вам скажу больше: уже многие практикуют проведение промежуточных форм контроля с помощью компьютерного тестирования. Например, я знаю, что эта форма широко распространена на юридическом факультете, на экономическом, на факультете информатики и информационных технологий, на эколого-географическом и т.д. То есть промежуточные контрольные работы по целому ряду дисциплин проходят в форме компьютерного тестирования. Преподаватели в данном случае используют специальную тестовую оболочку, в которую загружают базы данных. Наш Информационно-вычислительный центр готов предоставить такую программную оболочку любому преподавателю.
– Как мне показалось, далеко не все преподаватели и не все студенты были рады в прошлом году переходу на такую форму сдачи сессии.
– Конечно, всё новое вызывает и положительные, и отрицательные эмоции. Тут, конечно, есть и специфические причины недовольства. Например, у нас были проблемы с преподавателями по математике, которые считали, что тестовая база составлена односторонне. Но это проблемы экспертизы тестовых материалов и проблемы, связанные с качеством самой тестовой базы. Если мы хотим, чтобы тестовые базы соответствовали программе, то они должны содержать информацию или задания по всем дидактическим единицам данной дисциплины и не должно быть такого, например, что мы проверяем умение решать задачи и при этом упускаем теоретическую составляющую курса. Задача экспертной комиссии и самого преподавателя, ответственного за составление текстовых баз, в том и состоит, чтобы они полностью соответствовали программе дисциплин, чтобы в них был соблюден баланс и т.д., т.е. всем требованиям, которые предъявляются к данной дисциплине, к ее уровню, к ее объему.
– Какие-нибудь нововведения при сдаче сессии еще ожидаются?
– Я думаю, что в ближайшее время мы постараемся усовершенствовать то, что у нас уже наработано, тем более что это нуждается в дальнейшей планомерной работе. Прежде всего нам бы хотелось заметно улучшить качество наших тестовых заданий, чтобы в них были задания разного уровня сложности, чтобы они содержали и теоретическую, и практическую часть, т.е. были направлены на выявление знаний, умений в полном объеме. И чтобы при этом были соблюдены и права студента.
Хотелось бы, конечно, усовершенствовать технические возможности, потому что очень часто мы сталкивались с тем, что в процессе проведения экзамена могло отключиться электричество. Правда, в ряде случаев у нас были подозрения, что это происходит не случайно, потому что в период сессии эти отключения временами носят просто масштабный характер. Практически каждый день во время экзамена мы сталкивались с этим. Нам бы хотелось, чтобы и преподаватели были более ответственны за качество преподавания своей дисциплины и требовали соответствующего уровня знаний.
Будущее
– На одном из совещаний в ректорате Вы сообщили, что с сентября 2011 года ДГУ перейдет на многоуровневую систему обучения. Зачем она нам и что нас ждет?
– Новое поколение российских образовательных стандартов создано на основе базовых принципов Болонского процесса: с ориентацией на результаты обучения, выраженные в формате компетенций, и с учетом трудозатрат в кредитных (зачетных) единицах.
Многоуровневая система подготовки специалистов с высшим образованием была предложена и введена многочисленными нормативными актами правительства, министерства образования и президента. Направлена она на создание двухуровневой системы высшего образования: бакалавриат и магистратура, что соответствует европейской системе образования. Мы вошли в Болонский процесс, мы подписали Болонскую декларацию в 2002 году, соответственно, все эти пункты, связанные с бакалавриатом и магистратурой, мы должны соблюдать.
Согласно этому мы обязаны перейти на двухуровневую систему образования. Последние изменения в Законе об образовании также направлены на введение этой системы и ее реализацию. Параллельно с этим вводится еще и система зачетных единиц или кредитов. Эта система заимствована тоже из европейской системы оценки знаний. Дело в том, что в Европе весьма распространенным явлением XX века стала академическая мобильность студентов. Необходимостью стал перезачет определенных дисциплин при переходе из одного вуза в другой, из вуза одной страны в вуз другого государства. Вот как раз система зачетных единиц выполняет две основные функции. Первая – перезачет курсов, полученных в другом вузе (или на другом факультете). Иначе говоря, необходимую сумму единиц студент может набрать – частично – в другом вузе (или на другом факультете), и его вуз (факультет) должен их студенту перезачесть – без этого условия академическая мобильность и гибкость в подготовке студента невозможна.
Вторая функция – накопительная. Студент может в силу разных причин получать образование «порциями», с разрывом во времени, меняя вузы и т.д. Если специально не оговорено, что какие-то конкретные результаты более не действительны (например, в силу устаревания данного курса), зачетные единицы накапливаются, пока студент не наберет их нужную сумму для получения соответствующей академической степени (бакалавра, магистра). Разумеется, возможность перезачета и накопления кредитов обусловлена доверием между вузами, сопоставимостью их учебных программ.
Система перезачета кредитных единиц привела к необходимости создания учебных планов с расчетом всей трудоемкости в этих самых кредитных единицах. Поскольку мы в этот процесс вливаемся, то возникает необходимость пересмотра наших учебных планов, наших государственных образовательных стандартов и переход на систему этих единиц. Если вы откроете утвержденные и введенные в действие уже стандарты, вы найдете там такую фразу: «Одна зачетная единица – 36 академических часов», и весь учебный план построен уже с учетом этих самых единиц.
Мы привыкли, что в госстандартах второго поколения блоки дисциплин или же сами дисциплины были указаны в часах (трудоемкость в них указывалась в часах). Здесь же при системе зачетных единиц вы не найдете ни одного упоминания о часе, т.е. трудоемкость поблочно дается в блоках.
В зачетной единице измеряются все виды деятельности: и самостоятельная работа, и аудиторная, и различные виды практик, и подготовка к госэкзамену, и даже отдельные формы контроля: например, экзамен приравнивается к одной зачетной единице, а при прохождении практика одна неделя – это 1,5 зачетной единицы.
– В связи с введением этих самых зачетных единиц изменится ли система оценок знаний студентов?
– Большой плюс того, что мы раньше перешли к модульно-рейтинговой системе оценок состоит в том, что это позволит нам сейчас перейти на систему зачетных единиц безболезненно, потому что фактически одно вытекает из другого. Что такое МРС? Это система, построенная именно на этих самых модулях. Модуль – это 36 часов в среднем, т.е. это и есть та самая одна зачетная единица. Это облегчает нам понимание того, что собой представляет зачетная единица и каким образом измеряется трудоемкость дисциплины. Когда мы говорим, что по дисциплине 2 модуля, то понятно, что дисциплина измеряется 2 зачетными единицами и т.д. Тут возникает и состыковка с системой оценок знаний студентов.
В госстандартах сказано, что если дисциплина из трех и более зачетных единиц, то по этой дисциплине должна выставляться оценка. Это значит, что, когда мы будем выдавать студенту вкладыш с дипломом, мы должны ему по этой дисциплине поставить не зачет, а – либо дифференциальный зачет, либо оценку за экзамен. Экзамен – это одна зачетная единица, т.е. если дисциплина состоит из двух зачетных единиц, по Госстандарту одна автоматически выделяется на экзамен.
Оценка студентов так и будет измеряться, как и сейчас – 100 балами и теми же формами промежуточного контроля. Но когда мы будем выдавать вкладыш диплома, то укажем уже не количество часов по той или иной дисциплине, а количество зачетных единиц.
Стоит отметить, что наше вхождение в Болонский процесс дает право студентам получать так называемое европейское приложение к диплому. Когда мы перейдем на стандарты третьего поколения, мы сможем выдавать европейское приложение диплома, в котором будет весь перечень дисциплин, трудоемкость которых будет оценена в зачетных единицах и, соответственно, оценка. Помимо русского варианта, приложение будет и на английском языке.
– А что будет в таком случае с т.н. региональным блоком?
– В госстандартах третьего поколения региональный блок представлен вариативной частью и дисциплинами по выбору. Большое и основное отличие стандартов третьего поколения от стандартов второго в том, что вузы вправе выбирать те или иные дисциплины при формировании вариативной части блока, и очень важным моментом является то, что студент может выбирать профиль, по которому хочет специализироваться при получении той или иной подготовки. Например, есть общее направление «экономика» и профили «маркетинг», «аудит» и т.д. Студент будет иметь право выбрать профиль и, исходя из этого профиля, он сможет выбирать дисциплины вариативной части, фактически он имеет право сам формировать свой учебный план.
– Но у него будет и обязательный блок?
– Да, но фактически он будет участвовать в формировании своей будущей профессии.
Если вы раньше выбирали только спецкурсы и дисциплины по выбору, то сейчас вы в каждом блоке выбираете вариативную часть, и это может быть с первого курса, независимо от того, как может быть построен учебный план.
– А по самой форме обучения много изменений при переходе на двухуровневую систему?
– Несомненно, отличия есть. По той же филологии по новому Госстандарту должно быть не более 27 часов аудиторных часов в неделю, т.е. где-то две пары, где-то по три пары в неделю.
Если говорить о магистратуре, то по ряду магистерских программ объем уменьшится до 14 аудиторных часов в неделю. То есть магистерская подготовка больше ориентирована на самостоятельную работу студентов, которая должна быть посвящена самостоятельному изучению разделов данной дисциплины и научно-исследовательской работе по теме магистерской диссертации.
– А тут не возникнут проблемы? Например, преподаватель раньше вел занятия в основном только на старших курсах, а теперь его часы надо «уложить» в 4 года бакалавриата. Не боитесь недовольства?
– Поскольку в настоящее время среди образовательных программ, которые у нас сейчас реализуются, преобладают программы, рассчитанные на 5-й срок обучения, несомненно, уменьшение произойдет, так как программа бакалавриата рассчитана на 4 года и соответственно включает в себя 240 зачетных единиц. В год студент должен осваивать 60 зачетных единиц, т.е. он будет получать гораздо меньший объем часов общей трудоемкости по сравнению с обучением на специалитете.
Недовольство, несомненно, будет. Мы вынуждены будем предугадать такое сокращение, особенно если по каким-то образовательным программам у нас не будет магистерской подготовки. Это тоже должно послужить одним из стимулов, мотиваторов к тому, чтобы преподаватели, кафедры, деканаты активнее подготовили всё необходимое для открытия магистерских программ, чтобы за счет них компенсировать и знания студентов путем расширения их знаний в магистратуре и компенсировать те потерянные часы при переходе от специалитета к бакалавриату.
Здесь, конечно, есть определенные сложности, связанные и с тем, что каждый преподаватель будет обязан разработать учебно-методический комплекс по дисциплине с использованием зачетных единиц: указав объем, форму контроля и т.д., а все эти данные должны находится в открытом доступе для студента: все они должны быть размещены на сайте вуза или факультета. Это одно из нововведений, которое отмечается в новых образовательных госстандартах.
Но я не вижу в этом никаких сложностей, кроме как определенной перекройки своих часов под объем новых госстандартов.
– Вы выше использовали фразу «магистерская диссертация». Не слишком ли много в нашей существующей системе диссертаций и не приведет ли ввод новой системы образования к тому, что в нашей стране не будет такого понятия, как «кандидатская диссертация» и мы от магистерской перейдем сразу к докторской, как в странах Запада?
– Это будет зависеть от той политики, которой будет придерживаться наше Министерство образования. Да, по европейской системе есть бакалавр, магистр и доктор. Пока что в нашем законодательстве предусмотрены бакалавр, магистр, специалист по ряду специальностей (прежде всего это медицинские, технические, ряд творческих), кандидат наук и доктор наук. Раз мы идем к полной интеграции с европейкой системой, то, наверное, следует ожидать в дальнейшем изменений и в этом плане.
Хотя стоит отметить, что европейское образование не исключает и пятилетний срок обучения. Например, во Франции по химическим специальностям предусмотрен пятилетний срок обучения.
Ну и здесь же стоит отметить, что именно по этому ряду вузов в нашей стране была представлена свобода как в формировании государственных стандартов, так и в сроках, отводимых для получения той или иной квалификации. Это касается прежде всего МГУ, СПбГУ и ряда других. То есть эти вузы имеют полное права на формирование собственной образовательной политики. По-моему, они заслужили эту свободу.
– Все эти изменения будут касаться и очной, и заочной форм обучения или будут какие-то различия?
– Это всё будет касаться всех форм обучения: и очной, и заочной. Учебный план по очной форме обучения и заочной должен быть абсолютно идентичен, как по перечню предметов, так и по форме контроля. Разница лишь в порядке освоения этих дисциплин и в сроках обучения. При переходе на новую систему, как сказано в Госстандарте, бакалавриат очной формы имеет срок обучения четыре года, а по заочной может быть увеличен до года от этих четырех лет. Мы предполагаем, что срок обучения у нас в вузе по заочной форме обучения будет увеличен от полугода до года в зависимости от специфики.
– Как я заметил, внутри вуза существует неоднозначная оценка всех этих нововведений?!
– К сожалению, всё новое встречает часто большие препятствия. Ну, если вспомним, как вводилась в университете модульно-рейтинговая система, то мы помним, сколько было сложностей. А сейчас мы даже не представляем себе свою работу без модульно-рейтинговой системы.
Надеюсь, что введение зачетных единиц и переход на многоуровневую систему обучения по всему вузу будут иметь такие же результаты, и хотя бы со временем мы ко всему этому будем относиться так же спокойно, как ныне к модульно-рейтинговой системе.
Я не вижу никаких сложностей в том, чтобы принять и понять эти нововведения.
– Чтобы эти изменения органично вошли в наш учебный процесс, что предстоит сделать уже сейчас?
– Важной задачей в настоящее время перед нами стоит открытие магистратуры по ряду направлений, прежде всего по направлениям гуманитарного цикла, таким, как история, юриспруденция, филология. Традиционно по этим направлениям у нас существовали только программы специалитета и не было ни одной программы бакалавриата. В настоящий момент мы столкнулись с необходимостью создания здесь бакалавриата и магистратуры, что называется, с нуля. По целому ряду научно-естественного профиля у нас уже не первый год есть и бакалавриат, и магистратура.
Нам бы очень хотелось, чтобы факультеты активнее участвовали в процессе реализации магистерской подготовки.
Эта проблема, о которой мы говорим не первый год, и проблема довольно серьезная, так как с каждым годом конкуренция за магистратуру между вузами только обостряется. Есть определенные количественные ограничения приема в магистратуру от общего количества бакалавров – далеко не всем бакалаврам хватит места в магистратуре.
– Если на минуту представить, какой Вы видите систему обучения в ДГУ условно через три-четыре года?
– Как нам хотелось бы. Нам бы хотелось, чтобы у нас была полностью реализована многоуровневая система образования; чтобы у нас в полной мере были представлены магистерские программы и по гуманитарному блоку – нашему больному месту; нам бы хотелось, чтобы мы получили совершенно новый уровень качества подготовки специалистов в магистратуре. Нам бы очень хотелось, чтобы наши направления подготовки бакалавриата были представлены самыми разнообразными, несколькими профилями, чтобы студент мог выбирать, чтобы у него было больше выбора.
Нам бы хотелось, чтобы наши образовательные программы были максимально приближены к той профессии, которую студент будет иметь в будущем. Чтобы то, что он изучает в нашем университете, было действительно ему нужно.
Для любого вуза наличие магистратуры по тому или иному направлению – показатель его уровня. То, что мы вошли в список ведущих инновационных вузов России, я думаю, будет способствовать тому, что мы все-таки сможем открыть магистерские программы по максимально большому количеству направлений. Мы обладаем достаточным и кадровым, и научным потенциалом, и достаточной материально-технической базой для этого, но нам самим – руководству вуза, факультетам, кафедрам и преподавателям – необходимо приложить наши собственные усилия для реализации этого. Думаю, эта задача нам по плечу.
Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах
При расчетах трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах необходимо исходить из следующего:
1. Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости продолжительностью по 45 минут (или 27 астрономическим часам).
2. Максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа, т.е. 1,5 зачетные единицы.
3. Расчет трудоемкости дисциплины в зачетных единицах производится исходя из деления ее трудоемкости в академических часах на 36 с округлением до 0.5 по установленным правилам. Зачет по дисциплине и трудоемкость курсовых проектов (работ) входят в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.
4. Одна неделя практики выражается 1,5 зачетными единицами.
5. Один семестровый экзамен выражается 1 зачетной единицей (3 дня подготовки и 1 день на экзамен).
6. Для основных образовательных программ, реализуемых в соответствии с ГОС ВПО, в которых в трудоемкость дисциплины в часах включена трудоемкость промежуточных аттестаций (например, по специальности 021100 Юриспруденция), расчет трудоемкости дисциплины в зачетных единицах производится исходя из деления ее трудоемкости в академических часах на 36 с округлением до 0,5 по установленным правилам без учета п. 5 настоящей Методики.
7. Трудоемкость итоговой аттестации рассчитывается исходя из количества отведенных на нее недель: 1 неделя соответствует 1,5 зачетным единицам.
Наша справка
Азиза Гусейновна Гасангаджиева
Окончила биологический факультет ДГУ в 1995 году.
В 1999 защитила кандидатскую, а в 2010 году докторскую диссертацию.
Доцент кафедры биологии и биоразнообразия эколого-географического факультета ДГУ. С ноября 2009 года – начальник учебно-методического управления ДГУ.
Элементы 1—20 из 50.
Диссертант | Диссертация | Диссовет |
---|---|---|
Абдуллаева Мадина Имимаевна | кандидатская | Д 212.053.07 |
Абдулхаджиева Зидат Саидхасановна | кандидатская | Д 212.053.03 |
Адильгереева Париза Курбановна | кандидатская | Д 212.053.05 |
Алиев Хаджимурад Басирович | кандидатская | Д 212.053.01 |
Алиева Диана Айваровна | кандидатская | Д 212.053.01 |
Алиева Хурият Рамазановна | кандидатская | Д 212.053.01 |
Амирханов Шагабутдин Эфселитдинович | кандидатская | Д 212.053.01 |
Арсаханова Зина Абдулловна | кандидатская | Д 212.053.01 |
Арсаханова Зина Абдулловна | докторская | Д 212.053.01 |
Ахмедзияутдинов Мурад Тагирович | кандидатская | Д 212.053.01 |
Баглиева Ариза Захрабовна | докторская | Д 212.053.04 |
Бутаев Рафик Шахабудинович | докторская | Д 212.053.01 |
Вагабова Зарема Руслановна | кандидатская | Д 212.053.04 |
Гаджибалаев Гаджи Абдулмуминович | кандидатская | Д 212.053.01 |
Гаджиев Арсен Русланович | кандидатская | Д 212.053.01 |
Гаджиева Элеонора Магомедаминовна | кандидатская | Д 212.053.03 |
Гасангаджиева Азиза Гусейновна | докторская | Д 212.053.03 |
Гасанова Кавсарат Ахтаевна | кандидатская | Д 212.053.01 |
Гусейнов Абдин Абдулгамидович | кандидатская | Д 212.053.01 |
Гусейнов Сулейман Омарович | кандидатская | Д 212.053.01 |
Перейти к странице:
- << Первая
- < Предыдущая
- 1
- 2
- 3
- Следующая >
- Последняя >>
Об этом сообщили в пресс-службе ДГУ.
25 апреля, 12:00, День открытых дверей: «ДГУ – онлайн»
Ректор ДГУ Рабаданов Муртазали Хулатаевич и начальник учебно-методического управления ДГУ Гасангаджиева Азиза Гусейновна расскажут об особенностях приема на обучение по образовательным программам высшего образования в Дагестанский государственный университет на 2020/21 учебный год. К беседе присоединятся руководители факультетов, институтов и филиалов вуза.
Идентификатор: 302-068-3244 Пароль: dgu
3 мая, 13:00, День открытых дверей Колледжа ДГУ
Директор Юридического колледжа Пирбудагова Диана Шамильевна выступит с информацией о Колледже и условиях поступления.
В колледже ведётся подготовка по трем юридическим специальностям, по экологическому направлению — рациональное использование природхозяйственных. Прием учащихся после 9-го, 10-го классов.
Идентификатор и пароль – позже на сайте ДГУ (Dgu.ru)
Трансляция будет проходить на платформе Zoom, на Youtube-канале «ДГУ ТВ», Инстаграм, в Вконтакте.
Для участия в онлайн-уроках необходимо предварительно установить на компьютере или на электронном девайсе программу Zoom и следовать инструкции. Обратная связь через чат платформы Zoom и WhatsApp +7 966 769 86 85 (только сообщение).
Пресс – служба ДГУ
«Лезги газет»
91
Редакционная коллегия
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
- Шестопалов Александр Михайлович – доктор биологических наук, профессор, директор Федерального исследовательского центра Фундаментальной и трансляционной медицины (Новосибирск, Россия) ORCID
ЗАМЕСТИТЕЛИ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
- Асадулаев Загирбег Магомедович – доктор биологических наук, профессор, директор Горного ботанического сада Дагестанского научного центра РАН (Махачкала, Россия) ORCID
- Гаджиев Алимурад Ахмедович – кандидат биологических наук, доцент кафедры экологии, директор Института экологии и устойчивого развития Дагестанского государственного университета, член-корреспондент Российской экологической академии (Махачкала, Россия) ORCID
- Кочуров Борис Иванович – доктор географических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института географии РАН (Москва, Россия) ORCID Scopus
- Рабазанов Нухкади Ибрагимович – доктор биологических наук, профессор, врио директора Прикаспийского института биологических ресурсов Дагестанского научного центра РАН (Махачкала, Россия) ORCID
НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР
- Чибилев Александр Александрович – доктор географических наук, профессор, академик РАН, научный руководитель Института степи Уральского отделения Российской академии наук (Оренбург, Россия)
ОТВЕТСТВЕННЫЕ СЕКРЕТАРИ
- Гасангаджиева Азиза Гусейновна – доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой биологии и биоразнообразия Дагестанского государственного университета (Махачкала, Россия) ORCID Scopus
- Гусейнова Надира Орджоникидзевна – кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и биоразнообразия Института экологии и устойчивого развития Дагестанского государственного университета, член-корреспондент Российской экологической академии (Махачкала, Россия) ORCID Scopus
- Даудова Мадина Гасангусейновна – кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и биоразнообразия Института экологии и устойчивого развития Дагестанского государственного университета (Махачкала, Россия)
- Иванушенко Юлия Юрьевна – магистр экологии, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия) ORCID
- Теймуров Абдулгамид Абулкасумович – кандидат биологических наук, доцент, кафедра биологии и биоразнообразия Института экологии и устойчивого развития Дагестанского государственного университета (Махачкала, Россия)
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР
- Юсупов Юсуп Газимагомедович – магистр экологии (Махачкала, Россия)